Эх. Терпел, терпел, не могу не высказаться! Очень мягко говоря необычные у меня впечатления от современного писателя Эдуарда Веркина. Его книги заставляют задуматься вызывают во мне вихрь эмоций и просто-таки выводят из читательского равновесия😊
Однако не в том смысле, в котором вы могли подумать. Дело в том, что я (шепотом) совершенно не могу воспринимать тексты Эдуарда Веркина. Необычно?! Да я сам удивляюсь.
Но обо всем по порядку.
Все началось с восторженной рецензии уважаемой БиблиоДжулии на роман Э. Веркина "Снарк, Снарк"(2022). К слову, это два толстенных тома, величиной с "Войну и мир". Издан, кстати, этот роман очень эстетски, - так и хочется купить и съесть.
Так вот, решил я тогда его прочитать (то есть, прослушать в исполнении К. Радцига).
Начал... Но каково же было мое изумление... После часа повествования я поймал себя на мысли, что вообще не смогу описать прослушанную часть романа. Это были необычные чувства. Всколыхнулись какая-то досада, раздражение. Сюжета нет от слова совсем Мне объяснят, что не совсем, но это лишь иллюзия. Или как бы сюжетная канва еле начинает прослеживаться. Но уже далеко не начало романа, а герои просто продолжают изощряться в остроумных диалогах и монологах на всевозможные темы.
Окей, думаю, ну ладно, сейчас там обещали же Твин Пикс! детектив уже должен начаться и, наверное, такой абсурдизм, как у Льюиса Кэрролла ("Охота на Снарка") или притча, как, скажем, в "Погребенном великане" Исигуро.
Прослушал терпеливо ещё час. Опять, какая-то ШИЗОФАЗИЯ странная штука.
Ничего не произошло, не изменилось. Герои продолжают изощряться в бессюжетной риторике.
Я послушал ещё и вдруг стал тревожно осознавать: а что если так и будет продолжаться весь этот роман...
Причем, я бы понял, если бы это был некий экспериментальный текст, Велимир Хлебников, Кафка, Джойс, Беккет, Роб-Грийе... Гоголь, Хармс, Андрей Белый. Но нет, совершенно бытовые приземленные разговоры то ли из наших 90-х, то ли 2000-х. Casual. И весь объем - не Болконский у дуба или полистилистический текст об одном дне Леопольда Блума, а этакое бесконечное словоизвержение суесловие привыкшего воспевать все на что падает глаз рассказчика.
Мой мозг начинает сопротивляться - на кой мне столько совершенно пустой отвлеченной информации?!
Возникла досада от обманутых ожиданий и потери времени, я тогда не дочитал и остался в недоумении.
Определил для себя, что Веркин - это некий журналистский чëс ни о чем и обо всем. Такое застольное остроумие, когда выпиваешь, и очень красиво вещаешь на всевозможные темы, удерживая внимание со-, скажем, -трапезников. Стиль обаятельного тамады. Суемудрие, прогон, толкание телег:)
Смущало одно.
Что другие этого как будто не видят. "Веркин как всегда на высоте" и тп. Я даже допустил мысль, что люди писали положительные отзывы на "СнаркСнарка" только потому, что не хотели признать, что их обманули. Ну когда вынужденно дочитал и так и не дождался обещанного рОмана 1500+ страниц, не хочется же признавать, что напрасно.
Недавно вышел в свет новый роман Эдуарда "Сорока на виселице". Тоже, кстати, классно изданный.
У меня дежа вю. Снова БиблиоДжулия пишет восторженный отзыв, снова в нём говорит о сюжете этого романа, и великих философских вопросах, там затронутых... Великолепная рецензия! В аннотации издателей тоже эпитет на эпитете:
"Эдуард Веркин исследует тему оправдания глобальных экспериментов над человечеством, феномен преодоления старости и эволюцию космических миссий, сообщая по сути научно-фантастическому тексту глубину и тревожность настоящей психологической прозы. Прозы большой, щемящей и гулкой, заставляющей вспомнить лучшие образцы советской фантастики о выборе пути к звездам сквозь мрак Вселенной."
Большая щемящая проза, гулкая, настоящая психологическая. Держите меня семеро.
И я опять в недоумении. Ну, наверное, я какой-то ущербный и мне в комментариях обязательно объяснят какой не такой, что-то не понимаю. Люди хвалят, а я злобно ëрничаю. Как так?!
В общем, дал я писателю Веркину второй шанс:))
Не поверите, все повторилось. Получилось ровно так же, как и в предыдущий раз. Сам в шоке.
Перманентное словоблудие, чëс талантливого сплетателя словес, механического творца любого количества знаков с пробелами и без.
Я вновь пережил странное ощущение, все многие хвалят, а я наоборот, ущербный.
Та ситуация, когда говорят, смотри - это белое! Хотя я точно вижу и знаю, что там чёрное елки-иголки. И от этого чувствую себя не в своей тарелке, каким-то не полноценным.
И тут меня осенило, это же называется газлайтинг!
Газлайтинг - форма психологического насилия и социального паразитизма; определённые психологические манипуляции, совершаемые с целью выставить жертву дефективной, ненормальной, либо заставить её сомневаться в адекватности восприятия своей окружающей действительности.
В общем, выводы мои такие. Эти романы Эдуарда Веркина не заслуживают столь восторженных оценок, это ненамеренное введение читателя в заблуждение с помощью шизофазно и перманентно льющегося потока слов (зачастую терминов, понятий), на самые отвлеченные темы. Плюс внешний вид - книги изданы, повторюсь, превосходно. Я никого не виню, думаю, с вышеуказанными книгами эффект газлайтинга создался сам собой.
И, на мой скромный взгляд, это откровенно малохудожественное механическое письмо хотел написать беллетристика, но это как раз и не беллетристика!
Сравнил бы текст Эдуарда Веркина с бесконечной генерацией романа искусственным интеллектом в эпоху постапокалипсиса, когда человечество на Земле умрет. Мёртвый самовоспроизводящийся бессмысленный текст. Пустота в темноте.
В каком-то смысле Веркин - это предвестие если уже не она ИИ-литературы. Мастерски сгенерированный бесконечный текст ни о чем. Но по всем признакам - роман, затрагивающий глобальные философские темы.
Мой благой помысел - Эдуард Веркин сам понимает все это и это его такая бесконечная шутка. И очень удивляется: надо же, сколько всего там читатели отыскали.
Ну и в виде жирной точки. После гениальных романов Филипа Киндреда Дика примерно на те же темы, "Сорока на виселице" это как бы ну такое.
Плюс я только что прочитал два потрясающих романа Нейтана Хилла. Вот это настоящий большой роман, серьезная современная проза. Контраст потрясающий. А указанные книги Эдуарда Веркина - симулякр романа.
Белое - это белое😁
Мне совершенно не понравились эти два романа Эдуарда Веркина, и я не стесняюсь сказать об этом вслух:) Чепуха на постном масле, поданная как "гулкая большая проза".
PS Из одного отзыва: "Веркин вернулся к стилю «рулон туалетной бумаги, катись», с которого и начинал свой путь в литературу".
PPS Вот "Петровы в Гриппе", "Библиотекарь" да и весь Елизаров, романы Харуки Мураками - супер!!! Но взрослые вещи Э. Веркина вызывают у меня неловкое недоумение((