Найти в Дзене
НА ЗАМЕТКУ

Первые шаги Российского автомобилестроения: от идеи до первого серийного авто

История российского автомобилестроения начинается в конце XIX — начале XX веков, когда страна переживала стремительный рост промышленности и внедрение технологических инноваций. В этот период происходило активное заимствование иностранных достижений и стремление создать собственные транспортные средства(автомобили). К сожалению, история русского автомобилестроения не всегда была достаточно известна. Поэтому начнем с известных нам фактов. Ещё в 1896 году на Нижегородской промышленно — художественной выставке был представлен первый русский автомобиль с двигателем внутреннего сгорания. Это важное событие, которое, к сожалению, не получило должного признания. Как это часто бывает в истории автомобилестроения, его истоки можно найти в модели Benz Velocipede, представленной Карлом Бенцем на Всемирной выставке в Чикаго в 1893 году. Этот автомобиль стал настоящей сенсацией и был выпущен более 1200 экземпляров в период с 1894 по 1902 год. Многие историки считают Velocipede первым серийным а
Оглавление

История российского автомобилестроения начинается в конце XIX — начале XX веков, когда страна переживала стремительный рост промышленности и внедрение технологических инноваций. В этот период происходило активное заимствование иностранных достижений и стремление создать собственные транспортные средства(автомобили).

К сожалению, история русского автомобилестроения не всегда была достаточно известна. Поэтому начнем с известных нам фактов. Ещё в 1896 году на Нижегородской промышленно — художественной выставке был представлен первый русский автомобиль с двигателем внутреннего сгорания. Это важное событие, которое, к сожалению, не получило должного признания.

Как это часто бывает в истории автомобилестроения, его истоки можно найти в модели Benz Velocipede, представленной Карлом Бенцем на Всемирной выставке в Чикаго в 1893 году. Этот автомобиль стал настоящей сенсацией и был выпущен более 1200 экземпляров в период с 1894 по 1902 год. Многие историки считают Velocipede первым серийным автомобилем в мире.

Автомобиль

мерседес
мерседес

Параметры автомобиля

Дата изготовления: 1893 год

Место создания: Германия, Мангейм

Материалы:

  • Металл
  • Дерево (растительный материал)
  • Кожа

Цвет:

  • Коричневый
  • Черный (цвет)

Размеры:

  • Высота: 48,5 дюймов
  • Ширина: 50 дюймов
  • Длина: 83 дюйма
  • Диаметр: 33,75 дюйма

Надписи:

На внутренней стороне задней стенке имеется маркировка, выполненная красной краской: BENZ / MODEL / 1888.

Первые попытки создания автомобилей в России в конце XIX — начале XX веков

Пионеры отечественного автомобилестроения

Евгений Александрович Яковлев стал одним из первых русских инженеров, кто начал разработку двигателя внутреннего сгорания. Вместе с Петром Александровичем Фрезе они создали первый российский автомобиль в 1896 году. Это было двухместное транспортное средство с бензиновым двигателем мощностью около 2 лошадиных сил. Их автомобиль успешно прошел испытания и продемонстрировал высокие технические характеристики для своего времени.

Фрезе, Пётр Александрович
Фрезе, Пётр Александрович
Яковлев, Евгений Александрович
Яковлев, Евгений Александрович

Первый российский автомобиль

Автомобили Яковлева и Фрезе стали символом зарождения отечественного автопрома.

российский автомобиль
российский автомобиль

российский автомобиль в музее
российский автомобиль в музее

Параметры автомобиля

  • Этот автомобиль представлял собой четырехколесное транспортное средство, передние два колеса были немного меньше задних. Оснащен горизонтальным одноцилиндровым четырехтактным двигателем внутреннего сгорания, расположенным в задней части автомобиля.
  • Двигатель был очень похож на Benz и выдавал мощность в 2 лошадиные силы. Охлаждение двигателя осуществлялось с помощью воды, которая циркулировала через два медных теплообменника, расположенных по бокам задней части автомобиля.
  • Зажигание происходило от электрической системы, работавшей от инновационной сухой батареи и запатентованной свечи зажигания. Тяга обеспечивалась шиной, состоящей из нескольких слоев резины и ткани (вместо традиционной кожаной шины). Трансмиссия была представлена двумя передачами: передней и задней. Автомобиль мог вместить двух пассажиров.
  • Тормозная система состояла из двух частей: одна из них приводилась в действие нажатием на педаль ногой, воздействуя на вал трансмиссии. Другая система работала с помощью рычага, который прижимал к шинам задних колёс резиновые накладки.

Колеса, как и у конных повозок, были изготовлены из дерева и имели резиновые шины.

Максимальная скорость автомобиля достигала 21 км/ч. При этом весил он около 300 кг. Емкость бака не указана,но двигатель мог работать 10 часов.

После демонстрации автомобиль получил широкую рекламу и был доработан.

Спустя один год после первой демонстрации на выставке в Нижнем Новгороде в Российской империи стартовали продажи представленного автомобиля, однако сколько именно экземпляров машины Фрезе-Яковлева было выпущено и продано неизвестно. По некоторым данным, ценник на автомобиль Фрезе-Яковлева начинался с отметки в 1500 рублей. Это было наполовину дешевле стоимости автомобиля Бенца и примерно в 30 раз дороже стоимости обычной лошади.

Таким образом, истоки российского автомобилестроения уходят корнями в конец XIX века, когда талантливые инженеры начали разрабатывать первые отечественные автомобили. И в это время почти по всей России организуются общества автомобилистов.

Осенью 1898 года в Санкт-Петербурге была зарегистрирована первая общественная организация российских автомобилистов — Русский мотоклуб.

20 марта 1900 года в Москве открылся Московский клуб автомобилистов, где председателем стал инженер Н.К. фон Мекк, владелец Московско-Казанской железной дороги. В 1901 году появились новые объединения: Общество автомобильной и велосипедной езды (ОАВЕ) в Санкт-Петербурге и Клуб авто-мотоциклистов-туристов (КАМТ) в Москве.

24 ноября 1902 года был основан С.-Петербургский автомобиль-клуб (СПАК). Автомобильные клубы также возникли в Воронеже, Екатеринославе, Одессе, Киеве, Харькове, Риге, Варшаве и других городах.

Данное исследование будет продолжено в нашей рубрике «История отечественного автомобилестроения».

По материалам из открытых источников.