Том Бомбадил - один из самых загадочных персонажей в мире Властелина колец. Он не похож ни на одного героя этой истории, не вписывается в привычную борьбу добра и зла, и именно поэтому остаётся объектом постоянных споров. Кто он? На чьей он стороне - если вообще на чьей-то?
Он говорит стихами, поёт, будто играя, носит нелепую одежду: ярко-синий камзол, жёлтые сапоги. Он будто бы живёт вне времени, вне конфликта, вне желания что-либо менять. Но при этом остаётся, возможно, самым могущественным существом во всей истории. Он помогает хоббитам, не прося ничего взамен. Он не поддаётся влиянию Кольца, не боится древнего зла и говорит о судьбах мира так, будто всё это - мимоходом.
Привет! Вы на канале ShadowTavern! Устраивайтесь поудобнее и приятного чтения!
===========
Как появился Том Бомбадил?
Во многих адаптациях, включая трилогию Питера Джексона, Тома Бомбадила решили исключить. Кому-то это показалось оправданным - его поведение кажется странным, несерьёзным, даже несоответствующим тону истории.
Он был придуман задолго до Хоббита и Властелина колец. Вдохновением послужила кукла, принадлежавшая детям Толкина, случайно смытая в унитаз. В 1920-х автор сочиняет стихи о Томе - добродушном духе английской природы, не подверженном страху и угрозам. В поэме Приключения Тома Бомбадила он странствует по лесу, сталкиваясь с персонажами, позже вошедшими в Властелина колец: Старой Ивой, баргестами. Никто из них не может ему навредить - Том побеждает их словом и песней. Он не вступает в борьбу, потому что она для него бессмысленна. В финале он женится на Золотинке (Златенике), представительнице водной стихии. "дочери реки".
Позднее поэма Том Бомбадил отправляется в плавание добавляет ещё один штрих: он посещает фермера Маггота - знакомого по главам о Шире. Вместе они пьют, поют, танцуют. Этот бытовой эпизод показывает, что Том действительно живёт в Средиземье, а не просто символически существует на его границах. Он встроен в ткань мира, но не вовлечён в его основные конфликты.
Персонаж вне мира и времени
Том Бомбадил - один из немногих, кто напрямую демонстрирует невозможность свести Средиземье к простым категориям. Он способен приказывать древним духам леса, успокаивать зло песней, не поддаётся магическим артефактам. Когда он надевает Кольцо Всевластия, не исчезает. Он способен видеть Фродо, даже если тот под его действием становится невидимым. Он делает с Кольцом простой фокус, пряча его из одной руки в другую, не придавая этому никакого значения. Так, безделушка.
Он спасает хоббитов дважды: от Ивы и от баргеста, и каждый раз - не сражаясь, а просто произнося правильные слова. После второго случая он даёт им мечи, найденные в кургане. Один из этих мечей, как мы помним, станет оружием, что уничтожит Короля-Чародея.
Почему ему не доверили Кольцо?
На Совете Элронда всерьёз обсуждается, можно ли доверить Кольцо Тому. Он единственный, на кого оно не влияет.
Но Гэндальф говорит: Том не понимает его значения. Он может потерять его, забыть о нём или оставить лежать в углу. Он не вписывается в логику власти - ни в её соблазн, ни в её разрушительность. Он живёт вне этого.
Может ли он быть Богом?
Некоторые фанаты строят теории: возможно, Бомбадил - это Единый, Эру, то есть Бог в толкиновском мире. Аргументы очевидны: он старейший, он был там "до всего", его имя на синдарине означает "Старейший и Безотцовский", он говорит "Я есмь" - очевидная параллель с Ветхим Заветом. Глорфиндел говорит, что если всё погибнет, Том падёт последним, как появился первый. Всё указывает на его уникальность.
Но Толкин прямо опровергал такие трактовки. В письме №144 он пишет: "Он не важен для повествования. Скорее, он важен как комментарий. Я не могу точно объяснить, что он означает, но он выражает то, что мне кажется важным". Том - не бог, не авторский аватар. Он - что-то другое.
Том Бомбадил как позиция вне власти
В том же письме Толкин уточняет: "Обе стороны конфликта - добра и зла - в какой-то мере стремятся к контролю. Но если ты отказываешься от контроля, если ты радуешься вещам как таковым, без попытки использовать их - тогда тебе чужда сама идея власти".
Том - это фигура, которая смотрит на мир без желания его подчинить. Он просто живёт в нём. Ест, поёт, говорит с природой. Он вне борьбы, потому что сам отказался от неё. Не потому, что он трус или равнодушен, а потому что ему ближе радость существования, чем стремление изменить или подчинить всё вокруг.
Почему Гэндальф уходит к нему?
В самом финале Властелина колец Гэндальф, завершив свою миссию, не спешит в Шир или к королю.
Он говорит: "Я собираюсь затеять долгий разговор с Бомбадилом: такой разговор, который не вёл я за всё своё время тут. Он обрастал мхом, а я был катящимся камнем. Но мои дни перекатов заканчиваются, и теперь у нас должно быть много того, что мы можем рассказать друг другу".
До этого момента Гэндальф был в действии - советы, битвы, дипломатия. Теперь он может остановиться. А Том Бомбадил никогда и не начинал спешить. Гэндальф только сейчас становится способным понять, что именно делает Тома таким важным.
Что хотел сказать Толкин?
Толкин сознательно оставил Тома Бомбадила нераскрытым. В письмах он пишет:
"Даже в мифе должны быть загадки. Том - одна из них. Намеренно".
Это не забытый сюжет, не необъяснённая арка. Это осознанный элемент структуры. Том не нужен для сюжета. Но он нужен для смысла.
Властелин колец - о борьбе, мужестве, выборе. Но Том Бомбадил говорит нам: этого недостаточно.
Нужно уметь просто жить. Есть, пить, петь, помогать. Не для победы. Не для величия. А просто потому, что жизнь сама по себе - это уже ценность.
===========
На этом у меня сегодня все! Спасибо за просмотр! Если выпуск вам понравился, то не стесняйтесь делиться ссылкой на него со своими друзьями, подписываться на канал и нажимать на кнопки под статьей :)
И, конечно же, подписывайтесь на мой Telegram канал - там фотосеты, кадры со съемок, новости и многое другое!
И до встречи в следующем выпуске! Пока!