Скорее всего, образ коварной миледи Винтер - собирательный, включивший в себя черты сразу нескольких женщин с похожей репутацией. Одним из прототипов вполне могла быть некая графиня Карлайл, которая являлась английской шпионкой.
При написании романа «Три мушкетёра» Александр Дюма использовал мемуары французского писателя Франсуа де Ларошфуко, который был хорошо знаком с этой самой графиней Карлайл. Видимо, поэтому она и считается одним из прототипов главной злолейки из знаменитого романа. Посмотрим, насколько ее жизнь похожа на жизнь миледи Винтер.
Дочь заговорщика и колдуна
Люси Хэй, урождённая Перси, она же графиня Карлайл, родилась в 1599 году в семье английского аристократа, кавалера ордена Подвязки Генри Перси, 9-го графа Нортумберленд.
Прозвище «Колдовской граф» ее отец получил из-за увлечения алхимией. Люси было 6 лет, когда в 1605 году случился «Пороховой заговор», и ее отец оказался в числе подозреваемых в подготовке покушения на короля Якова I.
Взрыв парламента заговорщики планировали совершить 5 ноября во время произнесения королем тронной речи перед членами Палаты лордов. На тот момент в Англии, где много десятилетий господствовал католицизм, набирало силу движение протестантов. Английские католики возлагали большие надежды на шотландского короля Якова, которому они помогли занять английский престол.
Но король, получив заветный трон, открыто поддержал протестантов и устроил гонения на католиков, проведя в конце 1604 года ряд показательных казней.
Отец Люси как раз попал под подозрение из-за родственника Томаса Перси, участника заговора, и был приговорен к штрафу и пожизненно заключён в Тауэр. Его поместья были конфискованы. Через 7 лет графа выпустили, но его позор несмываемым пятном лег на репутацию детей, в том числе, и на младшую дочь Люси.
Только к 18 годам она смогла выйти замуж, поймав в любовные сети Джеймса Хея, графа Карлайл, который был на 20 лет старше нее. Неказистый с виду граф, прозванный дочерью короля Елизаветой Стюарт «верблюжьей мордой», оказался милым и покладистым мужем.
Благодаря положению супруга, красавица графиня Карлайл стала заметной фигурой при королевском дворе, где процветал разврат, и весьма органично вписалась в придворную любовную вакханалию, меняя любовников, как перчатки. В ее сети попался не один видный политический деятель тех лет. В том числе и член парламента Томас Уэнтуорт, противник короля Якова I, а также сторонник короля, член парламента Джон Пим. Старый муж на все закрывал глаза, понимая, что от жены теперь зависит его положение при дворе.
Коварство и любовь
По сохранившимся отзывам современников, в графине действительно было что-то колдовское, она могла одним только взглядом подавлять волю других, и при дворе ее побаивались. Хотя холеные высокородные придворным мужского пола она нравилась. И мужчины охотно затевали с графиней, охочей до постельных утех, любовные интрижки. Было в ней что-то роковое, притягивающее. Настоящая «женщина-вамп». Жертвой чар графини стал и герцог Бекингем, первый герой-любовник при дворе.
В 1614 году юный красавчик Джордж Вильерс был пристроен ко двору его матерью, знающей о страсти короля к красивым юношам. И вскоре он стал любовником стареющего Якова I. После этого титулы посыпались на Джорджа, как из рога изобилия: в 1617 году король пожаловал ему, уже ставшему его же волею лордом-адмиралом Британии и фактически главой правительства, титул графа Бекингема, а в 1623 – титул герцога Бекингема.
После смерти короля Якова и вступления на престол его сына Карла I, не питавшего к Бекингему любовной страсти, положение герцога при дворе не пошатнулось. Он по-прежнему оставался при власти, а молодой король безгранично ему доверял.
Несмотря на многолетнюю любовную связь с покойным королем Яковом, Бекингем был женат, имел детей и отличался большим интересом к постельным утехам с женским полом. Вот тут-то его графиня Карлайл и зацепила.
В 1626 году она стала камер-фрейлиной королевы Генриетты-Марии, супруги Карла I. Мечтавшая о большой власти при дворе, графиня Карлайл испытала горькое разочарование, когда после поездки в 1625 году во Францию Бекингем бросил ее и увлекся французской королевой Анной Австрийской.
