Найти в Дзене
Председатель СНТ

🇷🇺Двоевластие в России

🇷🇺Двоевластие в России🇷🇺     Товарищи, в нашей истории официально были моменты, когда власть делили не просто два человека, а два сана — царь и патриарх. Это не было борьбой за трон, а скорее странным союзом, где духовный и светский правители стояли на равных. И если сегодня такое кажется немыслимым, то в XVII веке это случилось дважды — при Филарете и Никоне.  Первым «государем в клобуке» стал патриарх Филарет — отец царя Михаила Фёдоровича, первого Романова. Вернувшись из польского плена, он получил не просто сан, а титул «Великого Государя». Что Фактически, делало его равным по статусу Царю, на законодательном уровне. И если сын был молод и неопытен, то Филарет правил по-настоящему: вершил суд, назначал воевод, даже дипломатическую переписку вёл от двух имен — своего и царского. Это не было узурпацией — просто страна, разорённая Смутой, нуждалась в твёрдой руке, а Филарет, бывший в своё время и боярином, и «наречённым патриархом» при Лжедмитрии, знал власть лучше многих.  Ин

🇷🇺Двоевластие в России🇷🇺    

Товарищи, в нашей истории официально были моменты, когда власть делили не просто два человека, а два сана — царь и патриарх. Это не было борьбой за трон, а скорее странным союзом, где духовный и светский правители стояли на равных. И если сегодня такое кажется немыслимым, то в XVII веке это случилось дважды — при Филарете и Никоне. 

Первым «государем в клобуке» стал патриарх Филарет — отец царя Михаила Фёдоровича, первого Романова. Вернувшись из польского плена, он получил не просто сан, а титул «Великого Государя». Что Фактически, делало его равным по статусу Царю, на законодательном уровне.

И если сын был молод и неопытен, то Филарет правил по-настоящему: вершил суд, назначал воевод, даже дипломатическую переписку вёл от двух имен — своего и царского. Это не было узурпацией — просто страна, разорённая Смутой, нуждалась в твёрдой руке, а Филарет, бывший в своё время и боярином, и «наречённым патриархом» при Лжедмитрии, знал власть лучше многих. 

Интереснее история патриарха Никона и Алексея Михайловича. Царь, прозванный Тишайшим, вовсе не был слабым правителем — он сознательно возвысил Никона, дав ему тот же титул Государя. Почему? Потому что верил: Россия должна стать Новым Иерусалимом, а для этого церковь и государство должны идти рука об руку.

Возможно и по другой причине. Но Никон правил наравне с царём: когда Алексей Михайлович уезжал на войну, патриарх единолично управлял страной, его боялись бояре, а в документах стояло: «Указал государь царь и святейший патриарх». 

Никон, человек железной воли, слишком увлёкся. Он начал вмешиваться в дела, которые церкви традиционно не касались, — например, требовал смещать воевод.

Бояре шептали царю, что патриарх «превышает власть», а Алексей Михайлович, хоть и был набожен, всё же предпочитал самодержавие.

В 1658 году Никон, обиженный охлаждением царя, демонстративно оставил патриаршество — но не титул. Кончилось это печально: суд, низложение, ссылка. А идея «двух государей» была похоронена.

Позже Пётр I окончательно поставит церковь под контроль государства.

Он даже не придет на похороны к Последнему  Патриарху Андреану. Сославшись на дела.

Священный Синод уже  назначался  Императором.

Председатель СНТ