Найти в Дзене
КиноМария

Фильмы французской новой волны о любви: комедийная драма «Шум в сердце» Луи Маля (1971) 18+*

Привет, киноманы!

Картина была просмотрена на курсе «Мечтатели» в паре с работой «Колено Клер» Эрика Ромера. У них есть общая тема - подростки среди взрослых. Так называемые, «young adults» (молодые взрослые) - умные подростки, развитые физически, умственно и морально, образованные на уровне взрослых. Их интересуют темы и вопросы, которые не характерны юному подрастающему поколению.

Постер: Кинопоиск (❗️курение вредит вашему здоровью)
Постер: Кинопоиск (❗️курение вредит вашему здоровью)
«У каждого есть порок, но ты о нем еще не знаешь»
  • Моя оценка на КП 8/10
  • Рейтинг КП/IMDb 7.5

Луи Маль родился в буржуазной состоятельной семье, пятым из семи детей. Рано познал взрослую жизнь (курение, секс, деньги, выпивка), что отчасти передал главному герою картины и списал с себя (различает их только разница во временном периоде, на который пришлось их детство). Учился во французской киношколе, практиковался у Жак-Ива Кусто, участвовал в экспедиции и приобрел кинематографические навыки. Несмотря на смещение фокуса в сторону игрового кино, продолжал работать с документальными фильмами. Его художественные работы всегда отличались дерзкими и провокационными темами, что вызывало жесткую критику и споры. Отчасти автобиографическая история о 14-летнем мальчике получила рейтинг 18+ в момент выхода картины и не прошла цензурную комиссию, но все-таки была выпущена в прокат. Рассказываю, чем кино взбудоражило публику. Осторожно, спойлеры!

Кадр: Интернет
Кадр: Интернет

14-летний Лоран с детства очень привязан к матери. Они оставляют отца и двух старших сыновей и отправляются вдвоем на горный курорт. Там мама флиртует с одним из постояльцев отеля, а мальчик знакомится с ровесницами. Но на местный праздник мама и сын остаются без спутников.

Кадр: Интернет
Кадр: Интернет

Итак, перед нами предстает обеспеченная семья, отец - уважаемый гинеколог, мама воспитывает троих неуправляемых сыновей, вместе с ними живет итальянская няня мамы, которая сейчас помогает с детьми. Обстановка дома говорит о том, что в этой семье высокий достаток (интерьер, картины, люстры, сервированный стол, дорогая мебель и предметы в комнатах). В воспитании у отца требовательный, даже жесткий характер, в отличие от матери, которая постоянно дает слабину и не может удержать подростков в узде.

Кадр: Интернет
Кадр: Интернет

Весь фильм наполнен провокациями. Рассмотрим подробнее.

Мальчики в коротких шортиках (великолепная школьная форма и повседневная одежда) собирают на улице деньги на благотворительность под предлогом серьезных и важных событий. При этом, старшие постоянно тащат деньги из маминого кошелька, дразнят ее, играют и бесятся, что придает женщине легкомысленный настрой и ветреность. Я не зря обратила внимание на одежду ребят и поведение мамы. Лоран придет в собор, чтобы помочь пастору в проведении обязательной для детей и взрослых службы, будет отчитан за опоздание и проказы. А позже у другого священника в закрытом кабинете ощутит прикосновение рук взрослого мужчины к его коленкам. И это не в коем случае не про провокацию оголенными частями тела. Форма детской одежды того времени была именно такой, а Маль намекает на ту самую обратную сторону католической церкви, вокруг которой периодически возникают скандалы, но все предпочитают молчать. Подросток проговаривает грехи: дурные мысли, вранье родителям, грубые и нецензурные слова, курение в туалете лицея, кража книги, осквернение себя в одиночку и с братом. Но священник будто оправдывает прегрешениями подростка свое поведение.

Кадр: Интернет
Кадр: Интернет

Мама, в свою очередь, позволяет уже половозрелым юношам видеть ее в нижнем белье или комбинациях, а младшему даже заходить в спальню, когда они с отцом готовятся ко сну. Но это не самые настораживающие мамины действия. К ней мы еще вернемся.

