Ха, ну и дела творятся на нашем авторынке! Вчера заезжал к своему другу Серёге в автосалон — у него там свой закуток по продаже китайцев. Сидит в углу, кофе пьёт, глаза грустные.
«Что, — говорю, — опять клиентов нет?»
А он мне в ответ только рукой обречённо машет — пойдём, мол, покажу кое-что. Выходим на заднюю площадку, а там... Мама родная! Машины стоят буквально впритык друг к дружке. Рядами, штабелями, кучами. До самого забора. И все новёхонькие, блестят на солнце.
— Вот, — говорит, — любуйся. 87 штук. И это только у меня, у мелкого дилера. А представь, что у крупняка творится?
Серёга мне не соврал — по слухам, около 800 тысяч китайских тачек сейчас пылятся на стоянках по всей России. И ситуация эта уже закипает, как раскалённый радиатор в пробке на Ярославке в июльский полдень.
Как мы в эту яму сели
Короче, предыстория такая. Когда стало понятно, что утильсбор поднимут, наши дилеры начали судорожно скупать китайские машины. Типа, сейчас возьмём подешевле, а потом продадим с жирной наценкой, когда другие уже будут вынуждены задрать цены.
Мой бывший однокурсник (он в автокредитовании работает) рассказывал, что некоторые дилеры даже занимали у своих родственников, лишь бы закупиться впрок. Другие кредиты на себя как физлица брали, под залог квартир. Безумие какое-то!
Но тут их ждал облом с китайскими партнёрами... Я-то привык, что с европейцами и японцами можно было договориться — бери машины под реализацию, частично плати сейчас, остальное — когда продашь. Серёга говорит, китайцы — вообще другая песня.
— Они как бульдозеры, — жалуется он. — Привези деньги, получи машины. Никаких отсрочек, никаких рассрочек, никаких «давай по-братски». Бизнес и ничего личного.
И вот представь: зависли дилеры с деньгами в китайских машинах, а тут ЦБ как даст под дых — ставку до 21% поднял! У многих же кредиты-то в банках взяты. И понеслась...
Ожидания vs реальность
Я ещё в начале 2023-го, когда вся эта волна китайских марок к нам хлынула, говорил своим друзьям: «Не покупайте никаких новых брендов из Китая, подождите хотя бы пару лет, пусть обкатаются».
Не знаю, может, я пророк, но так и вышло — народ раскусил эту фигню. Берут только Chery, Haval, может, ещё Geely, которые у нас давно, а остальные бренды... А остальные стоят на приколе. Серёга признался, что у них в салоне до сих пор машины 2023 года продаются!
И скидки они дают... Щас, погодите, у меня в телефоне скрин с их сайта сохранён... Вот: BAIC X7 был 3,1 миллиона год назад, сейчас — 1,9! Вы прикиньте — минус 1,2 ляма! Кто-то явно сливает в убыток.
А забавно вот что. Полтора года назад я сам приценивался к одному китайскому седану. Заглянул в салон, спросил про скидку в 100-150 тысяч. На меня глянули, как на прокажённого! «Вы что, с луны свалились? У нас очередь на эти машины!»
Интересно, где та очередь сейчас? В параллельной вселенной, не иначе.
Что бывалые говорят
На прошлой неделе был на дне рождения у кума — там собралась вся автотусовка нашего города. Среди гостей оказался Михалыч — он в региональной ассоциации автодилеров какую-то шишку занимает.
После третьей рюмки разговорились. По его словам, некоторые дилеры уже продают машины ниже себестоимости, просто чтобы хоть что-то получить.
— Пойми, — объяснял Михалыч, размахивая вилкой с селёдкой, — они же не могут вечно платить за аренду складов и площадок. Да и банки давят — отдавай кредиты. А денег нет. Что делать? Продавать в минус, лишь бы хоть какой-то кэш получить!
