Найти в Дзене
Марина Филатова

Славянские мифологические персонажи: забытые и незабытые

Оглавление

Все мы помним русские народные сказки, верно? И все мы знаем некоторых славянских мифологических персонажей, но есть и другие существа, о которых многие даже и не слышали.

Русские народные сказки- это неотъемлемая часть культурного наследия России. Они передаются из поколения в поколение и насыщены богатой символикой, волшебством и глубокой мудростью. Эти сказки представляют собой не только увлекательные истории, но и отражают мировоззрение русского народа, его обычаи, традиции и национальные стремления.

Давайте ознакомимся с персонажами:

Кощей Бессмертный

Персонаж славянской мифологии и фольклора (особенно волшебной сказки). Чаще всего он- главный злодей. Он похищает у героя суженную, а тот должен её спасти. В славянских преданиях Кощей- Бог Нави, полководец Чернобога. Есть предания о том, что Кощей сходился три раза в поединках с Дажьбогом и в каждом побеждал, но отпускал его с миром, не причинив вреда. В легендах Кощей- тьма и зло, он уничтожает всё живое на своём пути, приносит горе, болезни, вызывает преграды, катаклизмы. Кощей может превращаться в ворона и способен изменять обличье других. Смерть Кощея находится вне его тела и спрятана во вложенных друг в друга предметах: смерть заключена на конце иглы, игла в яйце, яйцо находится в утке, утка в сундуке, который висит на дубе или закопан под ним, а дуб стоит на острове. Персонаж умирает, когда уничтожаются эти предметы.

Кощей Бессмертный
Кощей Бессмертный

Змей Горыныч

Персонаж славянской мифологии, огнедышащий дракон с несколькими головами. Считается, что он может извергать пламя из своих ртов, используя его как оружие. Его кровь сама по себе напоминает огонь: она обжигает, а проливаясь на землю, превращает её в безжизненную пустыню, где долго ничего не вырастает. В некоторых былинах он выступает в качестве стражника Калинова моста, который перекинут над рекой Смородиной, разделяющий явь и навь (мир живых и мир мёртвых). Основное призвание Горыныча- выжигание посевов и деревень русских. Периодически он похищает прекрасных девиц из простого народа либо из рода княжеского, для того чтобы их съесть, но чаще похищение является самоцелью.

Змей Горыныч
Змей Горыныч

Аспид

Крылатое чудище, гигантский змей с птичьим клювом, двумя хоботами и рогами. Чешуя Аспида чёрная, но на свету красиво переливается. В русских преданиях Аспид связывается с таким персонажем, как Змей Горыныч. В других легендах Аспид- посланец Хаоса-Утгарда (в германо-скандинавской мифологии трансцендентный мир, "внешний" по отношению к земному, материальному миру, или "срединное отгороженное пространство", где обитают люди), творящий зло по всей Земле. Аспид обитает в гористой местности, в полном одиночестве, часто в суровом холодном климате, в чаще. На землю Аспид сесть не может, только на камень.

Аспид
Аспид

Чудо-юдо

Персонаж русских народных былин и сказок, славянского героического эпоса и, возможно, праславянской мифологии. Он является главным препятствием на пути героя, который стремится доказать свою доблесть, спасти царство или возлюбленную. Чудо-юдо охраняет входы в подземное царство, кладовые с несметными богатствами или границы между мирами живых и мёртвых. В некоторых мифах и легендах Чудо-юдо может трактоваться не только как воплощение зла, но и как испытание, которое герой должен пройти, чтобы познать собственные силы и достичь духовного роста.

Чудо-юдо
Чудо-юдо

Василиск

Это мифический чудовищный змей с головой петуха. По мифологическим представлениям, василиск способен причинить смерть одним лишь своим взглядом или дыханием- от его дыхания сохнет трава, трескаются скалы, а под его взглядом всё живое обращается в камень. Чтобы спастись от василиска, нужно показать ему зеркало. Страшится он и крика петуха. В геральдике василиск-символ царственности, могущества, а также свирепости и опасности. Его изображение на гербах и знамёнах указывает на власть, несокрушимость и способность побеждать врагов.

