Государственный Эрмитаж, при поддержке ПАО «Газпром» и АО «Императорский фарфоровый завод», представил широкой публике уникальную экспозицию, посвященную творчеству Инны Соломоновской Олевской – одного из самых ярких и самобытных художников по фарфору современности.
На выставке можно в полной мере погрузиться в удивительный мир, где поэзия Серебряного века встречается с актуальными трендами современного искусства, а религиозные мотивы переплетаются с джазовыми импровизациями.
Более полувека Инна Олевская, Заслуженный художник России и член-корреспондент Российской Академии художеств, отдала своему искусству на Императорском фарфоровом заводе (ранее – Ломоносовском). Ее работы, хранящиеся в собраниях Государственного Эрмитажа и других ведущих музеев России, а также в частных коллекциях по всему миру, стали настоящим феноменом. В 2017 году Эрмитаж уже представлял персональную выставку художницы, но нынешняя экспозиция, разместившаяся в залах Главного штаба, представляет собой более масштабное и глубокое исследование ее богатого творческого наследия.
Инна Олевская – художник-экспериментатор, мастер смелых решений и новаторских техник. Она не просто украшает фарфор, а создаёт объемные, многослойные нарративы, в которых каждая деталь продумана и наполнена смыслом. Ее работы – это диалог с классической литературой и современностью, это отражение ее глубокого внутреннего мира, переданного через удивительную пластику фарфора.
Экспозиция выделяет несколько ключевых произведений, заслуживающих отдельного внимания. Среди них: "Путешествие в прошлое". Пластика фарфора Инны Олевской и её «Путешествие в прошлое» служит прекрасным примером её уникального стиля. Композиция поражает своей лаконичной выразительностью. Перед нами – лодочник, изображенный с удивительной детализацией. Его серебряные весла, блеск которых, выглядят одновременно хрупкими и сильными, отражая сложность и противоречивость стремления к прошлому. Фигура лодочника, возможно, символизирует человека, отчаянно пытающегося преодолеть течение времени, вернуться к забытым моментам, пережить уже прожитое. Но цель его путешествия – строгие, гармоничные фарфоровые ворота – остаются недостижимыми.
Эти ворота, выполненные в характерной для Олевской манере, представляют собой не просто архитектурный элемент, а метафору непреодолимой границы между настоящим и прошлым. Их строгая геометрия, идеальные пропорции, символизируют неизменность времени, его неумолимую линейность. Прошлое, запертое за этими воротами, остаётся недосягаемым, как бы мы ни старались его вернуть. Работа Олевской поражает не только своим философским подтекстом, но и мастерством исполнения. Художница виртуозно владеет техникой лепки, добиваясь невероятной пластичности и выразительности форм. Игра света и тени на поверхности фарфора, тончайшая детализация одежды лодочника, идеальная глазурь – всё это создаёт впечатление невероятной реалистичности, придавая работе особую привлекательность. Отдельного внимания заслуживает цветовая гамма произведения - белый фарфор. Олевская использует приглушенные тона, подчеркивающие серьезность темы. Серебряные весла, в контрасте с белизной фарфора, притягивают взгляд и усиливают чувство неизбежности и бесполезности попыток изменить прошедшее. «Путешествие в прошлое» - не просто красивая статуэтка, а глубокое размышление о времени, памяти и человеческом стремлении к идеалу, воплощенное в уникальной пластике фарфора.
JACO PASTORIUS (Жако Пасториус). Это уникальное произведение, посвященное легендарному джазовому музыканту, демонстрирует умение Олевской передать динамику и эмоциональную насыщенность музыки через пластику фарфора. Работа поражает своей энергией и современным звучанием.
