Найти в Дзене
Интересная жизнь с Vera Star

Александр Годунов: «Мать сказала, что у неё больше нет сына, но деньги взяла». Трагедия великого танцовщика, умершего в США от одиночества.

Оглавление

Утро 19 августа 1979 года. Примерно в девять часов человек покинул свой номер в отеле Нью-Йорка. Он прошел по длинному коридору, вышел в зал, залитый мягким светом восходящего солнца, и, бросив мимолётный взгляд по сторонам, уверенно направился к выходу. Вскоре он растворился в бесконечном потоке горожан мегаполиса.

Менее чем через сутки этот человек с выразительной, почти скульптурной внешностью, окажется в центре внимания всех мировых СМИ.

"Каждому артисту, рано или поздно, предстоит сделать выбор: довольствоваться достигнутым или продолжать путь в искусстве", — сказал однажды Александр Годунов.

Летом 1979 года, находясь в США с гастролями Большого театра, ведущий танцовщик Александр Годунов сделал шаг, изменивший его судьбу и жизни близких. Он попросил политического убежища в Америке. Оставшись, он навсегда потерял ту, ради которой был готов на всё.

Она — Людмила Власова — выбрала возвращение. Американская сторона заподозрила, что её удерживают силой, и задержала вылет самолёта почти на трое суток.

"Эти дни — как кошмар, о котором невозможно забыть. Как страшное сновидение", — вспоминала впоследствии Людмила.

Александр Годунов

Александр родился 28 ноября 1949 года на Сахалине. Когда ему было всего три года, родители расстались. Мать, Лидия Николаевна Студенцова, увезла детей в Ригу, где началась их новая жизнь.

Александр Годунов с братом и матерью 1698 г.
Александр Годунов с братом и матерью 1698 г.

Мальчик болезненно переживал отсутствие отца. И особенно сильно — когда его старший брат получил неожиданное письмо: поздравление с шестнадцатилетием от давно ушедшего родителя. Александр надеялся, что и ему когда-нибудь придёт такое письмо.

«Я ждал этого дня, когда мне тоже исполнится шестнадцать. Ждал с замиранием. Но он так ни разу и не написал мне ни слова», — рассказывал Годунов.

В девятилетнем возрасте мать привела Сашу в Рижское хореографическое училище. Он оказался самым младшим в группе — вместе с ещё одним мальчиком, Михаилом Барышниковым. Оба были невысоки, и отчаянно хотели вырасти: спали на полу, пили томатный сок литрами. Безрезультатно.

Но однажды природа сыграла с Годуновым особую шутку: буквально за одно лето, накануне семнадцатилетия, он внезапно вытянулся на целых 13 сантиметров. Барышников, говорят, так и не смог простить ему этого скачка — он лишил их прежнего баланса в партнёрстве и это стало началом их скрытого соперничества.

После выпуска их пути разошлись: Барышников уехал в Ленинград, в Кировский театр. Годунов направился в столицу. В Большом театре его наставником стал великий Алексей Ермолаев — выдающийся танцовщик, актёр, легенда русского балета. Его влияние на Александра было огромным — он стал не просто учителем, а творческим ориентиром.

Людмила Власова

Она блистала на сцене Большого театра — одна из ведущих солисток, уверенная в себе, признанная и опытная. За её плечами — сцены мира, громкие гастроли, статус, уважение. Её знали, ею восхищались. К тому же Людмила была замужем, старше его на семь лет, и казалась почти недосягаемой.

Он — тогда ещё никому не известный юноша из Риги. Совсем молодой, только начавший путь в балете, но с внешностью, от которой трудно было отвести взгляд: высокий, светловолосый, с резкими чертами — как из скандинавских легенд. Он стоял в глубине зала, почти спрятавшись за колонной, и часами смотрел на неё — будто зачарованный.

Со временем их взгляды пересеклись. Это было началом. Она сделала шаг, на который немногие отважились бы: оставила богатого супруга, комфорт и привычную стабильность — и переехала в маленькую, скромную квартирку, где жил он. Там не было ни антикварной мебели, ни заграничных вин — только он, репетиции, балетные растяжки и надежда на большое будущее.

Людмила Власова и Александр Барышников
Людмила Власова и Александр Барышников

Она уже побывала в десятках стран, имела валютные гонорары, её имя знали за границей. А он — получал весьма скромное жалование провинциального танцовщика, только мечтая о первых партиях.