Василиск
Василиск

Леший

Про него я рассказывала в этой статье.

Леший
Леший

Водяной

В славянской мифологии дух, обитающий в воде, хозяин вод. Воплощение стихии воды как отрицательного и опасного начала. Считается, что в водяного превращается душа вредоносного ("заложного") покойника, в частности утопленника. Основная цель водяного- заманивать людей и животных в воду и топить их.

Водяной
Водяной

Болотник

Злой дух-хозяин болота в восточнославянской мифологии. На Русском Севере обычно говорили о женском духе болота, его хозяйке- болотнице. В основном считалось, что болотник относится к человеку агрессивно, стремится заманить в трясину и утопить.

Болотник
Болотник

Аука

Это маленький лесной дух, который никогда не спит и постоянно пребывает в весёлом настроении. Аука имеет привычку подшучивать над неосторожными грибниками, охотниками и усталыми, заблудившимися путниками, откликаясь на крики «Ау!» и заманивая людей всё дальше в глухую чащу.

Аука
Аука

Кикимора (болотная/домашняя)

Злой дух, преимущественно женского пола, обитающий в жилище человека и в других постройках, прядущий по ночам и приносящий вред и неприятности хозяйству и людям. Считалось, что кикиморы происходят от умерших "неправильной" смертью (некрещёных или убитых детей, самоубийц и др.), от проклятых и похищенных нечистой силой детей. Болотная кикимора обитает в лесах и болотах, редко забирается в дома человека или баню. Также изредка кикимору ассоциировали с образом помощницы в некоторых хозяйственных делах: выпечке хлеба, уходе за детьми и мытье посуды.

Игоши

В восточнославянской мифологии мелкий демон, душа некрещёного или мертворождённого ребёнка. По одной из версий, это невидимый дух, которым становится умерший младенец, которого не успели крестить. Будучи некрещёным, он перерождается в уродца без рук и без ног. По другим данным, Игоши- это дети Кикиморы, живущие с ней в лесу или болоте. Как и все домашние духи, Игоши не представляют опасности для своих родственников и членов своего рода, поскольку после появления обычно начинают исполнять обязанности Домового. Если же в доме его игнорируют, то безрукий и безногий уродец поднимает бунт, пугая домочадцев по ночам громкими звуками.

Игоша
Игоша

Домовой

Домашний дух, мифологический хозяин и покровитель дома, обеспечивающий нормальную жизнь семьи, плодородие, здоровье людей и животных. Восточные славяне считали, что домовой- это умерший создатель рода. Русские народы предполагали, что домовым становился умерший родственник, который за грехи при жизни был наказан Богом и отправлен в услужение своим живущим родным. Восточные украинцы верили в то, что домовой- это творение Бога и он даётся каждому дому.

Домовой
Домовой

Русалка

Персонаж восточнославянской мифологии. В меньшей степени встречается также у южных славян, восточнороманских народов, восточных групп поляков и словаков. Считается, что в русалок превращаются души умерших, чаще- "нечистых" ("заложных") покойников, обычно- девушек, просватанных невест, рожениц, утопленниц, некрещёных детей. Русалки приходят с того света в неделю после Троицына дня (Русальная неделя), во время цветения злаков. Они являются во внежилом пространстве- в поле, на лугу, в лесу, возле воды, обычно в виде девушек с распущенными волосами. Они преследуют встречных (особенно женщин и детей), могут заманить, утопить, защекотать насмерть. В XIX веке под влиянием романтизма образ русалки слился с западноевропейским образом морских дев (наяд, сирен, ундин и т. п.).

