ЛЮДНО, - скажу я вам про картины, на которых изображено много людей.
Хочу отметить тех мастеров, которые смело берутся за изображение большого количества персонажей:
▪︎ Крестный ход в Курской губернии, И.Репин (1883)
Такие полотна иногда называют эпическими!
Хотя если всмотреться в персонажей, мы увидим, некоторые в сутанах заняты явно своими мыслями или разговорами, а не охвачены благоговейном трепетом перед смыслом события, в котором участвуют.
Жарко, ноги гудят - в толпе не видно одухотворенных лиц. Вокруг нищие, больные, сирые, убогие... Думаете, выдумываю??? Сам Павел Третьяков пожаловался художнику – ни одного приятного лица на картине.
▪︎ Приход колдуна на крестьянскую свадьбу, В.Максимов (1875)
Желанный ли колдун гость??? Сюжет про крестьянскую свадьбу, а на картине много пожилых или откровенно старческих лиц. Жениха и невесту я не сразу заметила, потому что они написаны в той же цветовой гамме, что и пожилые гости, сидящие на лавке. Чем те, кто на печке-лавочке, отличаются от вновь прибывшего гостя-колдуна???
Колдун мне не кажется мрачным, страшным или опасным. Но на всякий случай старец, сидящий около молодых, видимо, отец невесты внутренне собрался, готовый к любым неожиданностям.
Две фигуры в темном ринулись навстречу колдуну, закрывая молодых от его взгляда??? Сглаза???
В плечо невесты уткнулась другая молодуха. Прячется от вошедшего??? Закрывает собой сестру или подругу???
Общество взволновано, а причина волнения зрителю (мне) не понятна. От этого беспокойно, но не страшно.
▪︎ В ожидании шафера, И.Прянишников (1891)
Говорят, что современные зрители, т.е.мы с вами, не понимают смысл изображённого.
Главная на картине не молодая невеста в белом, а пышная дама в красном. Сваха! Которая помогла найти богатого жениха. Неважно, старого или молодого, симпатичного или уродливого - богатого!
"Не ты первая, не ты последняя!" - скорее всего наставляли девицу довольные родители перед перед выходом семьи на авансцену.
Шафер, друг со стороны жениха, повезет невесту в церковь. Бедных родственников - отца и мать невесты, судя по скромной повседневной одежде, на венчание не пригласили...
Фотография гимназисток за спиной свахи говорит о том, что невеста образованная, что повышало статус девушки в рейтинге невест.
А вот высшее образование, если оно и бывало у мам'зелей второй половины XIX в, наоборот снижало их шансы выйти замуж с выгодой практически до нуля.
Старинная икона на столе справа в окладе с большим количеством жемчуга показывает, что семья невесты знавала лучшие времена.
О замужестве по любви девушки ее поры и круга, скорее всего, читали только во французских романах. Большинство выходили замуж пусть и не по принуждению, а из чувства долга, например. Или гормонального "уж замуж невтерпёж". Или боязни остаться старой девой на шее родителей, превратившись в приживалку у родни.
▪︎ Земство обедает, Г.Мясоедов (1872)
Сначала я смеялась, потому что приняла это земство за нищебродов в ожидании бесплатного супа.
Но аудиогид тут же вмешался в мои мысли: это крестьяне с правом голоса... "Не похоже", - не согласилась я мысленно с аудиогидом, - "даже если так. Они, скорее всего, не вникают в суть вопросов, ради которых приехали на заседание".
Питание скудное, лица уставшие, тела немытые - много ли нарешаешь в таком обличье???
А потом я увидела фио художника - Мясоедов - и мне снова стало смешно. Мой знакомый в девяностые говорил жене, что мяса надо больше ему класть, а не детям, потому что он с работы (!) пришёл, ему мясо нужнее.
Земским крестьянам мясо тоже бы не помешало. "Вот из кого формировалось местное самоуправление после реформы 1861 г.", - продолжала я размышлять, не замечая, что на картине не всё так просто. Мы, как обычно, не всё знаем...
Добавлю от себя, именно в середине ХIX в формировался класс купцов из старообрядцев, которые выросли как грибы из ниоткуда, мгновенно превратившись в миллионщиков.
Вот и в интернете сказано, что не такие уж эти крестьяне на картине бедные. На них разноцветные рубашки, значит могли себе позволить купить ткань, окрашенную дорогими импортными красителями.
И обувь на них справная. Подумаешь, хлеб с луком едят, так то по привычке...
Земское собрание проводилось один раз в году, длилось неделю, поэтому крестьяне на картине никуда не торопятся - ценят каждую минуту ничегонеделания. Отдыхают.
Обед в земстве оплачивался вскладчину. По этой причине изоображенные крестьяне не посчитали необходимым тратиться на ненужный обед с дворянами, спокойно ожидая окончания господской трапезы на улице.
🔸️🔸️🔸️
Художник Григорий Мясоедов - богатый аристократ из Орловской губернии. Во время обучения получал серебряные медали за картины, которые нравились академикам. Был награждён пенсионерской поездкой в Европу.
Умер в своем имении на Полтавщине в 1911 году.
Интересный факт. На известной картине Ильи Репина ▪︎ «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» Грозный имеет черты Григория Мясоедова, который позировал художнику при написании полотна.
▪︎ Ночлежный дом, В.Е.Маковский (1889)
Вот где нищета, страдания, холод и голод прямо на снегу. Земство отдыхает!
