Найти в Дзене
Про джаз

Честный гений Стен Гетц. Продолжение. Династия

Начало здесь Как это уже было однажды, в 1950-ых, Стен Гетц попробовал спрятаться от измучивших его демонов в Европе. И как это было тогда, так и сейчас рядом была его верная и преданная Моника, пытавшаяся защитить своего любимого мужа всеми возможными и невозможными способами. Сбежав в Европу, Стен Гетц как неприкаянный колесил по кругу «Англия-Франция-Испания», словно одержимый мотоциклист в аттракционе гонок по вертикальной стене. В июне 1970 года Стен Гетц и Моника оказались в Париже, куда прилетели, с целью посмотреть теннисный турнир French Open. Но не баталии на теннисных кортах привели Стена в восторг. В тот год в Париже он услышал джазовое трио, которое произвело на него сильнейшее впечатление своим мастерством. Это была группа в составе органиста Эдди Луисса (Eddy Louiss) из Мартиники, блестящего бельгийского гитариста Рене Томаса (Rene Thomas) и французского барабанщика Бернара Люба (Bernard Lubat). Тем летом эта группа выступала в городском клубе Blue Note, где Стен и услыш
Stan Getz live on stage at Avery Fisher Hall in New York, United States in 1971. (Photo by David Redfern/Redferns)
Stan Getz live on stage at Avery Fisher Hall in New York, United States in 1971. (Photo by David Redfern/Redferns)

Начало здесь

Как это уже было однажды, в 1950-ых, Стен Гетц попробовал спрятаться от измучивших его демонов в Европе. И как это было тогда, так и сейчас рядом была его верная и преданная Моника, пытавшаяся защитить своего любимого мужа всеми возможными и невозможными способами.

Сбежав в Европу, Стен Гетц как неприкаянный колесил по кругу «Англия-Франция-Испания», словно одержимый мотоциклист в аттракционе гонок по вертикальной стене.

В июне 1970 года Стен Гетц и Моника оказались в Париже, куда прилетели, с целью посмотреть теннисный турнир French Open. Но не баталии на теннисных кортах привели Стена в восторг. В тот год в Париже он услышал джазовое трио, которое произвело на него сильнейшее впечатление своим мастерством. Это была группа в составе органиста Эдди Луисса (Eddy Louiss) из Мартиники, блестящего бельгийского гитариста Рене Томаса (Rene Thomas) и французского барабанщика Бернара Люба (Bernard Lubat). Тем летом эта группа выступала в городском клубе Blue Note, где Стен и услышал, на что эти ребята способны. Несомненно, это были одни из самых лучших музыкантов, которые в тот момент представляли элиту европейского джаза.

Stan Getz-1970 year. /Photo by Michael Ochs Archives/Getty Images
Stan Getz-1970 year. /Photo by Michael Ochs Archives/Getty Images

Стен Гетц был просто поражен их «тяжёлым, крутым джазом» и предложил им записаться вместе с ним в составе квартета. Репетиции прошли осенью в Париже, а в декабре этот новый квартет Стена Гетца дебютировал в клубе Le Chat Qui Peche. В январе 1971 года квартет отправился в Лондон, где начались студийные записи. Альбом, который Стен Гетц записал со своими европейскими партнёрами, получил название Dynasty (Династия).

После нескольких первых сеансов записи Стен Гетц получил известие о смерти отца. Прервав рекорд-сессии, Гетц срочно вылетел в Нью-Йорк на похороны отца. Вернувшись в Лондон через неделю, он решил завершить альбом во время его ангажемента в клубе Ронни Скотта в марте. Решение записать альбом вживую предопределило для Dynasty формат двойного альбома (хотя возможно, что несколько более коротких треков появились уже на январских студийных сессиях). В результате наследие Гетца обогатилось колоссальными 88-минутами его живых выступлений, записанных за трехдневный период беспрецедентной трехнедельной работы Гетца и его партнёров в легендарном клубе, принадлежащем британскому тенор саксофонисту Ронни Скотту.

Stan Getz at the Ronnie Scott's club? 1964
Stan Getz at the Ronnie Scott's club? 1964

Продюсером этого альбома был знаменитый «пятый битл» Джордж Мартин. Он настолько безукоризненно сделал сведение, что звук каждого инструмента четко сформулирован и слышен в чистой, сбалансированной форме. Этим альбомом Гетц вновь заявляет о себе, как об одном из лучших тенор саксофонистов джаза и бросает вызов сложившемуся стереотипу о том, что он навсегда утратил свою лучшую форму. В каждом своём соло, наполненном замечательным лиризмом, Гетц на полном ходу движется впереди своей отличной ритм-группы. А Луис и Томас каждый по-своему и с пользой для общего рисунка используют время, которое им щедро предоставляет Гетц для сольных партий. Альбом Dynasty, весьма разнообразный по своему настроению и эмоциональным оттенкам, представляет интересный период в художественной жизни Гетца, уже далекой, как от чистого бопа, так и от его коммерческих проектов с бразильской музыкой. В этом альбоме Стен Гетц своим творчеством подошёл к грани нового этапа своей карьеры, отмеченного работами с пионерами фьюжн, такими как, например клавишник Чик Кориа. Но зайдя при этом частично на неисследованную им ранее территорию грува.