Русалка
Русалка

Мавка

Персонаж южнославянской демонологии, злой дух, русалка. По ряду признаков близка русалке, карпатской "лесной паночке" или горному женскому духу. По народным поверьям, мавками становятся малолетние дети, умершие без крещения или задушенные матерями. Также мавкой может стать ребёнок, умерший на Русальной неделе. Реже встречаются поверья, что в мавок превращаются дети, проклятые родителями или похищенные нечистой силой. Мавки скрываются в лесах, на полях, в реках и озёрах. Они мстят людям, за то что допустили их раннюю смерть, сбивая путников с дороги, заводя в болота и убивая. Мавки могли принимать вид чёрных птиц и, по некоторым поверьям, вытягивать из людей жизненные силы. Они также были способны вызывать бури, дожди и град, заставлять реку разлиться, затопив пастбища и посевы.

Мавки
Мавки

Лизун

Домашний дух, обитающий за печкой, который любит проказничать. По поверьям, лизун лижет по ночам волосы людей, шерсть скота, вылизывает оставленную где попало посуду. На глаза показывается редко, но выглядит как маленький мохнатый зверек.

Лизун
Лизун

Банник

Демонологический персонаж в поверьях восточных славян, особый род домовых, недобрый дух. Обитает в бане. Главная функция банника- вредить человеку: пугать, кидаться камнями, насылать угарный дым, сдирать кожу. Против его воли в баню не мог войти никто. Именно этим объяснялось отчасти то, что женщин водили рожать именно в баню. Банник, несмотря на склочный характер и общую жестокость, никогда не подпустит к своей "подопечной" никаких существ со злыми помыслами. Да и ребенок в первые часы жизни получит надежную защиту, которая точно не окажется лишней.

Банник
Банник

Овинник

В традиционных народных верованиях восточных славян дух места, живущий в овине (на гумне), оберегающий его и хлеб от всякой напасти, беды и нечисти. Он смотрит за порядком кладки снопов, за тем, как и когда затоплять овин, следит, чтобы хлеба не сушили во время сильных ветров. Чтобы не обидеть овинника, в овинах не полагалось ночевать: нежданного гостя овинник мог замучить кошмарами или даже задушить.

Овинник
Овинник

Полевик

Дух-хозяин поля.  Один из низших духов, связанный с хлебопашеством и земледелием, "родственник" домового. Охраняет поле, заботится о полевых культурах и людях, которые работают в поле. Следит за благополучием пасущегося в поле стада, а также сторожит клады, которые закопаны глубоко в земле.

Полевик
Полевик

Полуденница

Женский дух полей, покровительница земли и посевов. Ее активность проявляется в период от цветения до жатвы злаков, зимой она появляется очень редко. Характерное время её появления- солнечный полдень. Многие народы считают, что Полудница смертельно опасна для людей.

Полуденница
Полуденница

Ночница (Полуночница)

Ночной дух женского пола, враждебно настроенные по отношению к людям. Она нападает на детей, готовящихся отойти ко сну, причиняя им беспокойство и вызывая бессонницу. Считается, что Полуночница может забрать человеческого ребенка и подложить в кроватку подменыша-нечисть.

Полуночница
Полуночница

Белая (ледяная) баба

Это женщина в белом платье, которая появляется в снегах зимой и уводит детей, неосторожно вышедших на улицу в метель. Её образ нередко ассоциируется с опасностью и смертью. Можно, что это наша Снежная королева- встречающаяся в сказке Ганса Христиана Андерсена.

Ледяная баба
Ледяная баба

Карачун

Это злобный дух в славянской мифологии, который в самый короткий день года пытается украсть солнце. Его приход знаменует зимнее солнцестояние- день, когда природа замирает, кажется, что движение останавливается. Сокращает жизнь и олицетворяет смерть в раннем возрасте. Его свита состояла из волков-метелей и медведей-буранов, которые олицетворяли буйство зимней природы.

Карачун
Карачун

Вила

В верованиях и фольклоре южных славян и отчасти словаков женское мифологическое существо, наделяемое преимущественно положительными свойствами. К людям, особенно к мужчинам, они относятся дружелюбно, помогают обиженным и сиротам. Однако разгневанные вилы способны на жестокую месть- они могут наказать или даже убить взглядом. Вилы обитали в горах, могли летать, как птицы. Они владели колодцами и озёрами, обладали способностями "запирать" воды.