Он еще рассказал про одного дилера из соседнего региона, который от отчаяния начал принимать в трейд-ин всё подряд — даже старые «жигули» и «москвичи», лишь бы хоть как-то разгрести свои запасы новых китайцев.
Конкретика в цифрах, которую я сам проверил
На днях я специально проехался по трём салонам и записал цены на одну и ту же модель — Kaiyi E5. Внимание: в первом салоне — 1,43 млн, во втором — 1,29 млн, в третьем — 1,25 млн! Это при том, что закупочная у них была в районе 1,8-1,9 млн (информация от Михалыча).
В третьем салоне со мной откровенно разговорился менеджер Дима. Парень молодой, без опыта хитрить. Сказал прямо:
— Мы уже не то что в ноль продаём, мы в глубокий минус ушли. Просто деваться некуда — склад забит, банк наседает...
Ещё он проболтался, что за каждую проданную машину им даже перестали платить нормальный процент — теперь только фиксированные 5 тысяч, хоть ты её за миллион продай, хоть за полтора.
Что дальше будет?
Я в авторынке с 2005 года крутился так или иначе, повидал кризисы 2008-го и 2014-го. И вот что скажу, основываясь на собственном опыте и разговорах с инсайдерами:
- Первое. Цены ещё немного упадут. Тот же BAIC U5 Plus с нынешних 1,3 млн скатится до миллиона ровно. Ниже — вряд ли, себе дороже будет.
- Второе. К осени мы увидим первую волну ухода китайских брендов. Сначала закроются мелкие представительства, потом подтянутся и покрупнее. Они же не дураки, видят, что бизнес не идёт.
- Третье, и самое печальное. Банкротства дилеров. Я лично знаю трёх владельцев небольших автосалонов, которые уже тихонько распродают имущество и готовятся к худшему. Один даже начал пасеку развивать — говорит, с мёдом надёжнее...
Кому всё это аукнется?
Недавно в нашей компании собралась тёплая автомобильная тусовка, обсуждали именно эту тему. И выделили три категории пострадавших:
- Во-первых, сами дилеры и их сотрудники. Вот представьте: человек 10 лет в автопродажах, другого не умеет, и тут — бац! — салон закрывается. Куда ему? В таксисты?
- Во-вторых, те, кто уже купил эти китайские «ноунеймы». Мой сосед взял какой-то Bestune полгода назад. Сейчас на форумах владельцев этой марки уже обсуждают, где брать запчасти, когда бренд свалит из России...
Ну и в-третьих, все мы, простые автолюбители. Потому что вместо нормального, здорового рынка с конкуренцией получили вот это вот всё.
К чему пришли-то в итоге?
Я вот что думаю. Российский авторынок, который раньше входил в европейскую пятёрку по объёмам, скатился до положения свалки для китайского автопрома. Грубо говоря, нам теперь скидывают то, что сами китайцы уже не хотят.
Нет тебе ни нормального сервиса, ни адаптации к нашим дорогам и топливу, ни доступных запчастей. Отсюда и такое отношение покупателей.
Мой друг Колян (он в автосервисе вечно по локоть в масле) недавно метко сказал про новые китайские марки: «Снаружи — айфон, внутри — кирпич». И ведь не поспоришь.
Выводы из всей этой свистопляски
Главное, что я для себя понял: даже когда выбор скудный, люди всё равно стараются выбрать лучшее. Китайские марки, которые реально заморочились с качеством и сервисом, — на коне. Остальные могут паковать чемоданы.
Для авторынка вся эта историия как болезненная, но нужная прочистка организма. Отвалится всё лишнее, останется работоспособное.
А, и ещё. На днях мой приятель, работающий в банке, шепнул мне, что готовится специальная программа утилизации складских запасов китайских автомобилей. Типа, государство может вмешаться, чтобы не допустить массовых банкротств дилеров. Но это пока на уровне слухов, официально не подтверждено.