Когда люди обсуждают феномен насилия, феномен травли, когда психологи рассуждают в своих материалах о насилии, о буллинге - каждый из них на самом деле говорит о своём личном опыте столкновения с насилием.
И когда люди дискутируют на эти темы - им может казаться, что они говорят об одном и том же.
На самом деле опыт столкновения с насилием - у каждого свой. И иногда натягивание чужой линзы, через которую другой человек, в том числе психолог, рассматривает феномены травли или другого насилия - может быть крайне вредным лично для вас.
Потому что опыт насилия, травмы насилия или опыт буллинга - у каждого свой.
Хотя и у разных подобных ситуаций часто можно найти какие-то общие черты - каждый отдельный случай насилия или травли уникален.
И то, что в плане этого опыта помогает одному человеку (помогает осмыслить этот опыт, исцелить эту травму, помогает защитить себя и т.д.) - может не только не помогать лично вам, но и быть вредным для вас.
Поэтому осмыслять свой личный опыт переживания насилия или наблюдения за ним - лучше в индивидуальном порядке. Рассматривать это как частный случай, который имеет свои уникальные черты.
Например, кто-то любит размышлять о травле или другом опыте насилия через призму идеи, что слабость провоцирует абьюзера, и что демонстрация своей силы (неважно, реальной или мнимой) поможет этот насилие остановить.
И такая картинка может сформироваться у человека, исходя из его личного опыта. Лично он сталкивался в своей жизни с ситуацией (или лично сам, или из позиции наблюдения за другими людьми), когда активная ответная агрессия помогла "успокоить" и остановить агрессора.
И в результате такого опыта человек пришёл к выводу, что насилие и травля - это вообще не проблема, что нужно просто ответить агрессией на агрессию, и ситуация разрешится. И если для кого-то ситуация насилия является проблемной, то только потому что он не проявляет ответную агрессию, что нужно её проявить - и всё, как говорится, пройдёт.
И впоследствии, рассуждая о проблеме насилия и травли, такой человек везде и всем пытается навязать эту картинку и своё "успешное" решение этой проблемы, которое хорошо сработало лично в его опыте. И обесценивая опыт людей, где подобное решение не помогло, или не помогло бы остановить ситуацию насилия, или где это решение не могло быть осуществимо в силу объективных причин.
Важно понимать, что не любой абьюзер совершает насилие, потому что его на это провоцирует слабость пострадавшего. И не любой насильник остановится, если увидит ответную агрессию и бесстрашие со стороны другого человека.
Иногда ответная агрессия со стороны пострадавшего может только усилить давление со стороны абьюзера, ещё больше вывести его из себя, спровоцировать у него ещё больший аффект ярости. Что может привести к еще более серьёзному насилию, а то и вообще к гибели пострадавшего.
Скорее всего, "демонстрация силы и готовности бросаться в бой" может изменить отношение к пострадавшему со стороны абьюзера в случае, если насильник является классическим психопатом. Который презирает "слабость" (то, что он интерпретирует, как слабость) и понимает только язык силы (то, что он интерпретирует, как силу). Если он видит так называемую "силу" в человеке, то он начинает его уважать и останавливает насилие.
Либо, если имеет место психологическая игра в треугольник Карпмана, т.е. в "жертву, агрессора и спасателя". То есть садомазохистическая динамика.
Когда абьюзер совершает некий насильственный акт в сторону другого человека, чтобы спровоцировать его начать игру. И когда насилие было совершено, а другой человек из жертвы перешёл в роль агрессора - бывший агрессор переходит в роль жертвы или спасателя. И таким образом разворачивается игра в "жертву, агрессора и спасателя", где участники постоянно меняют свою роль, но никогда не выходят за пределы этих трёх ролей.
Это ещё один случай, когда ответная агрессия может остановить насилие со стороны другого человека (он останавливается за счёт смены роли с "агрессора" на какую-то ещё). Но здесь человек на какое-то время перестаёт совершать насилие потому, что его бессознательная цель была в разыгрывании психологической игры, а не в насилии, как таковом.
Либо ещё, когда у абьюзера работает бессознательный защитный механизм "смещение". Когда он на самом деле испытывает гнев и агрессию по отношению к одним людям, кого он воспринимает, как небезопасных - но этот гнев неосознанно перенаправляется у него на более безопасного человека.
И когда этот якобы безопасный человек оказывается небезопасным (потому что отвечает ответной агрессией), то его агрессия уже перестаёт направляться на него и перенаправляется на кого-то другого, более безопасного.
То есть если человек бессознательно ищет себе безопасный объект для вымещения на нём свой агрессии на других людей, и из этой мотивации совершает насильственные действия - то ответная агрессия со стороны пострадавшего действительно может помочь его агрессию остановить.
Но важно понимать, что каждый отдельный случай насилия и каждый отдельный случай травли - уникален. За разными такими случаями могут стоять совершенно разные психические динамики.
И от того, какая именно динамика стоит за отдельным случаем насилия - сильно зависит то, какая именно психологическая концепция лучше опишет этот опыт и будет более полезна для рассмотрения этого случая, какое именно поведение со стороны пострадавшего и свидетелей будет более эффективным, а какое менее эффективным и т.д.
И свой личный опыт травмы насилия или травмы, связанной с буллингом - лучше исследовать и прорабатывать в индивидуальной терапии с психологом.
И подбирать индивидуально для своего случая те психологические теории и концепции, которые лучше всего подойдут для вашего конкретного опыта.
И прежде чем спорить или дискутировать на тему насилия и травли - важно помнить, что каждый в такой дискуссии на самом деле говорит не о феномене насилия, а о своём личном опыте столкновения с насилием. И опыт разных людей в плане этих тем может кардинально отличаться. И то, что хорошо для одного человека - другому может не только не помочь, но ещё и навредить.
И в вопросе таких травматичных тем - важно быть особенно бережными и к себе (в первую очередь, особенно, если вы сами явно имеете травму насилия), и по отношению к другим людям тоже быть бережными. Помня о том, что у многих людей есть какой-то травматический опыт, связанный с травлей или с каким-то другим насилием, даже если они сами не осознают этого.
И что у разных людей сам этот опыт насилия, и то, что лично их больше всего травмировало в этом опыте - кардинально отличается.
__________________________
Фильмотренинг "Динамика козла отпущения на примере школьного буллинга": http://annatychuk.kassa.bizon365.ru/buy/dinamika-kozla-otpusheniya