Но его талант не мог оставаться в тени долго. Прошло немного времени — и его заметил Юрий Григорович. Один из самых влиятельных хореографов страны доверил Годунову главное: ведущую роль в новой постановке «Лебединого озера». Это стало началом его стремительного взлета — как на сцене, так и в жизни.

-4

19 августа 1979 года. Нью-Йорк.

Большой театр находился на гастролях в США, и именно в этот день Александр Годунов исполнил партию Ромео в спектакле «Ромео и Джульетта» на сцене знаменитого «Метрополитен-опера». Это стало его последним выходом на сцену в составе советской труппы.

Впереди были три свободных дня — редкая передышка после насыщенного графика.

«Саша всегда просыпался раньше меня. Обычно оставлял короткую записку: куда пошёл, зачем. То за подарками, то по каким-то делам. А в то утро — ни слова. Я удивилась, но не придала особого значения», — вспоминала Людмила Власова.
Александр Барышников и Людмила Власова
Александр Барышников и Людмила Власова

Не дождавшись мужа к вечеру, она отправилась на репетицию. А затем вернулась в гостиничный номер и провела весь остаток дня в тревожном ожидании.

«Я начала волноваться. Он ушёл без документов, без денег — просто в майке и джинсах. Подумала: может, что-то случилось, может, просто выпил лишнего…»

20 августа 1979 года. Нью-Йорк.

Рано утром к Елене Чернышовой — главному балетмейстеру одного из американских балетных театров — приехал фотограф Владимир Блиох, давно живший в США и знавший многих русских артистов.

«Он сказал: “Сегодня к тебе приедет Годунов. Он хочет с тобой поговорить. Уговори его остаться, если сможешь”»

Через пару часов позвонил и сам Александр. Он не представился — всё выглядело как часть продуманной маскировки. Назначив встречу, он появился только спустя время и пояснил, что специально запутывал след.

«Он пришёл явно взволнованный, немного подшофе. Сел и молча сидел, словно что-то переваривал. Потом сказал: “Я решил остаться.” Я попыталась остановить его: “Саша, ты понимаешь, на что идёшь? Ты всё хорошо обдумал?” А он только тихо ответил: “Да. Я давно к этому шёл.”» — рассказывала Чернышова.

Тем временем исчезновение Годунова уже вызывало подозрения. После вечернего спектакля к Власовой подошёл представитель службы безопасности и с беспокойством спросил, почему в зале не было её супруга — ведь он всегда присутствовал на её выступлениях.

«Я сказала, что у него выходной, и он просто отдыхает», — вспоминала Людмила.

Когда она шла обратно в гостиницу, улицы уже погрузились в темноту. Она переходила дорогу и вдруг заметила на обочине большой чёрный лимузин. Что-то в его появлении показалось ей подозрительным.

«Внутри всё кричало, что машина как-то связана со мной. Я испугалась. В голове промелькнуло: если подойду — меня могут увезти. Я рванула прочь. Вернувшись в гостиницу, поняла: надо искать Сашу.»

В это самое время Елена Чернышова уже позвонила Иосифу Бродскому. По её просьбе он связался с адвокатом, и вместе они тайно увезли Годунова в безопасное место.

Александр Годунов
Александр Годунов

Позднее Александр вспоминал:

«Когда я пришёл в миграционную службу, меня сфотографировали, сняли отпечатки пальцев... и в этот момент я вдруг остро осознал: всё. Я больше никогда не увижу свою страну. Ни родителей, ни друзей. Это было как обрыв. Не передать словами, что я почувствовал тогда.»

21 августа 1979 года. Нью-Йорк.

Газета New York Post публикует снимок — на нём Годунов выглядит уставшим и нетрезвым. Фотограф — всё тот же Владимир Блиох. Для Александра это был удар. Путь к отступлению оказался отрезан.

В СССР, зная, насколько тщательно следят за имиджем артистов, подобная огласка поставила бы крест на его дальнейших зарубежных поездках. Американцы прекрасно это понимали — и, возможно, не случайно допустили утечку. Началась волна публикаций в прессе: ещё одна громкая сенсация — вслед за Нуреевым, Барышниковым и Макаровой, новая советская звезда осталась на Западе.

Интересно, что сам Барышников, с которым Александра долгие годы связывало дружеское и профессиональное соперничество, пытался отговорить его от побега.