Вила
Вила

Кот Баюн

Персонаж славянских волшебных сказок, обладающий волшебным голосом. Он заговаривает и усыпляет своими разговорами и пением подошедших путников. И тех, у кого недостаточно сил противостоять его волшебству и кто не подготовился к бою с ним, кот-колдун убивает железными когтями. Но тот, кто сможет поймать кота, найдёт спасение от всех болезней и недугов, так как сказки Кота Баюна целебны.

Кот Баюн
Кот Баюн

Двоедушник

Персонаж славянской мифологии, человек, в котором имеются две души (человеческая и демоническая). Обладает сверхъестественной силой, способен принимать облик животных. В народе к двоедушникам относили ведьм, колдунов, волколаков (оборотней) и прочих персонажей, принадлежавших к миру человеческому и потустороннему. Во время сна двоедушник находится вне своего физического тела, при этом может сохранять свой внешний облик или принять обличье какого-либо животного. Блуждающая по свету душа такого человека могла наносить вред обычным людям, насылать на них порчу, непогоду, засуху, пить кровь и т. п.. После смерти двоедушника его чистая душа отправляется на тот свет, а нечистая душа становится опасным упырем, который живет в могиле, под водой, в зарослях и глухих местах.

Тодорац (не Кентавр)

Самый могущественный и злой демон, получеловек-полуконь. Согласно поверьям, тодорцы появляются из "мира мёртвых" в первую неделю Великого поста, наказывая людей, не соблюдающих его. Настоящее имя со временем было забыто, так как его было запрещено произносить вслух.

Тодорац
Тодорац

Черт

В славянской мифологии злой дух, озорной, игривый и похотливый. Под различными прозвищами и синонимами является персонажем огромного количества сказок Восточной Европы, самый популярный персонаж русской демонологии.

Черт
Черт

Злыдни

В восточнославянской мифологии злые духи, маленькие существа, которые, поселившись за печкой, остаются невидимыми и приносят дому несчастья.

Злыдни
Злыдни

Богинка

Преследует рожениц и беременных, похищает и подменяет детей.

Богинка
Богинка

Бабай (Бабайка)

Ночной дух в славянской мифологии. Маленький старик с длинной бородой и с мешком за спиной, в который он якобы забирает непослушных детей. Считается, что Бабай живёт в лесу, на болоте или в саду. Ночью он бродит по улицам и кладёт в свою сумку тех, кто встречается ему на пути. Проходя мимо домов, Бабай останавливается близко к окнам и наблюдает за детьми. Если они не спят, он начинает издавать пугающие звуки: шорох, скрежет и стук в окно.

Бабай
Бабай

Лихо Одноглазое

Дух зла, несчастья, олицетворение горя в славянской мифологии. Лихо обитает в глухих местах, чаще всего, в лесной глуши или на болоте. Когда рядом с человеком находится Лихо, его начинают преследовать самые разные несчастья. Часто Лихо привязывается к такому человеку и всю жизнь терроризирует его. Лихо питается страданиями людей и животных, и всячески способствует их умножению. Словно вампир, оно высасывает жизненную силу живых существ до тех пор, пока не выпьет всё без остатка.

Лихо Одноглазое
Лихо Одноглазое

Дрема

Вечерний или ночной домовой, дух дремоты, сонных мечтаний, сонливости, лени. Добрая старушка с мягкими ласковыми руками и тихим убаюкивающим голосом. В сумерках она бродит под окнами, а когда темнеет, проникает в дом. Там Дрёма приходит к детям, закрывает им глаза, поправляет одеяло, гладит по волосам. Со взрослыми этот дух не так нежен и порой навевает кошмары.

Дрёма
Дрёма

Великан

Согласно общеславянским легендам, великаны были первыми людьми на свете. Они участвовали в устройстве мироздания: насыпали горы, курганы, прокладывали русла рек и т. п., при этом передавая друг другу огромные предметы- камни, стрелы, палицы, топоры. Деятельность великанов могла носить и разрушительный характер: они уничтожали дома и губили всё живое, бросали в небо камни.

