Требование срочно снести дом получила жительница деревянного барака по адресу: улица Трёхгорная, 77. Уведомление пришло по почте 1 апреля. Прочитав содержимое, хабаровчанка была шокирована требованием чиновников и сроками — на разрушение собственного дома людям дали всего два дня, до 4 апреля. Взамен предлагают переехать из квартиры более пятидесяти «квадратов» в комнату площадью в разы меньше.
- Мама пошла с квитанциями на почту, где получила этот документ с указанием даты сноса и информацией, что ей предоставляется комната восемнадцать квадратных метров с учетом того, что у нее прописаны взрослый сын и ее гражданский супруг. Кому так срочно понадобилась земля, что они не стали жильцов предупреждать заранее, а уведомили за три дня? Или они думают, что раз люди проживают в домах барачного типа, то они какие-то неблагополучные? В нашем доме все порядочные, и мы все очень его любим. У меня мама в истерике! Сутки не спала, вся в слезах, потому что ей страшно оказаться на улице. И мне тоже интересно, чем она заслужила комнату в 18 «квадратов». У нас ничего нет временного, и если дают такое жилье в маневренном фонде, то, соответственно, вы и будете там проживать свою жизнь, — рассказала Александра, дочка жительницы барака.
Хотелось бы сказать, что все это первоапрельская шутка, но нет. В городской администрации подтвердили необходимость сноса барака на улице Трёхгорной.
- В рамках принятия решения органом местного самоуправления о сносе указанного дома, орган, принявший решение (в целях дальнейшего расселения), имеет право провести работу по изъятию земельного участка и жилых помещений в доме в рамках 32 статьи ЖК РФ. Обязательным условием является направление собственнику требований о сносе многоквартирного дома. В случае непроведения собственниками работ по сносу, земельный участок и жилые помещения подлежат изъятию с предоставлением возмещения. Требование направлено на законных основаниях, — сообщили в городской администрации.
Если перевести все это с бюрократического на русский, то люди не должны сами сносить свой дом. Но в рамках процедуры им обязаны такое требование выдать. Потом, когда жильцы свой дом не снесут в указанный срок, заработает механизм сноса за счет мэрии.
Правда, заранее людям этого никто не объяснил, поэтому несложно представить, в каком шоке они были, получив такое требование.
Одна из вероятных причин, по которой людям так срочно выставили требование снести здание, — заинтересованность площадкой для дальнейшей застройки. В поисках ответов хабаровчане обратились в городскую администрацию. Там их отправили к специалисту жилищного фонда. Но и он дипломатично ушел от ответа, сообщив лишь, что дом все равно снесут, а если кто-то не согласен, то пусть обращается в суд. Встретиться лично чиновник отказался.
- Мне сказали обратиться в жилищный фонд на Руднева, 41. Я позвонила, и сотрудник сообщил, что готовится документация на изъятие квартир у собственников, после чего будет готов приказ о зачислении денежной компенсации. Ее расчетом будет заниматься независимый эксперт. Сказал, что если мы будем не согласны с компенсацией, то можем обратиться в суд. Еще он заявил, что не собственники выбирают, что им взамен брать: либо квартиру, либо денежную компенсацию, а власти. Я стала задавать наводящие вопросы, но он оборвал разговор, сказав, что у него больше вопросов ко мне нет и он надеется, что у меня тоже, — отметила хабаровчанка.
Двухэтажный дом, построенный, согласно кадастру, в 1938 году, действительно был признан аварийным в 2021-м. Степень износа здания составляет 72%. При этом сами жители на его состояние никогда не жаловались: на стенах в квартирах не видно трещин, потолок на людей не падает, как это часто бывает в барачного типа домах, да и в целом он находится в хорошем состоянии. Более того, проводить экспертизу чиновников не просили, они сами пришли.
- На всех сайтах указано, что дом аварийный с 2021 года. В телефонном разговоре со специалистом жилищного фонда он мне четко сказал, что лично пошел проверять дом и у нас треснул фундамент. Сказал, что видел это своими глазами. Недели две назад пришел человек и составил какой-то акт. После этого в срочном порядке стали приходить эти письма. Здесь все готовы жить еще сто лет, несмотря на то, что у нас нет никаких коммуникаций. Все очень любят этот дом! У нас тут детство прошло, и мы никогда не заморачивались, что нужно сходить на колонку за водой, — поделилась Александра.
Всего на земельном участке стоит двенадцать деревянных домов, построенных примерно в одно и то же время. Статус аварийного имеют не все: помимо барака № 77, непригодными для жилья признаны еще шесть. Но почему сносить их все городские власти не предлагают?
- Под снос попадают наш дом, рядом стоящий, который сгорел два года назад, и барак на второй линии, который прилегает к десятиэтажке. Все остальные не трогают. А на третьей линии вообще все дома отремонтированы недавно, все с канализацией и коммуникациями. А нам в прошлом году сделали уличный туалет, разровняли площадку, установили деревянный короб, чтобы люди выносили мусор. Но сейчас это все разрушено. На прошлой неделе приехал трактор и все снес, как раз после визита специалистов, — добавила собеседница.
Что теперь делать, хабаровчане не знают. Поскольку заставить их снести дом самостоятельно чиновники не могут, администрации придется изымать каждое жилое помещение. Происходит это не быстро, поэтому пока люди могут не беспокоится, что их выселят.
За разъяснениями мы обратились к юристу нашего сайта. Он подтвердил, что требование администрации законно, однако сносить дом самостоятельно хабаровчане не обязаны. Кроме того, если дом включен в региональную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственнику положена выплата или квартира — что выбрать, решает сам жилец. Если дом не включен в такую программу, то собственник вправе рассчитывать только на денежное возмещение.
- Порядок определяется статьей 32 ЖК РФ. В частности, там указано, что собственнику жилого помещения направляется уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение, или многоквартирного дома, для государственных или муниципальных нужд, а также проект соглашения об изъятии. По соглашению с собственником ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое с зачетом его стоимости при определении размера возмещения, — разъяснил Алексей Слепцов, адвокат DVHAB.ru.
Размер стоимости аварийного жилья определяют на основании оценки, которую проводит компания-оценщик по заказу муниципалитета. Если владелец недвижимости не согласен с результатами, он может заказать свою. При отказе муниципалитета учитывать оценку собственника можно обратиться в суд.
Отметим, что эта группа деревянных домов строилась для руководства и ценных специалистов «Четвертой стройки» - то есть прокладки железнодорожного тоннеля под Амуром. Подробнее об этом районе мы рассказывали здесь.
Напомним, что жители столетнего барака на улице Забайкальской, 5 ждут очереди на расселение и не знают, сколько еще простоит здание. Однако они могут и не дождаться новоселья – стены там держатся на обоях, а недавно неизвестные подожгли уличный туалет, и, по мнению жильцов, сделали это намеренно.
Рина Курдюмова, новости Хабаровска на DVHAB.ru
Фото Данила Бирюкова