Найти в Дзене

ЖД моделизм в лицах: Роман Танаев

В рубрике "Железнодорожный моделизм в лицах" мы рассказываем об интересный людях, для которых "железнодорожный моделизм" стал чем-то большим, чем просто хобби и плотно вошел в их жизнь. Сегодня мы публикуем интервью с моделистом, который создает модели железных дорог себе в коллекцию самостоятельно и полностью с нуля, рисуя их на компьютере, собирая и окрашивая из распечатанных на 3D принтере деталей. Роман один из немногих в стране создает модели из первой модельной эпохи (длилась с момента возникновения паровой тяги до 1920 года). Откуда пошло это увлечение и как создавать модели с нуля - об этом расскажет сегодня наш герой. Роман, спасибо, что согласился побеседовать для интервью. Расскажи, пожалуйста, откуда пошло увлечение ЖД моделизмом? Всем здравствуйте! Вообще увлечение железной дорогой в целом пошло, как и у многих, с детства. Моя бабушка, по папиной линии, была старшим проводником на Горьковской железной дороге, вот с ней я покатался в штабных вагона и увидел много разного н

В рубрике "Железнодорожный моделизм в лицах" мы рассказываем об интересный людях, для которых "железнодорожный моделизм" стал чем-то большим, чем просто хобби и плотно вошел в их жизнь. Сегодня мы публикуем интервью с моделистом, который создает модели железных дорог себе в коллекцию самостоятельно и полностью с нуля, рисуя их на компьютере, собирая и окрашивая из распечатанных на 3D принтере деталей. Роман один из немногих в стране создает модели из первой модельной эпохи (длилась с момента возникновения паровой тяги до 1920 года). Откуда пошло это увлечение и как создавать модели с нуля - об этом расскажет сегодня наш герой.

Роман, спасибо, что согласился побеседовать для интервью. Расскажи, пожалуйста, откуда пошло увлечение ЖД моделизмом?

Всем здравствуйте! Вообще увлечение железной дорогой в целом пошло, как и у многих, с детства. Моя бабушка, по папиной линии, была старшим проводником на Горьковской железной дороге, вот с ней я покатался в штабных вагона и увидел много разного на ЖД в начале 90-х. А так же у нее был дом в деревне рядом со станцией на ветке Ижевск-Воткинск, там уж я налюбовался и влюбился в (2)М62, 2ТЭ10л, ТЭМ1, ТЭМ2. Тогда эти локомотивы были для меня идеалом! Ещё на станции был “секретный тупик” созданный специально для комплекса “Молодец”, сейчас его уже разобрали. Но в какой-то момент я увидел паровоз Эр-785-53, что установлен как памятник в на станции Агрыз, и влюбился в этот вид подвижного состава, начал изучать тему. С информацией в то время было тяжело, интернет только зарождался и был доступен только по карточкам. Библиотека в Ижевске (откуда я родом) не была доступна обычным смертным. Поэтому что удавалось найти, то и читал, смотрел.

Как давно ты занимаешься ЖД моделизмом?

Железнодорожным моделизмом плотно я начал заниматься с 2010 года, когда переехал в Санкт-Петербург и получил доступ к различным материалам, книгам и библиотекам, а там и в интернете много информации начало появляться. Но модельки железных дорог у меня были с детства. Первый набор это был пиковский резиноход и 3 вагона с П-образными рельсами, а затем папа из командировки привез мне уже набор с настоящими моделями.

-2

Как сейчас помню как он заходит домой, а к его кейсу привязана коробка с американским капотным локомотивом и грузовыми вагонами от фирмы Mehano.

-3

Мне в этот момент было лет 11-12 (1998 год), радости было очень много. Детализация этого набора и пиковского, как небо и земля была. Вот с тех времен я начал делать разные здания, лепил человечков, даже собрал мини-макет.

Модели подвижного состава тогда же начал строить? Что это были за модели?

Что касается первых моих моделей ПС, то это был мотовоз М3/2, вагон НТВ, дрезина АГМу.

Их делал из листового пластика эвергрин, купленного в магазине Игоря Гусева (Модель-Экспресс), там же и колесные пары купил и рельсы.

-5

Вообще когда попал в этот магазин, был в шоке от кол-ва всякого интересного и конечно хотелось всё купить. Тогда же я приобрел книгу “Модели железных дорог”, оттуда начал черпать знания и вдохновения, а так же всё больше углубляться в тему 1-3 модельных эпох.

