Наверняка с каждым такое бывало, когда в дальней дороге возникала необходимость долить моторное масло, а необходимой «литрушки» на долив с собой нет. Как быть, если уровень моторного масла критически снизился и дальнейшая работа двигателя чревата повышенным его износом или выходом из строя? Существует несколько профессиональных и не очень мнений. Давайте их и рассмотрим. А по традиции развенчаем мифы, связанные с доливкой масла.
Немного теории по следующему плану:
1. Правда ли, что доливка другого моторного масла приведет к свертыванию масла в картере двигателя с последующим выходом двигателя из строя?
2. Существует ли такое явление, как «химический конфликт» в моторном масле при смешивании разных продуктов?
3. Как все-таки правильно выбрать моторное масло для доливки, если необходимого продукта нет, а ехать дальше нужно?
4. Пример подбора моторного масла по вышеприведенным правилам.
5. Подведем итоги.
Приведет ли доливка масла другой марки к его свертыванию в картере двигателя?
Сейчас уже сложно сказать, когда появился миф о неминуемом свертывании моторного масла при доливке, например, минерального масла в синтетическое или наоборот. В любом случае это убеждение устарело, так как практически все производители смазочных материалов используют пакеты присадок всего-навсего четырех разработчиков рецептур и производителей присадочных комплексов. При этом масляная основа конечного продукта представляет собой в том или ином соотношении смесь нескольких стандартных базовых масел.
· Базовые масла, которые используются в производстве современных моторных масел:
1. Гидрокрекинговые базовые масла — так называемая НС-синтетика,
2. Синтетические масла GTL от компании Shell (Gas To Liquid),
3. Полимерно-синтетические масла РАО — полиальфаолефины,
4. Полимерно-синтетические масла РОЕ — полиэстеры,
5. Алкилированные нафталины NA,
6. Минеральные масла группы АPI II. Используются в производстве моторных масел для дизелей тяжелой грузовой, тракторной и железнодорожной техники, а также водного транспорта.
· Разработчики и производители присадочных пакетов:
1. Infineum (США),
2. Lubrizol (США),
3. Chevron Oronite (США,
4. Afton Chemical (США).
Так в чем «загвоздка», если все производители моторных масел так или иначе используют смеси одних и тех же базовых масел и близкие по составу и свойствам присадки?
Дело в том, что в результате смешения разных моторных масел образуется смесь с неопределенными свойствами. Любой смазочный материал и моторное масло в том числе представляет собой сбалансированный комплекс и доливка другого масла может привести к нарушению баланса свойств.
Сбалансированный комплекс — это состав, в котором действие одной присадки не противоречит действию других присадок и не нарушает баланс эксплуатационных свойств
А вот официальная позиция производителей смазочных материалов:
Доливка моторного масла другой марки возможна, но так как в этом случае образуется смесь с неопределенными свойствами, то при первой возможности необходимо сменить масло на рекомендованное автопроизводителем.
Существует ли «химический конфликт» в моторном масле при смешивании разных продуктов
Мы пришли к пониманию того, что так называемый «химический конфликт» в случае смешивания разных продуктов — это миф. По крайней мере, это устаревшее убеждение. Опасения относительно того, что при доливке моторного масла другой марки произойдет какая-то опасная химическая реакция не имеют оснований. Однако же и проводить эксперименты над двигателем своего автомобиля не следует.
Как выбрать масло для доливки, если нужного продукта нет?
Вот каких правил следует придерживаться при покупке «литрушки» на доливку в придорожной АЗС или автомагазине:
1. Отдать предпочтение моторному маслу того же производителя, что и масло в картере двигателя. Обычно производители смазочных материалов сотрудничают на постоянной основе с каким-то одним производителем присадочных пакетов и вероятность нарушения баланса свойств будет минимальна.
2. По возможности, выбрать моторное масло с допусками производителя вашего автомобиля. Это сократит возможное ухудшение свойств полученной смеси масла в двигателе.
3. Выбрать моторное масло того же класса вязкости, что и масло в картере двигателя вашего автомобиля. Например, масло SAE 5W-30 следует заменить другим продуктом также класса вязкости SAE 5W-30 и т.п.
4. Насколько это возможно определить, выбрать моторное масло на гидрокрекинговой основе (НС) с минимальным содержанием полимерно-синтетических базовых масел. НС-синтетика наиболее универсальна и безопасна с точки зрения нарушения баланса свойств, в то время как полиальфаолефиновая (РАО) полимерная синтетика способна изменить этот баланс.
Пример подбора моторного масла по вышеприведенным правилам
Таблица. Пример подбора моторного масла для непредвиденной доливки в двигатель
Подведем итоги
Итак, мы пришли к пониманию того, как следует поступить в случае непредвиденной необходимости долить в дороге моторное масло, если в багажнике не оказалось нужного продукта. Алгоритм действий таков:
1. Выбрать ближайшее по классу вязкости масло под брендом производителя, моторное масло которого залито в двигатель вашего автомобиля.
2. Если в продаже не представлены моторные масла под искомым брендом, выбрать ближайшее по классу вязкости масло другого производителя.
3. Из представленных в продаже продуктов отдать предпочтение моторному маслу с допусками производителя вашего автомобиля.
4. При первой возможности заменить смесь масел в картере двигателя на рекомендованное производителем.
На этом завершим рассмотрение темы «Как долить моторное масло, если в дороге под рукой не оказалось необходимого».
Павел Долгий — технический специалист по автомобильным смазочно-эксплуатационным материалам.
До новых встреч на страницах сайта ЕвроАвто!