Исторический путь возникновения и развития водного транспорта в нашей стране берёт своё начало в глубокой древности. Начиная с первобытной эпохи люди, старались заселять территории преимущественно в поймах различных водоёмов – рек, морей и озёр. Именно этот фактор становится в дальнейшем ключевым в процессе возникновения водного транспорта. В начале первого тысячелетия нашей эры многочисленные славянские племена, постепенно заселившие территорию Восточной Европы, начинают осваивать морские пути по Азовскому, Чёрному (Русскому) и Каспийскому (Хвалынскому) морям. Разнообразные источники доказывают, что к этому времени славяне активно осваивали средиземноморские транспортные пути на юге, а также курсировали на западе (в Балтийском море) и начали использовать студёные морские пути на севере (в Северном Ледовитом океане). У славянских народов наибольшее транспортное значение имели Днепр, Днестр, Буг, Волга, Дон. Территория проживания восточных славян уже в VIII веке была пронизана различными торговыми путями. Основные из этих транспортных артерий проходили с территории Средней Азии и Ближнего Востока по Каспийскому морю и далее по Волге, и другим рекам европейской части нашей страны до Ладожского озера, а от него по реке Неве к Балтийскому морю.
Доказано, что жизненный цикл восточных славян был непосредственно связан с навигацией по рекам. Поэтому неслучайно даже смысловое значение путешествия или передвижения они зачастую связывали с распространёнными у них в то время водными средствами передвижения – ладьёй или челноком. Интересно, что слово «дорога» в языке южных славян расшифровывалось как «путь вдоль водоёмов или воды». В качестве первых водных средств передвижения восточные славяне использовали плоты и крупные стволы деревьев, которые в дальнейшем использовались для изготовления долблёных лодок.
Наряду с созданием лодок-долблёнок и плотов примерно в это же время славяне стали возводить мосты. Первые средства передвижения по воде, которые использовали славяне, совершая на них непростые и продолжительные морские походы, получили название моноксилов (однодеревков или лодок-долблёнок). В качестве основы для них использовались колоды, выдолбленные из цельного дерева, длина которых составляла от 10 до 15 м. После процедуры выдалбливания на готовые колоды набивались доски. Движение моноксилов обеспечивалось за счёт гребных вёсел. В случае необходимости на лодке-долблёнке могли использовать парус, который изготавливался из дубленой кожи животных или из шкур. Моноксил мог вместить от 20 до 40 человек. Подобные суда использовались и при транспортировке дружины и при перемещении грузов.
В IX веке (согласно летописному сказанию «Повести временных лет» это эпохальное событие приходится на 862 год) восточные славяне создают государство, которое с 882 года стало именоваться Киевской Русью (так как столица переносится из Новгорода в Киев). Усложнение политической, экономической, социальной и духовной сфер славянского общества оказывали влияние и на усовершенствование средств передвижения по воде. По сравнению с моноксилами у судов этого периода усложняется и совершенствуется конструкция. Самыми распространёнными судами Киевской Руси становятся лодьи (или в современном прочтении — «ладьи»), которые представляли собой парусно-гребные суда, способные вмещать до 60 человек с оружием, снаряжением, запасами пресной воды и продовольствия. Оснастка судна включала тканевый парус, мачту, якорь и снасти. Ладья приводилась в движение при помощи весел или одного прямого паруса.
К IX веку формируется водный, торговый путь «из варяг в греки» (из Балтийского (Варяжского) моря в Чёрное (одно из названий которого было Греческое море). Этот путь проходил по землям восточных славян и имел протяженность свыше 2800 километров. Он пролегал по озерам, рекам и участкам суши, разделявшим водные бассейны. В результате на этой торговой магистрали возникали крупные города – Новгород, Смоленск, Любеч, Киев и другие центры ремесла и торговли. Образование самого древнерусского государства во многом обязано этому водному, торговому пути, игравшему наиважнейшую роль в его формировании и развитии.
К плаванию по пути «из варяг в греки» славяне готовились загодя. Для этого в зимний период рубили крупные деревья (осину, дуб или липу). После этого брёвна деревьев выжигали и выдалбливали, постепенно придавая соответствующий ладье вид. Подготовленную таким образом деревянную колоду распаривали и расширяли борта, используя для этого набор распорок. Подготовленные, таким образом, заготовки весной доставляли в Киев. Именно там борта заготовок обивали досками, в результате чего надводный борт будущей ладьи увеличивался. Кроме этого, благодаря этой процедуре улучшались мореходные качества и устойчивость ладьи, а также увеличивалась грузоподъёмность судов. Достроив, таким образом, «набойную» ладью, её оснащали вёслами, уключинами, мачтами с прямыми парусами, якорями. По размеру ладьи были небольшими. Это было связано с тем, что Днепр изобиловал множеством порогов и был достаточно мелководен. Сезон судоходства днепровских ладей стартовал в начале лета, когда готовые суда загружали ценными товарами и спускали к устью Днепра. В морских условиях капитаны ладей руководствовались основным правилом навигации для данных типов судов – плавание должно было проходить недалеко от береговой линии с частыми остановками.
Отечественные мореходы-купцы, начиная с IX века стали использовать дальний торговый путь через Каспийское море, чтобы продлить своё путешествие и выгодно продать товары в странах Ближнего Востока и Средней Азии. Этот водный торговый путь шёл по Дону и Волге, где при необходимости суда переносили волоком.
Таким образом, наши далёкие предки покоряли водную стихию, создавая первые водные средства передвижения и осваивая первые водные транспортные пути («путь из варяг в греки»). Эта деятельность сыграла значительную роль в процессе формирования основ Древнерусского государства.
Наше повествование об истории водного транспорта в России обязательно продолжится!
До новых исторических встреч!
Автор статьи:
кандидат исторических наук,
доцент,
Блонский Леонид.
Подписывайтесь на мой канал!