Найти в Дзене
PavlikFungamer

Зачем в картриджах Денди были скрытые игры?

На некоторых картриджах люди находят скрытые, игры, которые путем доработки платы картриджа можно было включить и играть? Кто и зачем это делал? Почему сразу не сделать эти игры доступными и продавать дороже? Ответ прост. Всему причина - деньги и желание получить больше продаж на пике популярности игры.
В условиях жуткой спешки и конкуренции при недостатке нужных компонентов на складах, для сборки очередных партий картриджей, с какой либо популярной игрой или сборника игр, на фабриках использовали то, что было в запасе.
И не всегда то, что было, идеально подходило по параметрам.
Я уже рассказывал про сборку картриджа и такое понятие как "маппер" вот тут: Каждая игра на 8 битной платформе должна быть совместима с процессором приставки и его логикой, Это требовало особой компоновки микросхем для каждой из игр, своих объемов памяти внутри картриджа и правильной разводки дорожек под эти микросхемы на плате. Каждая игра имела свой особый размер и код, который требовалось адаптировать по

На некоторых картриджах люди находят скрытые, игры, которые путем доработки платы картриджа можно было включить и играть? Кто и зачем это делал? Почему сразу не сделать эти игры доступными и продавать дороже?

Так выглядят платы внутри картриджей от приставки Денди. На кадой какие то свои игры.
Так выглядят платы внутри картриджей от приставки Денди. На кадой какие то свои игры.

Ответ прост. Всему причина - деньги и желание получить больше продаж на пике популярности игры.
В условиях жуткой спешки и конкуренции при недостатке нужных компонентов на складах, для сборки очередных партий картриджей, с какой либо популярной игрой или сборника игр, на фабриках использовали то, что было в запасе.
И не всегда то, что было, идеально подходило по параметрам.
Я уже рассказывал про сборку картриджа и такое понятие как "маппер" вот тут:

Каждая игра на 8 битной платформе должна быть совместима с процессором приставки и его логикой, Это требовало особой компоновки микросхем для каждой из игр, своих объемов памяти внутри картриджа и правильной разводки дорожек под эти микросхемы на плате.

Первые картриджи Famicom, Nes и Dendy выглядели так: большие микросхемы и компоненты
Первые картриджи Famicom, Nes и Dendy выглядели так: большие микросхемы и компоненты

Каждая игра имела свой особый размер и код, который требовалось адаптировать под работу процессора у которого есть лимиты и алгоритмы.

Но зачастую картридж нужно пускать в производство уже сегодня, пока игра ещё популярна, а новые платы под неё ещё в процессе изготовления. Новых микросхем памяти нужного объема для этой игры ещё не привезли.

Мы играли в приставку Денди иногда и не зная о том, что на картридже есть скрытые игры.
Мы играли в приставку Денди иногда и не зная о том, что на картридже есть скрытые игры.

Инженеры принимают решение использовать что либо совместимое, пока не прибудут новые компоненты. Пусть и не совсем подходящее, но то, что сейчас имеется на складах в избытке. А это платки под какие либо другие игры, иногда даже более тяжелые и более дорогие, и микросхемы других объемов для обхода временного дефицита. Так сказать действовать пока "поезд не ушел, что бы потом не запрыгивать в последний вагон"

Многие компоненты на таких производствах картриджей могли валяться без дела в запасе.
Многие компоненты на таких производствах картриджей могли валяться без дела в запасе.

Игра ставшая популярной в определенный момент очень хорошо продается именно на пике популярности по максимально вкусной цене. Она должна быть хорошо видна на наклейке, для этого она там должна быть одна.
А если это многоигровка, то картинка тоже должна быть максимально завлекающей и узнаваемой. Из за чего на китайских наклейках картриджей мы могли видеть узнаваемых персонажей из кино, вместо тех, не совсем известных, что должны на самом деле относиться к игре.

На этом картридже в качестве героев игры контра мы узнаем Арнольда Шварценеггера
На этом картридже в качестве героев игры контра мы узнаем Арнольда Шварценеггера

Картридж мог записываться специально как одноигровка, но используя плату для картриджей предназначенный для двух или более игр.