В какой-то момент Людмила Власова постепенно начала осознавать, что произошло. Всё вокруг словно замедлилось, превратилось в затянувшийся тревожный сон. В этот момент к ней осторожно подошли и тихим голосом спросили:

— Что вы решили?

Она почти не задумывалась над ответом. Говорила тихо, но с твёрдостью:

— Отправьте меня домой.

Власову, не афишируя, через служебный выход и подземный гараж вывезли из гостиницы и доставили в здание советского консульства.

Людмила Власова и Александр Барышников
Людмила Власова и Александр Барышников

Американские власти не поверили, что её решение было добровольным. Для них всё выглядело однозначно: мужчина сбежал к свободе, а его жена, якобы, осталась в плену — удерживаемая против воли. Их подозрения лишь усилились, когда Людмилу начали прятать от прессы и общественности. Консул, со своей стороны, предупредил её о возможных провокациях и давлениях со стороны.

Но у Людмилы был только один, неизменный ответ:

— Я хочу домой. К маме.

Позднее, вспоминая эти дни, она сказала:

«Мама никогда бы меня не осудила. Она бы просто... растаяла в тишине. В то время остаться за границей означало одно — стать врагом. Это значило: больше никогда не увидеть свою маму. А я не могла себе этого позволить.»

Для Александра её отказ остаться стал ударом. Он надеялся, что она примет его выбор, что она придёт. Он не находил себе места, погружаясь в затяжную депрессию. Изо дня в день он повторял, словно заклинание:

— Она поймёт. Она обязательно поймёт…

22 августа 1979 года. Нью-Йорк.

Было решено: Людмила Власова вылетит в Москву на вечернем рейсе «Аэрофлота». Пятичасовой вылет должен был положить конец затянувшейся драме, но всё только начиналось.

«Я поднялась на борт. Заняла место в первом классе, прямо у окна. Смотрела в иллюминатор, стараясь не думать ни о чём… Вдруг — шум, крики. В салон ворвалась целая группа людей — будто штормом налетели.»

Это были сотрудники ФБР. В резкой, безапелляционной форме они потребовали, чтобы Людмила немедленно покинула самолёт. Она отказалась.

Тогда последовало предупреждение: если она не выйдет, лайнер не взлетит. После этого на борту отключили кондиционеры — а на улице стояла изнуряющая жара, под тридцать пять градусов. В салоне находилось 112 пассажиров, в том числе — семьи с детьми.

-8

Так началась знаменитая трёхдневная блокада — не просто задержка рейса, а настоящее международное противостояние. Личная драма Власовой и Годунова стремительно превратилась в символическую схватку между двумя сверхдержавами. На взлётной полосе, среди раскалённого асфальта и мелькающих флагов, столкнулись интересы СССР и США.

То, что начиналось как любовь двух людей, теперь стало геополитическим конфликтом — о них спорили дипломаты, писали газеты, доклады шли в Кремль и Белый дом. А в центре этой громкой истории всё так же молча сидела у окна Людмила — и просто хотела домой.

24 августа 1979 года. Нью-Йорк. Аэропорт имени Джона Кеннеди.

Конфликт, начавшийся как личная драма, достиг уровня международного кризиса. Переговоры шли непрерывно, почти круглосуточно, и были переданы на самый высокий дипломатический уровень. За стол переговоров сели постоянные представители Советского Союза и Соединённых Штатов при ООН.

Каждые четыре часа проводились брифинги. Все решения и детали докладывались напрямую — в Кремль Брежневу и в Белый дом Джимми Картеру.

Джимми Картер и Леонид Брежнев
Джимми Картер и Леонид Брежнев

Американская сторона настаивала: если Людмила действительно хочет остаться в США, она должна выйти на нейтральную территорию и произнести это вслух — официально, открыто. Только тогда они отпустят её. Но Александр, со своей стороны, повторял:

— Верните мне жену.

Был только один способ положить конец этой бесконечной блокаде. И он наступил, когда Людмила, в присутствии представителей обеих стран, снова твёрдо и без колебаний сказала:

— Я хочу вернуться домой.

Американцы были вынуждены отступить. В 17:00 по местному времени самолёт наконец оторвался от земли и взял курс на Москву.

Так судьба развела их — по разные стороны океана. Через два года, уже через советское посольство, они оформили официальный развод. Больше Александр и Людмила никогда не увиделись.