Великаны
Великаны

Соловей-разбойник

Некоторые историки считают, что сюжет о Соловье-разбойнике восходит к древнеславянскому мифу о борьбе громовержца Перуна со змеевидным противником. Иногда исследователи сближают Соловья с богом Велесом, который также выступает как противник Перуна в некоторых славянских культах. Согласно легенде, Соловей-разбойник обитал в собственном тереме, расположенном на высоких дубах, преграждая путь всем, кто направлялся в Киев. А его мощный свист превращался в смертоносное оружие, способное лишить жизни путников. 

Соловей-разбойник
Соловей-разбойник

Берендей

Колдун-оборотень, оборачивающийся бурым медведем.

Берендей
Берендей

Чур

Божество пограничных знаков, покровитель границ земельных владений. Он оберегал границы полей, стерег межи, проложенные между владениями разных хозяйств, тем самым помогая сохранить мир с соседями. Также Чур считался олицетворением огня в очаге и защитником всего рода, покровителем семейства. Он помогал сохранить уют в жилище и принести лад в дом, а также оберегал своих подопечных от злых сил. Нередко Чура сравнивали с хранителем тайны границ между мирами. Благодаря ему духи из потустороннего мира не пересекали заветной черты, чтобы разрушить мир живых. Иногда Чура связывали с духами умерших предков. Он мог принимать их облик, приходя к человеку во снах и предупреждая его об опасности.

Чур
Чур

Гамаюн

Сказочная райская птица, вещая посланница бога мудрости Велеса. Она является посредником между людьми и богами и знает всё о прошлом, настоящем и будущем. Её пение настолько прекрасно, что человек может пойти вслед за ней, несмотря на любые опасности. Однако считается, что Гамаюн не вредит людям, а неизменно приносит счастье.

Гамаюн
Гамаюн

Алконост и Сирин

Первая- священная птица, живущая в Ирие (славянском раю) и несущая радость, а вторая- опасная, посланница властелина подземного мира в славянской мифологии. Приносит человеку беды, несчастья, а порой и смерть.

Алконост. Сирин
Алконост. Сирин

Жар-птица

Перья этой огненной птицы сверкали, как благородные металлы. Её глаза были похожи на драгоценные камни, а крылья- на языки пламени. Жила Жар-птица в райском саду (Ирий), там же находилась её клетка. Оттуда она вылетала ночами и освещала всё вокруг. Питалась молодильными яблоками, которые давали ей красоту и наделяли бессмертием. Каждый, кто слышал прекрасное пение этого мифического существа, исцелялся от всех болезней. Во время пения птица роняла из клюва жемчужины. Ещё более ценными были её перья, они ещё долго светили, дарили тепло, а потухнув, становились золотыми.

Жар-птица
Жар-птица

Баба-Яга и Баба-Рога

Первая- уродливая старуха, владеющая волшебными предметами и наделённая магической силой. В ряде сказок уподобляется ведьме, колдунье. Чаще всего- отрицательный персонаж, но иногда выступает в качестве помощницы героя. Летает в деревянной ступе и живёт глубоко в лесу в хижине на курьих ножках.

А вторая- старая лесная ведьма, злой дух. Баба-Рога предстаёт в облике безобразной старухи с коровьим рогом посреди лба. Живёт в лесу за горами, где поджидает заплутавших детей.

Баба-Яга. Баба-Рога
Баба-Яга. Баба-Рога

Стоит ли сохранять в памяти данных персонажей?

Славянская мифология предлагает множество персонажей, как известных, так и забытых, каждый из которых вносит свой вклад в культурную идентичность славянских народов. Сохранение этих персонажей в памяти служит напоминанием о важности наших корней и традиций.

***

Каких персонажей ещё вы знаете?
Нашли для себя что-то новое?

Спасибо, что читаете — это уже огромная поддержка! ❤️

А ещё у вас есть возможность помочь мне через донаты. Это абсолютно добровольно, но невероятно ценно для меня!

-42

Подписывайтесь и следите за обновлениями!