Найти в Дзене
Тропой памяти

Он завещал дом, капитал и душу, чтобы нищие и увечные не умирали на улицах. А потом пришла “власть народа”… Богадельня купца Петрова.

Не многим людям свойственно отдавать своё и помогать другим. Одним из таких добродетелей был купец Петров Иван Игнатович, который вёл свою деятельность в Туле около 200 лет назад. Не смотря на такой внушительный срок давности память о нем и о его деяниях должна жить. Иван Игнатович прожил достаточно долгую, даже по тем временам, жизнь. Умер в возрасте 75 лет. Был женат на Петровой Анастасии Васильевне. Именно о них, а точнее сказать об их детище и символе доброты души и пойдет дальше речь. По завещанию Ивана Игнатовича его каменный дом со всеми дворовыми постройками и весь земельный участок на улице Никитской (теперь Староникитской) передавались под размещение там приюта-богадельни для не имеющих средств к существованию и увечных жителей города Тулы. Также он оставил свой капитал в банке в размере 26614 рублей, проценты с которых шли на содержание богадельни и проживающих там людей. Богадельне присвоили имя благотворителя. В интернете в свободном доступе есть небольшое, но очень любо
Храм во имя Димитрия Солунского при богадельне Петрова в Туле. Начало 20 века.
Храм во имя Димитрия Солунского при богадельне Петрова в Туле. Начало 20 века.

Не многим людям свойственно отдавать своё и помогать другим. Одним из таких добродетелей был купец Петров Иван Игнатович, который вёл свою деятельность в Туле около 200 лет назад. Не смотря на такой внушительный срок давности память о нем и о его деяниях должна жить.

Иван Игнатович прожил достаточно долгую, даже по тем временам, жизнь. Умер в возрасте 75 лет. Был женат на Петровой Анастасии Васильевне. Именно о них, а точнее сказать об их детище и символе доброты души и пойдет дальше речь. По завещанию Ивана Игнатовича его каменный дом со всеми дворовыми постройками и весь земельный участок на улице Никитской (теперь Староникитской) передавались под размещение там приюта-богадельни для не имеющих средств к существованию и увечных жителей города Тулы. Также он оставил свой капитал в банке в размере 26614 рублей, проценты с которых шли на содержание богадельни и проживающих там людей. Богадельне присвоили имя благотворителя.

В интернете в свободном доступе есть небольшое, но очень любопытное чтиво, а именно устав этой богадельни.

-2

Согласно этого устава в богадельне могли содержаться единовременно 20 человек обоих полов, с последующим расширением количества койко-мест при соразмерности бюджета. Также допускалось помещение в богадельню лиц, содержание которых брали на себя отдельные благотворители. Помимо средств Петрова И.И. на содержание увечных свои деньги для этого благого выделили различные меценаты. В их числе Юдин, Сушкин и Дмитрий Яковлевич Ваныкин. Одним из немаловажных пунктов был пункт о том, что пожертвованный Петровым дом, земля и все постройки, а также капитал для содержания являлись собственностью богадельни и не могли быть обращены ни в какое другое употребление. Данный документ был утвержден министром внутренних дел Иваном Николаевичем Дурново. Но впоследствии лёгким росчерком пера советская власть с удовольствием всё вышеуказанное экспроприировала.

Управление богадельней осуществлялось особым комитетом тульского купеческого общества, состоящим из председателя и пяти голосующих. Отчеты о деятельности управляющего комитета отправлялись тульскому губернатору и в Министерство Внутренних Дел. Для непосредственного управления и ведения дел в богадельню назначался смотритель. Ему предоставлялось полное содержание и отдельное жильё.

Очень показательным лично для меня оказался пункт о спорном моменте, если при приеме в богадельню оставалось одно место, а кандидатов оказывалось больше, то предпочтение отдавалось наиболее увечному и стесненному в своем положении кандидату. В отличии от современных порядков, когда нужно подкинуть денежку, чтобы "пациенту" оказали наибольшее внимание и помощь в подобных учреждениях, во времена царской России существовали понятия чести и достоинства.

Состоящим в приюте не воспрещалось заниматься различными мелочными работами или мастерством, главное чтобы эти занятия не нарушали порядок в заведении. Также было разрешено посещение родственниками и другими лицами содержащихся в богадельне. Но категорически запрещалось проносить и передавать оным крепкие алкогольные напитки, о чем было указано в правилах для посетителей, размещенных при входе в приют. Умершие содержанцы погребались за счёт заведение на кладбище. В целом порядки богадельни были очень лояльными.

Церковь во имя Димитрия Солунского при Петровской богадельне была возведена в 1901-1902 году на средства, завещанные купцом Д.Я. Ваныкиным, впоследствии была закрыта по постановлению президиума Тульского губисполкома от 18 апреля 1924 года. Современный вид в сравнении с первозданным значительно изуродован.

Надгробия благотворителей Петрова И.И. и его жены Петровой А.В. на на Всехсвятском кладбище в Туле.
Надгробия благотворителей Петрова И.И. и его жены Петровой А.В. на на Всехсвятском кладбище в Туле.

P.S. Очень жаль, что сейчас теми, у кого есть значительные возможности предпринимается так мало подобных Петровым добрых дел...