И нельзя не упомянуть журналы Локотранс и Железнодорожное дело, они дали очень много информации и сейчас я часто к ним обращаюсь.

Сейчас ты один из немногих в стране, кто активно занимается первой эпохой. Почему именно она?

Моё увлечение первой эпохой появилось не сразу. Она меня привлекает своей душевностью и разнообразием ПС, сейчас всё подогнано под общий стандарт и одинаковое, а тогда на каждой ЖД было своё. Ну и ещё привлекает тем что данная тема редкая.

Как ты к ней пришел?

В 2013 году я попадаю как участник на свою первую выставку в Москве в театрально-концертном зале “ЦКЖД”, там я знакомлюсь с многими моделистами и метрами.

Фото с выставки с Константином Игнатовым и Юрием Меркутовым
Фото с выставки с Константином Игнатовым и Юрием Меркутовым

Они в дальнейшем помогают мне с информацией и чертежами по моделям. После этого я сделал несколько моделей по 1-2 эпохе.

-8

- 4-х осная платформа Николаевской жд, конверсия из платформы фирмы Фляйшман.

-9

- 3-осные платформы

- Сплотка 2-осных платформ для перевозки леса

- 2-осная платформа

-12

Насколько тема I-II эпох в наши дни популярна в Европе и в мире? Есть ли у нас в стране единомышленники?

В Европе вообще тема жд моделизма очень развита, и конкретно по 1-2 эпохе тоже, можно с легкостью найти фабричные модели тех лет. У нас же в стране данная тема не столь популярна как модели современного ПС. Единомышленники есть, несколько десяткой людей что интересуются, создают, коллекционируют данную тему найдется. Все мы очень увлеченные люди и с радостью и удовольствием делимся информацией друг с другом.

Сейчас ты практически с нуля создаешь модели. В основном это модели как раз редкой I эпохи. Как к тебе пришла эта идея?

Всё началось с того как мне в руки попались чертежи вагона НТВ, с него и начались модели по первой эпохе.

Дальше информация начала накапливаться, но готовых моделей, которые я бы хотел себе в коллекцию не было и денег на их заказ мастерам тоже. Отсюда и пошла идея прокачивать свои умения в моделизме. А так как меня папа научил работать инструментом, то руки хоть и боялись, но делали. Я начал “обрастать” различным точным инструментом и модели стали получаться всё более интересные и детальные.

Где ты берешь информацию о прототипах?

Информацию я беру в интернете, на форумах и в библиотеках города Санкт-Петербурга. Также очень много разного полезного получаю от соратников по моделизму, за что им огромное спасибо!

Свои новые модели ты делал с помощью 3D печати. С чего начинаешь создание моделей?

Всё начинается с изучения найденной информации (чертежей, фото, схем). Далее всё это распечатывается на листы бумаги, развешивается для постоянного зрительного контакта, размеры переводятся в масштаб и начинается работа в SolidWorks.

Программу изучал самостоятельно?

Я по образованию инженер-дизайнер и с Системами Автоматизированного Проектирования (САПР) знаком не понаслышке, после института несколько лет отработал инженером-конструктором на заводе пластмасс в Ижевске, там получил много различных знаний по проектированию и созданию 3D-моделей и первый раз увидел что такое 3D-печать. Знания по поведению пластика в тех или иных условиях очень помогают сейчас в работе с “растишками” 3D печати.

Плотно в моделизме с 3D печатью я начал работать в 2013 году. Тогда фотополимерные принтеры только начали появляться и стоимость изделий была большая, но всё же распечатать буфера на вагон и потом это скопировать в силикон было возможно.

Свой же первый фотополимерный принтер я купил не так давно, в 2021 году, и это был переход на новую ступень создания моделей. Данный инструмент позволял печатать здесь и сейчас то что мне было нужно и не ждать кого-то или чего-то. Так я начал печатать свои первые модели цистерн, а далее всё только развивалось и сейчас принтер обновился, стал более точным и детализация у моделей ещё больше выросла.

Хватает ли информации о прототипах?

Не всегда, много информации утеряно, или лежит там где о ней никто не знает. Но если удается найти что-то эксклюзивное или нужное в данный момент, то это большая удача. Вот для примера. Была у меня в коллекции фотография состава для проверки габаритов тоннелей на Самаро-Златоустовской ЖД.

-19

А также появились чертежи на эту дорогу и после их изучения и фотографии были найдены нужные листы с вагонами и начата работа по их созданию.