Историки считают, что со стороны Бекингема это был больше политический ход, чтобы поквитаться с королем Франции Людовиком XIII, отказавшимся заключать военный союз с Англией.
Та же самая причина привела к неприязни между Бекингемом и кардиналом Ришелье, с которым герцог лично говорил о военном союзе двух государств.
А любовное соперничество между ними за благосклонность королевы Анны Австрийской – чистый вымысел Александра Дюма.
Кардинал Ришелье отвечал Бекингему взаимной неприязнью и потому, когда к нему обратилась англичанка графиня Карлайл, горевшая желанием отомстить герцогу за его измену, не отказался от ее предложения пошпионить за Бекингемом и английским королевском двором.
Вот как описывал ее встречу с кардиналом современник графини, тот самый Франсуа Ларошфуко:
«Кардинал, разъяснив графине, что их чувства сходны и что у них общие интересы, сумел так искусно овладеть надменной и ревнивой душой этой женщины, что она сделалась самым опасным его соглядатаем при герцоге Бекингеме. Из жажды отомстить ему за неверность и желания стать необходимой кардиналу, она не пожалела усилий, чтобы добыть для него бесспорные доказательства в подтверждение его подозрений относительно королевы».
Воплощение вселенского зла
История с подвесками королевы, так живописно поданная Александром Дюма в его романе «Три мушкетёра», на деле выглядела несколько иначе. Хотя историки тоже не гарантируют ее особую достоверность.
По версии Ларошфуко, приставленная кардиналом к Бекингему для постоянной слежки за ним, графиня обратила внимание, что герцог – большой любитель украшений из драгоценных камней, стал носить на камзоле ранее незнакомые ей алмазные подвески. Графиня была уверена, что эти подвески – подарок французской королевы, и на одном из балов ухитрилась незаметно срезать эти украшения с камзола герцога с тем, чтобы переправить их во Францию кардиналу Ришелье.
В тот же вечер, обнаружив пропажу, герцог понял, что это дело рук графини Карлайл, и приказал закрыть все порты и никого не выпускать из страны без его разрешения. И заказал ювелиру точно такие же подвески, которые срочно отправил с гонцом королеве Анне.
Графиня же не смогла выехать из Англии, и ее план опозорить королеву Франции и погубить карьеру Бекингема с треском провалился.
В романе «Три мушкетёра» миледи Винтер является воплощением вселенского зла. Однако, ее прототип – графиня Карлайл была не лучше. Ее коварства и жестокости подписался даже сам кардинал Ришелье. По одной из версий, это именно графиня Карлайл наняла убийцу Бекингема, горя желанием уничтожить бывшего любовника. И даже помогала струсившему было Джону Фельтону добить раненого герцога.
Накануне революции в Англии, известной ещё как Гражданская война 1639-1660 годов, вспыхнувшей из-за конфликта исполнительной и законодательной властей, т.е. сторонников короля или роялистов, и парламентариев, которая закончилась реставрацией монархии, графиня являлась шпионкой сразу обеих противоборствующих сторон и своей деятельностью немало способствовала свержению короля Карла I и его казни 30 января 1649 года в Лондоне.
После казни короля графиня поселилась в Париже в компании вдовствующей королевы Генриетты-Марии, чьей фрейлиной она числилась. И при этом продолжала шпионить уже при французском дворе в пользу Англии. При этом королева Генриетта все знала, но не могла избавиться от графини, которая словно бы околдовала ее.
В том же году графиня Карлайл, наконец, попалась, была изобличена как шпионка и посажена в тюрьму Тауэр, где когда-то отбывал заключение ее отец по подозрению в заговоре против короля. Но графиня не бедствовала даже в тюрьме, а закатывала роскошные пиры для приехавших ее навестить влиятельных друзей.
25 сентября 1650 года графиня Карлайл вышла на свободу под большой денежный залог, оставшись такой же богатой и влиятельной. Отойдя от дел и интриг, она прожила ещё 10 лет в своем любимом поместье. Умерла она в ноябре 1660 года от апоплексического удара.