Джако Пасториус (Джон Фрэнсис Энтони Пасториус Третий) – имя, которое навсегда вписано в историю джаза. Его невероятный талант, виртуозная техника и новаторский подход к бас-гитаре сделали его легендой, влияние которой ощущается и сегодня. История Джако - музыкальный триумф, который закончился трагической, его жизнь, как яркий фейерверк, сгорела слишком быстро. музыкальный путь Джако начался неожиданно. В 12 лет юный Джон уже осваивал ударные под руководством отца, но перелом руки в 13 лет и последующее неправильное сращивание костей заставили его овладеть новыми инструментами. Гитара, саксофон, фортепиано – каждое из них стало этапом на пути к его предназначению. Вторая операция в 15 лет, по-видимому, стала переломным моментом. Именно тогда он выбрал бас-гитару, и мир джаза больше никогда не будет прежним. Пасториус обладал уникальным даром – он играл на бас-гитаре и говорил на её языке. Его стиль отличался импровизационным мастерством, невероятной скоростью и точностью, а также уникальным чувством ритма. Он смело экспериментировал с техникой игры, используя таппинг, сложные арпеджио и перкуссивные приемы, которые ранее практически не применялись в джазе. Его звучание было одновременно мощным и мелодичным, виртуозным и эмоциональным. Он расширил границы возможностей бас-гитары, превратив её из аккомпанирующего инструмента в полноценный сольный инструмент, способный вести мелодическую линию и создавать сложные гармонии. Его сотрудничество с группой Weather Report (1976-1982) стало кульминацией его карьеры. Наряду с такими джазовыми титанами, как Уэйзер и Шенкер, Пасториус внес огромный вклад в развитие фьюжн-музыки, добавив в её звучание свою неповторимую энергетику и инновационный подход к игре на бас-гитаре. Ноты из его импровизаций покрывают часть пиджака на фарфоре.
"Гений и Злодейство – две вещи несовместные" (1990-1999). Эта серия, делалась на протяжении почти девяти лет, наглядно демонстрирует эволюцию творческого почерка художницы. Здесь находят отражение сложные философские размышления, переданные через динамичные композиции и выразительные образы.
В этом произведении Олевская поднимает важнейшие философские и моральные вопросы, исследуя природу гения и злодейства. Новое видение классических конфликтов Олевская обращается к классическим трагедиям, таким как история о Моцарте и Сальери, а также дуэль Пушкина с Дантесом.
Однако она делает это с совершенно новой перспективы, создавая своего рода театр, в котором персонажи и их конфликты обретает многослойность и глубину. Это позволяет ей не только пересказать известные сюжеты, но и добавить в них актуальные для современности смыслы.
В «Гении и злодействе» Олевская ставит под сомнение традиционные представления о гениях как о безупречных личностях, и злодеях как о явных антагонистах. Она показывает, что граница между добром и злом может быть размыта, и порой гений оказывается в плену своих собственных демонов. Это заставляет зрителя задуматься о том, как общество воспринимает талант и какие последствия это может иметь для самих творцов.
Центральным элементом композиции является психологически-нравственный конфликт, который Олевская мастерски развивает на протяжении всего произведения. Персонажи сталкиваются не только с внешними противниками, но и с внутренними терзаниями, что делает их более человечными и реалистичными. Каждый из них представляет собой сложный сплав амбиций, страха и желания быть понятым. Олевская использует различные театральные приемы, чтобы подчеркнуть внутренние переживания своих героев.
Монологи, диалоги и даже элементы хореографии помогают создать атмосферу напряжения и драмы, в которой зритель становится свидетелем борьбы не только за признание, но и за собственную душу.
Влияние на искусство и общество Олевской не только обогащает современное искусство, но и вызывает широкий общественный резонанс. Она заставляет зрителей и критиков переосмыслить свои взгляды на гениальность и моральные дилеммы, с которыми сталкиваются творцы. В условиях современного мира, где успех часто измеряется количественными показателями, такие размышления становятся особенно актуальными.
Олевская создает пространство для диалога о том, что значит быть гением в мире, который часто не готов принять его сложность и противоречивость. Это произведение, безусловно, войдет в историю искусства как важный вклад в понимание человеческой природы и ее многогранности.
Экспозиция в Эрмитаже, не только просмотр красивых предметов, но и возможность понять глубину творческого поиска Инны Олевской. Ее работа – это новый стиль в искусстве фарфора, стиль, который мгновенно узнаваем и запоминается, оставляя неизгладимое впечатление на зрителя. Выставка становится событием не только для ценителей фарфора, но и для всех, кто ценит истинное искусство, способное переносить нас через время и пространство. Она напоминает о том, что фарфор – это не просто материал, а средство выражения безграничного творческого потенциала. Именно это делает творчество Инны Олевской таким запоминающимся и глубоко эмоциональным.
Адрес: Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж, Главный штаб. Дворцовая площадь, 6-8. Часы работы: Понедельник выходной. Среда, четверг, воскресенье 11:00 – 18:00. Последний сеанс: 16:00. Вторник, пятница, суббота 11:00 – 20:00. Последний сеанс: 18:00