Тяжелое одиночество и начало зависимости

Барышников, старый друг и давний соперник Александра Годунова, к тому времени уже возглавлял одну из крупнейших балетных трупп Америки — Американский театр балета (ABT). Именно он предложил Годунову присоединиться к коллективу в статусе ведущего солиста.

Михаил Барышников, Лайза Минелли, Александр Годунов
Михаил Барышников, Лайза Минелли, Александр Годунов

Однако дебют на американской сцене откладывался. Вскоре после подписания контракта разразилась забастовка артистов кордебалета. Коллектив выразил протест: раз уж приглашённый иностранец получает щедрое вознаграждение, значит, и остальным пора повышать ставки.

Александр оказался в подвешенном состоянии. Его присутствие вызывало неоднозначную реакцию, а адаптация к новой среде шла болезненно. Он плохо сходился с людьми, чувствовал себя чужим, оторванным от привычного мира. Тоска по Людмиле, с которой он так и не успел проститься по-настоящему, подтачивала его изнутри.

Он часто ловил себя на мысли, что хочет просто набрать её номер, услышать голос. Но знал: путь назад закрыт. Это одиночество стало для него поводом — и оправданием — к ежедневному бокалу, а вскоре и к бутылке.

Он избегал политиков и не спешил делать громких заявлений, как того ждали от него западные журналисты и активисты. В отличие от других балетных невозвращенцев, судьба Годунова складывалась гораздо сложнее, гораздо трагичнее.

«Он вышел на сцену только спустя полгода, и не в Нью-Йорке, как мечтал, а в Чикаго», — вспоминали критики.

«Ажиотаж к тому времени стих, пресса встретила его сухо. Рецензии были прохладными. Дебют оказался скомканным, невыразительным. Плисецкая потом говорила: “Он не должен был пить. От водки — пропадает прыжок”»
Александр Годунов
Александр Годунов

Все ждали, что он станет вторым Барышниковым — таким же универсальным, техническим, с блестящей подачей. Но Годунов был другим. Его дар был эмоциональным, монументальным, театральным. Он — дитя школы Большого, а не американской техники.

С труппой отношения не сложились. Ему не нравились методы работы, коллективные классы, сама манера существования в ансамбле. В какой-то момент он просто перестал посещать общие занятия.

«Даже с девушками в театре у него начались проблемы, — вспоминала Елена Чернышова, в то время главный балетмейстер ABT. — Он раздражался, срывался. Если пианистка сбивалась — огрызался, если балерина ошибалась — мог толкнуть, кинуть вещь. Хотя в Москве он был другим: сдержанным, воспитанным. Я думаю, он просто не справился внутри. Америка его не приняла. Он сам это потом признал: это была ошибка.»

Он мечтал о большом, драматическом, классическом репертуаре, но реальность оказывалась суровой. В Америке не было Большого театра. Его стиль — героический, монументальный — оказался невостребованным.

В следующем сезоне Барышников предложил Годунову попробовать себя в современной хореографии. Тот отказался.

«Тогда я не могу предложить тебе ничего», — коротко ответил Михаил.

Позднее в прессе появилась иная версия — уже от самого Годунова:

«Через моего агента мне передали, что компания не нуждается во мне в следующем сезоне. Никаких объяснений, никаких аргументов. Просто — всё»

Разорвав связи с ABT, Годунов решил идти своим путём. Он собрал собственную антрепризу — «Годунов и звёзды». Проект оказался неожиданно успешным. За полтора месяца туров по небольшим городам Америки он заработал миллион долларов.

Александр Годунов
Александр Годунов

Труппа с успехом гастролировала в Аргентине, Японии, Израиле. В его жизни вновь появился свет — сцена, зрители, аплодисменты. Но это был уже не прежний балет и не тот путь, которым он шёл в Москве. Это была его собственная версия выживания — в чужой стране, среди чужих лиц, с прошлым, которое нельзя вернуть.

Новая жизнь

Неожиданно для всех, Александр вновь круто изменил направление своей жизни. В начале 1980-х, во время гастролей в Италии, он познакомился с актрисой мирового уровня — Жаклин Биссет. Между ними сразу вспыхнула искра. Вскоре они стали одной из самых обсуждаемых пар в светской хронике — красивой, талантливой, блистающей.

Александр Годунов и Жаклин Биссет
Александр Годунов и Жаклин Биссет

С самого начала своего пребывания в США Годунов получал предложения из Голливуда. Но играть стереотипных русских агентов и злодеев он категорически отказывался. Его интересовало не клише, а настоящее искусство.

