История российского автомобилестроения начинается в конце XIX — начале XX веков, когда страна переживала стремительный рост промышленности и внедрение технологических инноваций. В этот период происходило активное заимствование иностранных достижений и стремление создать собственные транспортные средства(автомобили).
К сожалению, история русского автомобилестроения не всегда была достаточно известна. Поэтому начнем с известных нам фактов. Ещё в 1896 году на Нижегородской промышленно — художественной выставке был представлен первый русский автомобиль с двигателем внутреннего сгорания. Это важное событие, которое, к сожалению, не получило должного признания.
Как это часто бывает в истории автомобилестроения, его истоки можно найти в модели Benz Velocipede, представленной Карлом Бенцем на Всемирной выставке в Чикаго в 1893 году. Этот автомобиль стал настоящей сенсацией и был выпущен более 1200 экземпляров в период с 1894 по 1902 год. Многие историки считают Velocipede первым серийным автомобилем в мире.
Автомобиль
Параметры автомобиля
Дата изготовления: 1893 год
Место создания: Германия, Мангейм
Материалы:
- Металл
- Дерево (растительный материал)
- Кожа
Цвет:
- Коричневый
- Черный (цвет)
Размеры:
- Высота: 48,5 дюймов
- Ширина: 50 дюймов
- Длина: 83 дюйма
- Диаметр: 33,75 дюйма
Надписи:
На внутренней стороне задней стенке имеется маркировка, выполненная красной краской: BENZ / MODEL / 1888.
Первые попытки создания автомобилей в России в конце XIX — начале XX веков
Пионеры отечественного автомобилестроения
Евгений Александрович Яковлев стал одним из первых русских инженеров, кто начал разработку двигателя внутреннего сгорания. Вместе с Петром Александровичем Фрезе они создали первый российский автомобиль в 1896 году. Это было двухместное транспортное средство с бензиновым двигателем мощностью около 2 лошадиных сил. Их автомобиль успешно прошел испытания и продемонстрировал высокие технические характеристики для своего времени.
Первый российский автомобиль
Автомобили Яковлева и Фрезе стали символом зарождения отечественного автопрома.
Параметры автомобиля
- Этот автомобиль представлял собой четырехколесное транспортное средство, передние два колеса были немного меньше задних. Оснащен горизонтальным одноцилиндровым четырехтактным двигателем внутреннего сгорания, расположенным в задней части автомобиля.
- Двигатель был очень похож на Benz и выдавал мощность в 2 лошадиные силы. Охлаждение двигателя осуществлялось с помощью воды, которая циркулировала через два медных теплообменника, расположенных по бокам задней части автомобиля.
- Зажигание происходило от электрической системы, работавшей от инновационной сухой батареи и запатентованной свечи зажигания. Тяга обеспечивалась шиной, состоящей из нескольких слоев резины и ткани (вместо традиционной кожаной шины). Трансмиссия была представлена двумя передачами: передней и задней. Автомобиль мог вместить двух пассажиров.
- Тормозная система состояла из двух частей: одна из них приводилась в действие нажатием на педаль ногой, воздействуя на вал трансмиссии. Другая система работала с помощью рычага, который прижимал к шинам задних колёс резиновые накладки.
Колеса, как и у конных повозок, были изготовлены из дерева и имели резиновые шины.
Максимальная скорость автомобиля достигала 21 км/ч. При этом весил он около 300 кг. Емкость бака не указана,но двигатель мог работать 10 часов.
После демонстрации автомобиль получил широкую рекламу и был доработан.
Спустя один год после первой демонстрации на выставке в Нижнем Новгороде в Российской империи стартовали продажи представленного автомобиля, однако сколько именно экземпляров машины Фрезе-Яковлева было выпущено и продано неизвестно. По некоторым данным, ценник на автомобиль Фрезе-Яковлева начинался с отметки в 1500 рублей. Это было наполовину дешевле стоимости автомобиля Бенца и примерно в 30 раз дороже стоимости обычной лошади.
Таким образом, истоки российского автомобилестроения уходят корнями в конец XIX века, когда талантливые инженеры начали разрабатывать первые отечественные автомобили. И в это время почти по всей России организуются общества автомобилистов.
Осенью 1898 года в Санкт-Петербурге была зарегистрирована первая общественная организация российских автомобилистов — Русский мотоклуб.
20 марта 1900 года в Москве открылся Московский клуб автомобилистов, где председателем стал инженер Н.К. фон Мекк, владелец Московско-Казанской железной дороги. В 1901 году появились новые объединения: Общество автомобильной и велосипедной езды (ОАВЕ) в Санкт-Петербурге и Клуб авто-мотоциклистов-туристов (КАМТ) в Москве.
24 ноября 1902 года был основан С.-Петербургский автомобиль-клуб (СПАК). Автомобильные клубы также возникли в Воронеже, Екатеринославе, Одессе, Киеве, Харькове, Риге, Варшаве и других городах.
Данное исследование будет продолжено в нашей рубрике «История отечественного автомобилестроения».
По материалам из открытых источников.