Найти в Дзене
Бродвей Москва

Образ ковра-самолёта в различных культурах

Ковёр-самолёт — один из самых ярких и узнаваемых образов в мифах и сказках различных культур. Этот волшебный предмет, позволяющий своему владельцу подниматься в воздух и преодолевать огромные расстояния, стал символом человеческой мечты о свободе и стремлении к неизведанному. Одним из первых упоминаний летающего ковра считается предание о царе Соломоне (Сулеймане) в мусульманской традиции. Согласно легенде, Всевышний подарил Соломону ковёр из зелёного шёлка и золота, на котором помещался его трон, царедворцы и войско. Этот ковёр мог переносить их на огромные расстояния за короткое время. Подобные мотивы встречаются и в других культурах, что свидетельствует о распространённости идеи волшебного ковра в мифологии разных народов. Через торговые связи истории проникли в Европу, а позже — благодаря культурным заимствованиям — в русский фольклор. Ковры-самолёты фигурируют в произведениях разных народов. В русских сказках ковры помогают героям даже посещать загробное царство! В западной литера
Оглавление

Ковёр-самолёт — один из самых ярких и узнаваемых образов в мифах и сказках различных культур. Этот волшебный предмет, позволяющий своему владельцу подниматься в воздух и преодолевать огромные расстояния, стал символом человеческой мечты о свободе и стремлении к неизведанному.

Происхождение легенды о ковре-самолёте

Одним из первых упоминаний летающего ковра считается предание о царе Соломоне (Сулеймане) в мусульманской традиции. Согласно легенде, Всевышний подарил Соломону ковёр из зелёного шёлка и золота, на котором помещался его трон, царедворцы и войско. Этот ковёр мог переносить их на огромные расстояния за короткое время.

Подобные мотивы встречаются и в других культурах, что свидетельствует о распространённости идеи волшебного ковра в мифологии разных народов. Через торговые связи истории проникли в Европу, а позже — благодаря культурным заимствованиям — в русский фольклор.

Ковёр-самолёт в литературе и фольклоре

Ковры-самолёты фигурируют в произведениях разных народов. В русских сказках ковры помогают героям даже посещать загробное царство! В западной литературе, например, в повести «Путешествие капитана Стормфилда в рай» (Captain Stormfield’s Visit to Heaven) Марка Твена, ковры снова используются как средство мгновенного перемещения по небесам.

Писатели XX века тоже нередко обращаются к этому образу. Владислав Крапивин в своей повести «Ковёр-самолёт» (1975) переносит магический предмет в советскую реальность. История рассказывает о двух мальчишках, которые находят старый выцветший коврик, оказывающийся волшебным. Тот помогает друзьям не только летать, но и обезвредить преступников.

«Тысяча и одна ночь»

В «Тысяче и одной ночи» ковёр-самолёт опять упоминается как воздухоплавательное транспортное средство. В сказке «Принц Ахмед и волшебница Пери-Бану» (точнее, одном из тех рассказов, которые были добавлены в сборник французом Антуаном Галланом в начале XVIII века) брат главного героя Хусейн торгуется на базаре за неприметный коврик, а продавец только повышает цену. Когда принц узнаёт, что ковёр может перенести его куда угодно, то сразу соглашается с непомерно возросшей ценой, немедленно покупает волшебный артефакт и отправляется на нём в далёкий город Биснагар.

Именно эта история вдохновила множество авторов на создание собственных интерпретаций, а французы порой называют ковёр-самолёт именно так – «ковром принца Хусейна».

Ковёр-самолёт в русских народных сказках

В русских сказках ковёр-самолёт помогает героям преодолевать огромные расстояния – в тех же «Елене Премудрой» или «Иван-царевич и серый волк». Во второй волшебной истории герой использует ковёр для спасения царевны и добычи Коня с золотой гривой и Жар-птицы. Этот образ и был увековечен на картине Виктора Васнецова «Ковёр-самолёт» (1880), ставшей признанным шедевром русского искусства.

Источник: https://my.tretyakov.ru/app/masterpiece/30530
Источник: https://my.tretyakov.ru/app/masterpiece/30530

Хотя в классическом варианте под названием «Иван-царевич и Жар-птица» ковра не было и в помине, картина Васнецова сильно повлияла на восприятие сказки и навсегда связала Жар-птицу и ковёр-самолёт в народном сознании. В итоге полотно стало одним из самых узнаваемых в российской культуре и закрепило образ ковра-самолёта в сказочном контексте. Проще говоря, «пришлый» ковёр-самолёт частью визуального наследия русской мифологии, несмотря на то, что сам предмет встречается в сказках не так часто.

Образ в западной литературе

В западной литературе образ летающего коврика также нашёл своё отражение – и частенько как метафора свободы. Во французской серии комиксов «Астерикс» 28-й выпуск посвящён приключениям на волшебном ковре, а в книге Пола Андерсона «Операция “Луна”» ковры конкурируют с летающими мётлами как более экологичный транспорт.

Кстати, о мётлах. В Поттериане упоминается, что ковры-самолёты были запрещены Министерством магии как маггловские артефакты, что подчёркивает их особый статус в магическом мире. Этот относительно современный пример свидетельствуют о том, что образ ковра-самолёта продолжает вдохновлять авторов и читателей по всему миру.

Кто летал на ковре-самолёте?

Проще перечислить тех, кто не летал! В русских сказках ковёр «седлали» царевичи, стремящиеся спасти царевен или найти волшебные предметы. В арабских историях на коврах-самолётах путешествовали принцы, наследницы престола и мудрецы. Современные мальчики и девочки тоже нет-нет, да и найдут где-нибудь заветный коврик. Супергерои, даром что они «супер», тоже иногда не гнушаются таким транспортом. Чего уж говорить про зверей – героев анимационных лент (привет Абу из «Алладина» компании Disney)!

-2

В современном мюзикле «Последняя сказка», который идёт в московском Театре МДМ, герои Макс и его девушка Женя летят на ковре-самолёте под управлением того же Аладдина: постановка в целом отличается непревзойдённой зрелищностью, но от этой сцены у зрителей буквально захватывает дух – ведь ковёр, созданный инженерами из Бельгии, развевается на ветру совсем как настоящий!

Символизм и влияние на современную культуру

Ковёр-самолёт символизирует стремление человека к полёту и свободе. Уже веками этот фантастический образ остаётся одним из самых узнаваемых символов волшебства, объединяя культуры и эпохи через свою фантастическую природу. Он практически непрерывно используется в мировой культуре. Картины Васнецова и Рериха, фильмы «Чародеи» (правда, в нём ковёр-самолёт – «нелетающий», а в первоисточнике, книге братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу, волшебного ковра вообще не было) и «Старик Хоттабыч», десятки экранизаций «Аладдина» (ах, какой чудесный антропоморфный коврик в диснеевской версии!) и даже многочисленные компьютерные игры вроде «Принца Персии» продолжают вдохновлять людей, сохраняя магию этого образа.

Современные дизайнеры переосмысляют форму ковров, сообщая покупателю, что это «портал между мирами». И это неудивительно, ведь ковёр-самолёт является по сути транспортом между прошлым, настоящим и, мы уверены, будущим.

Волшебный ковёр продолжает будоражить воображение людей всех возрастов: от детей до взрослых мечтателей. Он остаётся символом чуда, напоминая нам о том, что достаточно одного волшебного момента, чтобы изменить жизнь навсегда.

Ковры
6087 интересуются