Оставив балет, однажды он все же принял приглашение режиссёра Питера Уира и отправился в Лос-Анджелес на съёмки фильма «Свидетель». Картину встретили тепло — критики хвалили, публика была заинтересована. Годунов, сыгравший роль харизматичного амиша, получил множество положительных отзывов.

Кадр из к/ф "Свидетель" 1985 г.
Кадр из к/ф "Свидетель" 1985 г.

Он приобрёл квартиру с видом на океан, быстро обзавёлся нужными знакомствами. Казалось, новая жизнь удалась. Но настоящей звездой Голливуда он так и не стал. За десять лет он снялся всего в восьми фильмах — всегда во второстепенных ролях. Наиболее запомнившаяся из них — немецкий террорист Карл в «Крепком орешке».

«В Голливуде легко поверить, что стоит немного подождать — и великая роль сама тебя найдёт. Но чаще всего это ожидание заканчивается съёмками в безликой ерунде вроде Музея восковых фигур-2, где ты уже не артист, а собственная пародия», — писал балетный критик Льюис Сегал. — «Годунов отдал величие своего танца в обмен на иллюзию славы и оказался в пустоте.»

Своими переживаниями Александр почти ни с кем не делился. Он не искал сочувствия и не терпел жалости. От тоски, одиночества и ностальгии спасался алкоголем.

Он мечтал, что в пятьдесят лет снова выйдет на сцену — станцует Корсара. Утро начиналось с упражнений у балетного станка. Даже когда балет остался в прошлом, эти занятия были для него последней связующей нитью с тем миром, где он по-настоящему жил.

Стремительное падение в бездну

После восьми лет совместной жизни Жаклин Биссет ушла. Она просила его бороться с зависимостью, заботиться о себе. Он же хотел от неё ребёнка. Их роман со временем трансформировался в тихую, уважительную дружбу.

-15

Наступил 1995 год. Годунов находился на съёмках в Будапеште, и, воспользовавшись случаем, решил навестить Ригу — впервые за шестнадцать лет. Хотел увидеть мать, брата, родные улицы.

«Он потом рассказывал мне: это была ужасная встреча. Мать сказала: “У меня больше нет сына.” Но деньги взяла. Брату он подарил машину, а в ответ услышал: “Теперь до свидания.” Это его надломило окончательно. Он сказал: “Я понял, что я один. Совсем один. У меня никого нет.”» — вспоминала Елена Чернышова.

Он снова начал пить. Серьёзно и тяжело.

18 мая 1995 года Александра не стало. Его тело нашли только на третий день — он сидел в кресле, в одиночестве, в своей квартире на десятом этаже.

Секретарь Арлин Медан не впустила никого из друзей в квартиру. Она забрала все личные вещи, документы, архив. Годунов незадолго до смерти составил завещание: всё имущество — более одного миллиона долларов — он оставил матери, брату и племянникам. Распоряжаться им должна была Арлин. Спустя несколько дней она исчезла вместе с урной с его прахом. Где покоятся его останки — до сих пор неизвестно.

22 мая 1995 года состоялась символическая панихида. Ему было всего 45 лет — возраст, когда у одних всё только начинается, а у других — может внезапно закончиться.

Иосиф Бродский, сыгравший важную роль в судьбе Годунова в 1979 году, позже написал в некрологе:

«Он не прижился. И умер от одиночества.»

Когда Жаклин Биссет впервые приехала в Москву, она захотела увидеть женщину, которую Александр не мог забыть до конца жизни — Людмилу Власову. Вместе они пошли в храм, где заочно отпели Годунова.

«Священник дал мне горсть земли и сказал: “Если у вас есть место, закопайте эту землю — и его душа найдёт покой. Люди, которые его любили, смогут прийти туда, чтобы поклониться.”» — вспоминала Людмила.

Теперь у Александра Годунова есть символическая могила на Введенском кладбище в Москве. Она расположена рядом с местом, где покоится его любимый педагог — Алексей Ермолаев.

-16

Он был человеком огромного таланта, судьбой невероятного размаха и болью, спрятанной глубоко внутри. Звезда, которая загорелась ярко, но потухла слишком рано.

И, пожалуй, самой точной эпитафией стали бы слова:

«В прошлом у него было великое будущее.»