Коллаж сделан автором
Коллаж сделан автором

Подростки образованы, начитаны, продвинуты в рассуждениях на самые разные темы (от войны и политики до суицида и сексуального просвещения). Они читают сложную, философскую литературу (Базильяк, Альбер Камю, Рене Кревель, «Маленький принц» Экзюпери, «История О» Доминик Ори), цитируют великих: «Я буду плевать на ваши могилы» (Борис Виан) в беседе со взрослыми, упоминают фильмы («Босоногая графиня» Джозеф Лео Манкевич), знакомы с музыкой (Чарли Паркер - американский джазовый саксофонист и композитор), изучают языки и религиозные правила, играют в шахматы. При этом, они курят сигары, водят машину, пьют вино и ходят в бордель (распространенное заведение во Франции того времени. Если посмотреть многие работы режиссеров французской новой волны, то создается впечатление, что у французов было три точки в городе: квартира, бордель и кафе). Старшие братья ведут 14-летнего Лорана на первую встречу с женщиной. Тут нужно оговориться, что мальчишки не были брошены съемочной группой и собственными родителями на познание взрослых радостей. Все сцены тщательно проговаривались и репетировались до съемок, постоянные читки сценария, где разбирался каждый эпизод, подготовили мальчиков. Проститутку в номере борделя в первую ночь Лорана играет жена Маля, а не абы кто.

Кадр: Интернет
Кадр: Интернет

Надо отметить проказы ребят. Надеть бюстгальтер на памятник Святой Терезы или нарисовать религиозную карикатуру - кажутся из ряда вон плохими поступками, но это еще цветочки! Они снимают штаны при пожилой няне, меряются членами между собой. Кидаются шпинатом в столовой, пьют из горла вино при няне, роняют бутылку молока при прислуге. Вишенкой на торте становится неожиданное вторжение старших братьев в номер борделя в самый ответственный момент, что естественно обескуражило, сконфузило, испугало и опозорило мальчика перед его первой женщиной в жизни.

Кадр: Интернет
Кадр: Интернет

Еще один пранк над родителями (Маль со сверстниками глумились над взрослыми до того, как это обрело свое название) - замена картины. Они сделали это в реальной жизни - порезали подделку Сезанна. Здесь они тоже поменяли подлинник на точную копию и демонстративно надругались над картиной, провоцируя родителей на эмоции.

Кадр: Интернет
Кадр: Интернет

2 серьезные темы для обсуждения подростками явно не по годам.

Первая - это война в Индокитае в 54 году, которая на тот момент волновала всех жителей Франции (а позже война с Алжиром и Вьетнамская война).

«Война - это слишком серьезное дело, чтобы доверять его военным»!
«Это вы их выбрали».

Мальчики дискутируют о политике, спорят с родителями и высказывают вполне осознанные мнения о проблеме призыва на войну, последствий для общества, передела мира и других социальных, экономических факторах, распаде колониальной системы и тд.

Кадр: Кинопоиск
Кадр: Кинопоиск

Вторая - суицид, который волнует Лорана. Он читает о нем книги, рассуждает, спрашивает у окружающих. Это одновременно странно и восхитительно. Странно, потому что настораживает, все ли в порядке с ребенком?! Восхитительно - насколько ребенок умен, вдумчив, рассудителен, погружен в исследование вопроса и его понимание. Не многие взрослые могут рассуждать также.

Кадр: Интернет
Кадр: Интернет

Но вернемся к портрету мамы и Лорана, их общей поездке в санаторий.

Мама родилась в Италии в простой семье, ее воспитывала няня, которая позже переехала с ней во Францию. Скорее всего, у нее не было детства как такового. Первого ребенка она родила в 16 лет. Она - дочь политического эмигранта, католичка, на момент фильма ей 34 года. Нужно понимать, что она рано вышла замуж и вероятно по стечению обстоятельств. Учитывая, что аборты во Франции были запрещены, ей пришлось выйти замуж за более взрослого и опытного мужчину. Несмотря на обеспеченность, она бегает на свидания на сторону. Ей явно не хватает мужского внимания, ласки и любви. Она рано начала воспитывать детей и пропустила этап молодости и взросления. Ее часто инфантильное, беззаботное, игривое, легкое настроение и поведение это подчеркивают.