Размер ROM файла должен быть увеличен до размера под который рассчитан маппер этой платки. Часто память старались забить под завязку заполнить весь объем микросхем памяти картриджа и заполнять её до предела. Микросхемы на тот момент использовались однократной записи и подобно диску CD-ROM, который мы при записи заполняли до максимума, так как впоследствии на этот диск более не сможем повторно что либо дописать. так же и память писали до предела.

Картридж, который я собрал по инструкциииз интернета. В нем одна игра хоть и расчитан на две.
Картридж, который я собрал по инструкциииз интернета. В нем одна игра хоть и расчитан на две.

С денди картриджами все ещё более строго, если маппер использует определенные объемы памяти и работает с ними, то и игра должна быть именно такого же размера. Есть границы совместимости мапперов, в которые можно вписаться или подстроиться под них. В случае когда список из нескольких игр или одна игра недотягивали до нужного размера, это место заполняли чем либо другим. Недостающий объем РОМ файла в памяти картриджа забивали чем угодно, например, дублями этой же самой игры и мы даже могли переключать эти игры, не зная, что там две, переключаемых, но абсолютно одинаковых игры на одном картридже.
Или иногда производители кидали для заполнения в память картриджа файлы с другими играми.

Вот такие картриджи многоигровки нам привозили из китая в 90-е годы для приставки Денди.
Вот такие картриджи многоигровки нам привозили из китая в 90-е годы для приставки Денди.

Возможность переключаться между этими играми часто не реализовывали и делали это специально. А бывало и так, что картридж изначально должен был хранить два списка, но в производстве допустили брак или использовали не правильный компонент из за чего в готовом картридже открывался только один из них. Дорабатывать что либо и переделывать уже готовую партию просто не было времени. Лишние затраты и трудности, добавлять компоненты и производить работу там, где изначально преследуется цель - ограничить количество игр и их список ради акцента на самом популярном и продаваемом товаре.

Картриджи для Денди такой формы мы называли "TV Game Cartrige" из за надписи на коробке.
Картриджи для Денди такой формы мы называли "TV Game Cartrige" из за надписи на коробке.

Получалось так, что картридж был по начинке дороже чем требовалось и в нем было больше игр чем мы видели и могли включить. Больше чем заявлено на обложке, но работоспособными были лишь те, что обеспечивали хорошие продажи. Цена картриджа с популярной игрой компенсировала лишние затраты ради своевременных продаж. Или напечатали на наклейке лишь те, что вообще смогли запуститься.

Любой радиолюбитель увлекающийся играми и программированием, который немного разбирался в архитектуре приставки и знающий как процессор работает с памятью картриджа мог при копировании игр из памяти картриджа (дамп) и запуске их через эмулятор, увидеть, что на картридже записано больше игр, чем заявлено на обложке. Это можно было понять даже просто оценив объем скопированного из него файла и то каким он должен быть.

Я делаю самодельные картриджи для денди в свою коллекцию. И многое стало более понятным
Я делаю самодельные картриджи для денди в свою коллекцию. И многое стало более понятным

Иногда путем доработки платы и установки на неё дополнительных микросхем можно сделать эти игры активными или переключаемыми.


Схожая ситуация в те годы была и с геймпадами (джойстиками) от приставок. Когда на склады поступили новые платы для них, на которые добавили турбо кнопки или кнопки Start и Select, старые корпуса геймпадов на складах были ещё в избытке и их надо было как то расходовать и продавать.

Можно заметить что на плате джойстика (геймпада) есть контанты Start и Select, а в корпусе нет
Можно заметить что на плате джойстика (геймпада) есть контанты Start и Select, а в корпусе нет

Мы видели такую картину: на геймпаде (джойстике) нет отверстий под кнопки и кнопок самих тоже нет, но вот если разобрать и посмотреть на внутреннюю плату, то там есть контактные площадки при нажатии на которые (замыкании площадок) кнопки все таки работали. Мы сверлили и прорезали отверстия в таких корпусах и делали самодельные кнопки в недоработанных китайских геймпадах.
Точно так же можно было дорабатывать и эти странные картриджи, в которых специально убирали возможности разместить больше игр ради более прибыльных продаж.