Stan Getz at Ronnie Scott's club/1971
Stan Getz at Ronnie Scott's club/1971

Вот, что написал в рецензии на переиздание этого двойного лонгплея известный джазовый публицист Крис Мэй (Chris May) из All About Jazz:

«Династия», спродюсированная Джорджем Мартином, с превосходным звуком и звучанием, с очень небольшим количеством посторонних шумов от публики, — это энергичная, мускулистая композиция, в которой Гетц в очередной раз опровергает ошибочное представление о том, что он когда-либо был изнеженным или бесстрастным музыкантом. Он исполняет соло с захватывающей лиричностью и на полную мощность, продвигаясь вперёд благодаря превосходному аккомпанирующему трио. Луис и Томас по-разному используют щедрое сольное время, которое им предоставлено. Энергичный Луис обладает драйвом Джимми Смита в сочетании с оттенком современного кислотного рока (для резонанса послушайте «Season Of The Witch» Брайана Огера Тринити). Он также чувствительный аккомпаниатор с тонким чувством динамики, который никогда не подавляет солиста. Каскадные, чётко артикулированные, однонотные пассажи Томаса явно восходят к творчеству бывшего коллеги Гетца Джимми Рэни с примесью цыганского джаза.
Вместе или по отдельности Луис и Томас написали все мелодии, кроме «Моны» Альберта Мангельсдорфа и «Приглашения» Бронислава Капера. Есть два быстрых свинга, энергичная босса-нова, фанковый почти блюз, два латинских номера и всего три относительно короткие баллады».

Короче, «Династия» рулит!

Знаменитый джазовый органист Джимми Смит в начале 1970-ых дал интервью американскому музыкальному журналу Даун-Бит, бывшему в те годы форпостом джазовой публицистики во всём мире. В этом интервью Джимми Смит, заявил, в том числе и такое: «Почему читатели должны выбирать музыкантов в ваши грёбаные анкеты? Как дилетант может определить, кто на самом деле лучший музыкант? Люди ищут в Даун-бите иной взгляд. Почему ваш журнал не составит жюри из музыкантов, которые определяли бы сильнейших в номинациях? В таком случае Стен Гетц не удержал бы пальму первенства в качестве тенор-саксофониста».

Jimmy Smith
Jimmy Smith

Видимо Джимми Смит, признанный «король» грува, пребывал в раздражении по поводу того, что вездесущий Стен Гетц «посягнул» и на заветную «поляну» самого Смита, выпустив свою новинку «Династия» в стиле грув, да ещё и в компании каких-то белых европейцев. Но всё это не имело ни малейшего отношения к мотивации Гетца в его работе над «Династией». Ему очень нужно было доказать прежде всего самому себе, что он не разучился играть подлинный джаз и владеет мастерством не только в стиле босса-новы, с которой его давно уже повенчала неразборчивая пресса, а как и прежде в любом подлинно джазовом стиле.

Именно поэтому в 1971 году Стен Гетц поучаствовал ещё в одном проекте в новом для себя качестве, выступив солистом большого джазового оркестра барабанщика Кенни Кларка и пианиста Френси Боланда при записи весьма новаторской пластинки этого биг-бенда Change Of Scenes (Смена обстановки), о чём я уже рассказывал в одном из своих очерков.

В оставшееся время 1971 года, после завершения студийной работы над альбомом Dynasty, Стен Гетц много гастролировал со своим новым квартетом по Европе, но так и не выступил в США из-за отказа American Musicians Union (Союз американских музыкантов) в выдаче разрешения на выступление в США трём европейским музыкантам. Такая вот дискриминация братьев по разуму.

Содержание альбома

A1 Dum! Dum! Written-By – Eddie Louise 13:05

A2 Ballad For Leo Written-By – René Thomas 9:13

B1 Our Kind Of Sabi Written By – Eddie Louise 16:56

B2 Mona Written-By – Albert Mangelsdorff 8:32

C1 Theme For Emmanuel Written-By – René Thomas 11:05

C2 Invitation Written-By – Bronislau Kaper 4:21

C3 Ballad For My Dad Written-By – Eddie Louise, René Thomas 3:10

D1 Song For Martine Written-By – Eddie Louise 10:50

D2 Dynasty Written-By – Eddie Louise 9:43

Над релизом работали

На мой взгляд, весь материал, представленный на этом двойном диске, заслуживает самой высокой оценки. Но мои личные предпочтения на стороне титульной пьесы, сыгранной по всем канонам грува, но украшенной современными оттенками, значительно расширяющими границы этих самых канонов. И весьма хороша так же композиция Our Kind Of Sabi, полная энергии и стремительности в зажигательных корусах Гетца и перемежающаяся мечтательными отрывками органных и гитарных партий.

Музыка «Династии» наглядно свидетельствует о том, что творческий и личностный кризис Стена Гетца был преодолён. Этот альбом открыл новую и очень светлую главу в творчестве Стена Гетца.

Продолжение здесь