Кадр: Интернет
Кадр: Интернет

Лоран - любимый сын, которого мама залюбила до невозможности. Папа часто упрекает женщину в чрезмерной опеке и выделении среди сыновей его особенности и привилегированности. Он привязан к маме. Это его единственная женщина, с которой он может быть откровенен, близок, расслаблен, нежен. Нужно понимать, что в то время мальчики и девочки были разделены в образовательных учреждениях, досуг тоже не смешивался, поэтому бордель для созревших подростков - это место, где они могут посмотреть на разных женщин и показать себя: попробовать взрослые шалости на вкус, приобрести опыт и стать мужчиной. После неудачного похода и конфуза Лорану явно хочется самоутвердиться. Он ищет разные способы познакомиться и сблизиться с девочками в санатории. Но он не привлекает и не интересует их. А мама всегда рядом. За ней можно подглядывать, рядом с ней можно присутствовать в интимные моменты, можно нарядиться в ее платье, разложить нижнее белье. Тем более, что мама абсолютно не противится его присутствию. Она словно сама застряла в детстве и не понимает серьезности происходящего. После ночи с мамой мальчик будто взрослеет, набирается уверенности и уже смело может уложить любую понравившуюся ему девчонку, которая в принципе не сопротивляется. Маль разрушает культ девственности во всех смыслах.

Кадр: Интернет
Кадр: Интернет

Игра слов в названии фильма «шум в сердце» или «порок сердца» напрямую и косвенно подчеркивают несколько моментов. Во-первых, это не только болезнь мальчика, которая неожиданно проявляется и требует санаторного лечения. Это еще и некий трепет (шум), который пробуждается в подростках к ровесницам и даже к маме (ведь не зря говорят, что мужчины выбирают женщин, похожих на матерей). Во-вторых, это порок, цитату из фильма о котором я вынесла в эпиграф статьи. У каждого из нас они есть. Маленькие слабости, от которых мы страдаем или, наоборот, тихонько радуемся.

Кадр: Интернет
Кадр: Интернет

И Луи раскрывает перед нами в лице одной семьи отношения между супругами, их общение с детьми, досуг мальчиков друг с другом и в компаниях друзей. Да, эти подробности могут шокировать, оттолкнуть, спровоцировать наши убеждения на протест и возмущение. Но Маль отразил не только веяния того времени через мораль и поступки подростков и родителей. Он через призму жизни одной семьи передал период целой страны после многих событий и их последствий и в преддверии больших перемен. Он вложил в речь героев мысли целого поколения, в порыв подростков - бунт молодежи, показав разницу поколений и их взглядов на происходящее внутри государства и за его пределами.

Кадр: Интернет
Кадр: Интернет

В заключение скажу, что режиссера Луи Маля точно признают французской классикой, но не всегда относят к французской новой волне. Тем не менее, он интересовался действительностью, был очень наблюдательным, имел свой стиль (кстати, полностью искал средства на фильмы сам) и внес неоспоримый вклад в развитие направления, кинематограф Франции и мировой фонд кино.

Кадр: Интернет
Кадр: Интернет

Любимые цитаты:

«Гусар, который не погиб в 30 лет, - никчемный человек» (Генерал Лассаль - легендарный французский кавалерийский командир периода революционных и наполеоновских войн);

«Этот ребенок имеет право на политические убеждения»;

«Господь - не парфюмер»;

«Надо быть святым, чтобы заниматься этой профессией» (сын о папе-гинекологе);

«Картина стоит стоимость холста и красок, остальное - капиталистическая спекуляция».
Кадр: Интернет
Кадр: Интернет

*Дисклеймер: Данный фильм и отзыв не имеет цели оскорбить кого-либо и несёт только развлекательный характер. Все материалы взяты из открытого доступа в интернете и использованы в допустимых формах. Автор не несёт никакой ответственности за вырванный из контекста материал. Все персонажи вымышлены и действия происходят в параллельной вселенной, не воспринимайте фильм всерьёз. Картина и отзыв ни в коем случае не хотят оскорбить чувства верующих любых религий. Сцены из фильма и статья не являются ЛГБТ-пропагандой (движение признано экстремистской организацией и запрещено на территории России) или других форм сеХуальных связей. Курение и алкоголь вредят вашему здоровью, а наркотики - зло. Даже не пробуйте!

***

Если вам понравился разбор фильма, ставьте лайк, подписывайтесь на канал или мой телеграм, чтобы не пропустить новые разборы.

Поддержать канал теперь можно донатами - кнопка расположена в шапке профиля. Все собранные средства пойдут на новые курсы и книги про кино!