Найти в Дзене
"Енисейская правда"

Артек в годы Великой Отечественной войны

Артек. Всероссийская здравница души и тела. Слет юных, активных, дерзких и целеустремленных. На протяжении ста лет съезжались и съезжаются сюда те, кто уже сегодня служит стране своим талантом. Здесь встречаются лучшие из лучших, интереснейшие из интересных, задорнейшие из задорных. Артек – это мечта каждого мальчишки, даже если сам мальчишка об этом не говорит. И моя мечта, наконец, сбылась! В прошедшем году мне удалось побывать в Артеке. Сбылась мечта! Представьте себе: открытое море и гордые корабли. Шторм и волны, бьющиеся о причал. Над этим великолепием парящие в бездонном небе чайки. Чистейшая вода и чистейший песок. Любой из нас, оказавшись в таком благолепии, невольно становится сильным, свободным и открытым. Вдыхаешь в себя морской воздух – и питаешься силой самой матушки–природы. Чувствуешь себя частью этой природы, и хочется на весь мир кричать: «Я – русский! Передо мной открыт весь мир! Стоит только захотеть и приложить усилия – и сбудутся все мечты юных на этой благословен

Артек. Всероссийская здравница души и тела. Слет юных, активных, дерзких и целеустремленных. На протяжении ста лет съезжались и съезжаются сюда те, кто уже сегодня служит стране своим талантом. Здесь встречаются лучшие из лучших, интереснейшие из интересных, задорнейшие из задорных.

Артек – это мечта каждого мальчишки, даже если сам мальчишка об этом не говорит. И моя мечта, наконец, сбылась! В прошедшем году мне удалось побывать в Артеке.

Сбылась мечта!

Представьте себе: открытое море и гордые корабли. Шторм и волны, бьющиеся о причал. Над этим великолепием парящие в бездонном небе чайки. Чистейшая вода и чистейший песок. Любой из нас, оказавшись в таком благолепии, невольно становится сильным, свободным и открытым. Вдыхаешь в себя морской воздух – и питаешься силой самой матушки–природы. Чувствуешь себя частью этой природы, и хочется на весь мир кричать: «Я – русский! Передо мной открыт весь мир! Стоит только захотеть и приложить усилия – и сбудутся все мечты юных на этой благословенной земле».

Встреча с великолепной природой, а затем – с лучшими из лучших – это только часть мечты. Первая ступень к ее исполнению. Хочется благодарить семью, страну, школу – всех, кто помог мне попасть в этот удивительный мир.

-2

Хочется ответить благодарностью самому Артеку на его 100-летний юбилей. И я отвечаю. Пишу эссе на тему «Артек в годы Великой Отечественной войны». Пишу, чтобы все-все в далекой от Черного моря, в родной Сибири, знали, какое значение для детей всей России имеет Артек. А еще хочу, чтобы все знали историю этого удивительного места силы.

Страшная весть

В сорок первом все было как раньше. 20 июня проходил очередной заезд лагерной смены. Суета, шум, гам, радость встреч и знакомств. Праздник открытия смены планировался на 22 июня. В 17:00 на костровой площади «Нижнего» (сейчас лагерь «Морской») произошло это знаменательное действо.

С утра, как обычно, была зарядка. Потом линейка, завтрак, купание, волейбол и обед. Все шло по распорядку. Дети не знали, что самолеты с фашистскими крестами уже несколько часов бомбят их дома.

22 июня, в воскресенье, ждали гостей из гурзуфского военного санатория, но гости, командиры Красной армии, не приехали. Причину такого отношения к артековцам самим ребятам трудно было понять. Все недоумевали. А после «Абсолюта» (так здесь называют тихий час) из громкоговорителей раздался голос: «Война!»

Ребята услышали позывные радио Москвы и правительственное сообщение о вероломном нападении гитлеровской Германии на нашу страну. Шума, гама, радости встреч как не бывало. Голос диктора на годы заглушил детскую радость. Праздника не получилось, но открытие смены состоялось. На линейке всё-таки подняли флаг. Ни песен, ни танцев. Пионерский костер не разводили.

Уже в первый день войны Артек завалили телеграммами. Со всей страны слетались сюда тревожные вопросы родителей: «Что будет с ребятами?» Представьте только себе тревогу мам и пап, которые ничего не знали о судьбе своих детей и не имели возможности их забрать!