-20

Для работы над товарным вагоном был использован набор от чешской фирмы SDV.

А вот уже трехосный вагон я решил сделать вручную с использованием части печатных деталей. Далее будут созданы и остальные единицы ПС этого состава, включая паровоз.

По какому принципу выбираешь прототипы для отрисовки и изготовления?

Тут два направления. Или мне понравился прототип и я его делаю для себя или же ко мне обращаются коллеги по моделизму и создаю модель на заказ.

У меня есть личный список по моделям что хочу создать и по мере возможностей их делаю. Привязки к какой-то конкретной дороге нет, мне интересны все модели ПС тех лет, но бывает останавливает то что не хватает опыта и откладываешь на потом, чтобы создать в будущем хорошую и качественную модель. Например такая модель ждет, это паровоз Ферли, хочу его сделать ходовым и цифровым. Для этого мне в целом нужно освоить создание ходовой для моделей паровозов, это в процессе.

Какие еще темы кроме отечественной 1 эпохе тебе интересны?

Мне нравиться 1-4 эпохи, 5 и 6 уже не очень, но 1-2 в приоритете. Там у ПС была душа и своя изюминка. Поиск информации о том или ином прототипе всегда будоражит, а когда находишь, то испытываешь огромное удовлетворение. А ещё, поиск нужной информации часто приводит к новым, интересным знакомствам, что тоже очень здорово и полезно.

Что касается 3-4 эпох, то мне очень нравятся ледники тех лет. Поэтому я начал разработку серии вагонов-ледников с металлическим каркасом и деревянной обшивкой. Всё уже отрисовано, выращено, корпус и рама скопированы в смоле и скоро в свет выйдет первый из них, сухоледный вагон.

А ещё нельзя забывать об УЖД, она мне интересна вся и тоже коллекционирую, собираю и создаю по ней модели.

Также мне очень нравиться собирать вагоны от разных отечественных производителей.

Какие планируешь дальше делать модели? Это будут модели из 1 эпохи или из других эпох тоже?

Планов очень много. В первую очередь я планирую закончить разработку ходовой модели паровоза серии Б для Московско-Нижегородской ЖД.

Ряд вагонов по 1-2 эпохе. Ближайшие это пассажирские 3-осные вагоны для Самаро-Златоустовской, Московско-Нижегородской дорог.

Далее что касается КИТов, это вагоны ледники с металлическим каркасом и деревянной обшивкой, мотовоз М3/2.

И на сладкое это сделать скоростной вагон-лабораторию (СВЛ).

Что ты думаешь о перспективах ЖД моделизма в России?

Железнодорожный моделизм в РФ имеет огромный потенциал для роста и развития. Появляются отличные мастера что делают как наборы для сборки так и готовые модели. Не забываем и про журнальную серию по жд, она тоже очень привлекает внимание обычных обывателей. РЖД активно начали развивать тему ретро-поездов, что в свою очередь привлекает внимание людей к железной дороге и моделизму в частности. Вообще сейчас появилось много возможностей для этого хобби. Достаточно много различной информации, чертежей, инструментов и материалов из которых можно делать интересные качественные модели. Лично я этому очень рад. В моем окружении есть дети что начали проявлять интерес к этому направлению моделизма, начали пока со сборки бумажных моделей, но всегда надо начинать с малого. Поэтому делаю вывод что перспективы отличные!

Что можешь пожелать или посоветовать тем, кто только увлекся этим видом моделизма и пока еще новичок в ЖД моделировании?

Быть внимательными, усидчивыми, любознательными и не гнаться за тем чтобы сделать модель побыстрее и «как выйдет». Создание хорошей модели требует времени. Обязательно изучать мат.часть по прототипу той модели что собираешься делать. Уделять внимание мелким деталям, они улучшают внешний вид в разы. Слушать и использовать в практике советы более опытных соратников, а так же не боятся и не стесняться обращаться к ним за помощью. Успехов! Всё получится!

Понравилось интервью? Напишите в комментариях, какие еще вопросы вы бы хотели задать Роману, а также интервью с кем из моделистов вы хотели бы видеть на нашем канале. Не забудьте поставить лайк и подписаться на канал, чтобы не пропустить новых интересных публикаций с интересными и известными в ЖД моделизме мастерами!

Присоединяйтесь к нам в ВК: vk.com/rail38

Подпишитесь на наш Телеграм-канал: t.me/rail38

Общайтесь с нами в нашем Телеграм-чате: t.me/rail38chat