В центре картины мы видим высокого мужчину в черной шляпе с высокой тульей и модным шейным платком - франт, не нищий, да ещё и с папочкой под мышкой. Или с мольбертом, но это не точно. Не Саврасов ли???
Красно-кирпичный дом слева современники автора картины сразу узнали: он стоял в Большом Трехсвятительском переулке и был известен как «ляпинка» — по фамилии купцов Ляпиных, которым принадлежал.
"Ночевать приходили и отставные офицеры, бывшие помещики, старые барыни, выгнанные чиновники. Некоторые бывают весьма прилично одеты".
Ходила я по выставке и удивлялась, какой плодовитый этот Маковский!
Оказалось, их три (!) брата. Все художники, все передвижники! Только я с Васнецовыми разобралась, новая загадка, придётся обращать внимание на инициалы.
Автор "Ночлежного дома" Владимир Егорович, младшеньк(о)й.
Самый богатый и успешный - Константин Егорович, старший.
Николай Егорович.- средний брат. Несмотря на то, что Н.Е. был среди учредителей Товарищества передвижников, за неучастие в выставках оказался исключенным спустя два года после основания ТПХВ.
В.Е. до смерти занимался преподавательской деятельностью. В смысле, не переусердствовал в аудитории, а умер, будучи преподавателем. ;))
▪︎ Общий жертвенный котёл в престольный праздник, И.Прянишников (1888)
Здесь, наоборот, сытно. И время года другое, не стылое зимнее, "травка зе(н)елеет, солнышко блестит..."
"Ночлежный дом" и Котёл" предлагаю развешивать рядом, чтобы слишком впечатлительные посетители Третьяковки не застывали напротив предполаемой фигуры Саврасова на картине В.Е.Маковского.
Следом другая работа В.Е.
▪︎ Крах банка, В.Е.Маковский (1881)
Место преподавателя вместо умершего В.Г.Перова занял В.Е.Маковский:
"Надо кистью рисовать, колорит и рисунок связаны между собой".
Сюжет банкротства реальный.
В 1876 году шёл грандиозный судебный процесс Московского ссудного коммерческого банка, в 1880-х прогремел крах и судебный процесс Скопинского банка.
Полицейский на картине защищает не пострадавших вкладчиков, а дельцов.
Один из моих ВИП-туристов после очередного банковского кризиса в РФ, не помню, какого по счету, с горечью сказал, что, разделив свои капиталы на 3 банка, он угадал на 100%: все три банка обанкротились, а деньги моего туриста сгорели. - Не последние, но всё равно жалко!
- Лучше бы положил их в швейцарский банк под 3%, - сетовал горе-вкладчик. - Копеечный %, конечно, зато средства были бы целы...
На холсте люди растеряны, ошарашены, у многих пропало последнее.
22 января 1991 на СССР обрушилась денежная реформа - президент СССР Михаил Горбачев подписал указ об изъятии из обращения и обмене в трехдневный срок всех 50- и 100-рублевых купюр образца 1961 года.
Я помню лица соседей в 1991-м, оказалось, деньги в банках (стеклянных) хранили многие, а обмен за 3 дня - это грабёж среди бела дня, агонизирующее государство пожирало вклады своих граждан, а ведь люди отказывали себе во многом поколениями, чтобы купить стенку, "хорошую, финскую", сыграть свадьбу или справить похороны... Копили десятилетиями, а потеряли вмиг!
Но не прошло и 2-х лет..
26 июля 1993 года вышел указ Президента Российской Федерации Б. Н. Ельцина о прекращении оборота старых бумажных денег образца 1961–1992 годов. Банкноты 1993 года номиналом от 100 до 50 000 рублей стали одним из символов экономического кризиса и инфляции 1990-х годов, получив в народе презрительное прозвище «фантики».
Современники сравнивали Маковского с Гоголем, а "Крах банка" с сюжетом из "Ревизора".
▪︎ Приезд иностранцев. ХVII век, С.Иванов (1901)
Этой картиной можно запросто иллюстрировать туризм начала 90-х!
Когда упал железный занавес, мои будущие коллеги ловили иностранных туристов на ж/д вокзалах, куда приезжали поезда из Китая, Монголии и Владивостока.
Я уже не помню точно эти байки с названием городов и вокзалов, но фио совладельца своей первой турфирмы в Москве я услышала от управляющего апарт-отелем в Кейптауне! "Yes, [Б(О)риса] I remembered very good! [Москва] is a very good city!" Кейптаунец тоже приехал к нам на поезде из Китая.
Тогда многие начинающие турагенты быстро сообразили, что надо заниматься не размещением босоногих, длинноволосых иностранцев в Москве, таких, как американский соучредитель той же моей первой турфирмы, которая, чтобы выжить в 1998, слилась с американской компанией, а отправлять новых русских за границу.
Неподалёку от нас район Лефортово, имя которому дал небезызвестный Лефорт. Женевьевец, by the way, не германец. Как многие, оставшиеся "без штанов" европейские авантюристы, оказался в Московии. Сподвижник Петра I Лефорт приложил немало сил для подавления восстания стрельцов.
"Приезд иностранцев" был последней картиной С.Иванова, участвовавшей в выставках передвижников. Далее мастер переключился на участие в других профессиональных объединениях.
Посчитали, сколько сюжетов картин я вам показала и подробно описала??? ✍️
6
7
8
👉❤️
8 // 18