Есть такая нехарактерная вещь для вариаторов как пинки. Все мы знаем, что у нас в вариаторных коробках в связке "конуса-ремень" нет частей, которые имели бы, скажем, жёсткий зацеп.
У нас здесь ремень, который ходит по конусам. И пинки - достаточно большой повод, чтобы задуматься и записаться в сервис. А там уж, будьте уверены, вас разведут, даже если поломки нет. И сегодня будет три пункта, из-за которых вы могли бы подумать, что у вас сломалась коробка. Попытаемся разобраться в каждом из этих пунктов: являются ли они поломкой или же это обычный штатный режим работы вариаторной коробки передач.
Все три пункта будут идти по нарастающей от самых простых, которые практически все знают, и до последнего пункта, который на форумах собирает большое количество обсуждений. Эти три пункта относятся только к автомобилям на вариаторных коробках передач, оборудованных гидротрансформатором. Сразу же, предвидя вопли невежд, отвечаю: гидротрансформатор является элементом вариаторной или гидромеханической трансмиссии и НЕ является названием типа коробки. Поэтому прежде чем оставить коммент типа " гидротрансформатор это не вариатор" - убедись что ты понимаешь о чем пишешь. Иначе звучать будет как минимум тупо.
1 Стандартная работа фрикционов
Многие люди вопрошают: “почему, когда я стою на паркинге или на нейтралке, дальше включаю драйв или из драйва перевожу на реверс, автомобиль сопровождает небольшой толчок или пинок?” Когда вы в статике переключаете передачи и автомобиль умеренно толкает вперед или назад, это является нормой. На вариаторных автомобилях, для того чтобы включить заднюю или переднюю передачу, автоматике коробки нужно сжать / разжать один или другой пакет фрикционов.
Чтобы сжать или разжать фрикционы, нужно создать определенное давление в коробке. Толчок связан с тем, что автоматика нагнетает давление, фрикционы сжимаются и в момент включения передачи на коробку начинает передавать нагрузка от двигателя , так как гидротрансформатор входит в другой режим работы (одно из колес ГДТ останавливается). И из-за того, что у вас двигатель и коробка находятся на подушках, как их называют, или опоры ДВС или АКПП, движок чуть накреняет коробку. Именно из-за этого в статике такие пинки и появляются. Однако, важно понимать что сила этого толчка не должна превышать норму и уж тем более машина не должна проезжать вперед (толкаться) при таком действии.
2 Выработка ремня и конусов
Второй пункт больше относится не к пинкам, а к рывкам. Представим ситуацию, когда вы начинаете движение, нажимаете газ, до 5000 оборотов раскручиваете двигатель, либо идете на обгон.
Автомобиль ускоряется, и тут вы замечаете, что стрелка тахометра начинает резко скакать, и в этот момент автомобиль не получает никакого ускорения. Естественно, вы начинаете переживать по этому поводу. И данный пункт действительно является поломкой.
Дело в том, что если вы где-то когда-то набуксовали, перебуксовали или очень часто любите рвать с места с буксом колес, то со временем ремень, проскальзывая по поверхности конусов, вырабатывает некоторые трассы. И когда эти трассы стали достаточно глубоки, в момент разгона конуса сходятся, ремень выталкивается наружу от центра этих конусов. И когда ремень проходит эту насечку, он на некоторое время на ней задерживается, так как металл в этих местах имеет выработку.
Обороты из-за этого начинают скакать и автоматике коробки нужно придать большее давление на сжимание конусов, чтобы вытолкнуть этот ремень и вы могли дальше ускориться. К сожалению, этот пункт является поломкой по той причине, что с такими трассами вы уже долго не поездите. В какой-то момент вы просто включите драйв, двигатель будет раскручиваться, автомобиль ехать не будет и коробка встанет в аварийный режим. Чаще всего такие симптомы проявляются при бОльших передаточных отношениях.
3 Штатная работа гидротрансформатора
Этот пункт связан с пинками при торможении. Вы едете с какой-то постоянной скоростью, видите впереди, допустим, красный светофор загорелся, нажимаете тормоз и начинаете равномерно оттормаживаться.
И многие замечали, что при торможении, когда автомобиль еще не достиг нулевой скорости, но уже скорость около 10−20 км в час, автомобиль сопровождается неким толчком, как будто вам в зад кто-то въехал, после чего автомобиль уже начинает нормально тормозить. Этот пункт не является поломкой, это обычная штатная работа вариаторной коробки передач с гидротрансформатором. Такой пинок обусловлен всего лишь двумя факторами.
Первый фактор: вы оттормаживаетесь, гидротрансформатор выходит из режима блокировки, то есть разблокируется. Насосное колесо чисто механически отцепляется от корпуса гидротрансформатора, из-за этого вы чувствуете небольшой пинок. И после того как всё оно разблокировалось, от насосного колеса начинает идти набегающий поток жидкости, из-за чего вы и чувствуете небольшой толчок, видите неадекватную стрелку тахометра (она немного дергается в этот момент).
Разблокировка гидротрансформатора также еще происходит для того, чтобы обезопасить вашу коробку и двигатель от каких-то ударных нагрузок. Допустим, автоматика автомобиля может думать, что если скорость снизилась до около нулевой, там 10−20 км в час, то вы можете резко нажать газ и таким образом немного повредить мотор или коробку. Соответственно, для того, чтобы демпфировать колебания, гидротрансформатор выходит из режима блокировки. Плюс ко всему, вы можете словить какую-то яму или еще что-то, поэтому включается разблокировочный режим.
И второй фактор, который на это влияет, это включение подачи топлива. Дело в том, что когда вы тормозите, у вас нога находится на педали тормоза и подача топлива в цилиндры практически не осуществляется, если обороты ДВС достаточны. И вот когда обороты падают до около холостых, подача топлива включается, из-за этого стрелка чуть дергается в том числе.
Ну на прощание - все свои статьи я пишу в свободной форме, не формальным языком, а именно так, как удобно мне. Как если бы я рассказывал принцип работы той или иной системы кому то из вас. Включая слэнг, мат и просторечие. Мне так нравится. Если вам нравится формальное изложение - вам лучше читать публикации ВАК или сходить в институт на лекцию.
Всем спасибо за внимание, буду рад комментариям и новым подпискам на канал, удачи!