Местные уже наутро увезли своих ребятишек. Следом примчались московские, ленинградские папы и мамы. С первых же дней ребята небольшими группами в сопровождении вожатых и работников стали разъезжаться по своим областям, но в лагере оставались те, кому ехать было уже некуда. Часть страны с первых же дней войны оказалась в немецкой оккупации. Дольше всех жили у моря пионеры из Прибалтики, Белоруссии, Западной Украины, Молдавии. Им некуда было ехать, и никто не приезжал за ними. На их родной земле уже гремели бои. Несмотря на страшные события, дни в лагере для оставшихся в нем проходили как всегда: плавали, катались на катере, играли и пели.

За период существования Алтайского Артека в нем отдохнули около пятисот детей из городов Сибири
За период существования Алтайского Артека в нем отдохнули около пятисот детей из городов Сибири

Однако ночью приходилось дежурить на башне у берега моря. Дежурили четверками по два часа. У ребят был пароль: «Москва Красная». Дежурные должны были наблюдать, чтобы никто чужой не проник в лагерь с моря.

Дорогами войны

1 июля 1941 года на экстренной линейке лагерю был представлен новый начальник - Гурий Григорьевич Ястребов. Журналист «Известий», он лечился на даче неподалеку от Артека. Как только началась война, Гурий Григорьевич получил партийное задание - заняться эвакуацией артековцев вглубь страны, подальше от фронта. И тогда ребята сложным и долгим путем были эвакуированы через Москву в Сталинград, а затем — в санаторий «Серебряные пруды». Вопреки артековским правилам, смену не закрыли. Времени не было. Но флаг спустили и взяли с собой.

Я расскажу о судьбе последних, остававшихся в лагере дольше других. Их было около 200 человек. И почти каждый вез с собой на память сувенир: кто гладкий красивый камешек, кто сосновую или кипарисовую шишку, кто вложил между листками блокнота крымский цветок. Так мальчишки и девчонки увозили с собой частичку артековской души, чтобы когда-нибудь рассказать своим детям, как все было и что такое фашизм.

200 артековцев начали путешествие дорогами большой войны по маршруту: Артек – Симферополь – Москва – Горький – Казань – Сталинград – ст. Нижнее-Чирская – Сталинград – Фролово («Серебряные пруды») – Камышин – Казань – Уфа – Омск – Новосибирск – Барнаул – Бийск – Белокуриха. От Белокурихи до Артека – 7750 км.

На симферопольском вокзале долго ждали, когда подъедут грузовики с постельным бельем. Пришлось задержать отправление поезда - в военное время за это отдают под трибунал. Но тут были дети. Грузовики въехали на перрон, и погрузка шла прямо через окна вагонов. Как рассказывают очевидцы, ни один комплект казенного артековского белья за всю войну не пропал на протяжении всего столь долгого пути.

И вот, наконец, первая остановка – Фирсановка. Снова поднят флаг. Снова по горну бегом на зарядку. Все, как в мирное время. Только из лесочка в небо топорщились зенитки. Только на соседнем поле ходили в учебную атаку новобранцы. Да по ночам в небе слышался гул самолетов, которые летели бомбить Москву. В середине июля самое большое имение в Фирсановке забрали под госпиталь. Фронт приближался. Решено было вывозить детей и отсюда - в далекий тыловой Сталинград.

И так много раз: остановка, заселение, поднятие флага, снова обычный распорядок дня, приказ, сборы, спуск флага, дорога. Про «Абсолют» забыли. Какой дневной сон, когда немец прет на Москву?!

Старшие пионеры буквально валились с ног после ночных дежурств.

Место дислокации - Алтай

Эвакуацией лагеря руководил его новый директор Гурий Григорьевич Ястребов. С вожатыми Володей Дорохиным, Антониной Сидоровой и Ниной Храбровой он перевёз не одну сотню детей через всю страну - через голод, холод, бомбёжки. И не потерял ни одного ребёнка.

Долгих 16 месяцев добирались из Крыма на Алтай, год и четыре месяца в пути. Год и четыре месяца взрослого труда, ночевок в теплушках и на голой земле, дежурств на крышах под разрывами бомб и в госпиталях, у постели раненых. С 11 сентября 1942 года по 12 января 1945 года находился Всесоюзный пионерский лагерь «Артек» на Алтае. Так Черноморский Артек стал называться Алтайским. За период существования Алтайского Артека в нем отдохнули около пятисот детей из городов Сибири. А для тех, кто приехал еще из Гурзуфа, смена оказалась самой длинной за всю историю Артека - четыре года.

Лагерь был на полном самообслуживании. Старшие мальчишки на конном дворе ухаживали за лошадьми, а девочки помогали на кухне и в столовой. Те, кому исполнилось 15-16 лет, работали на лесозаготовках: валили деревья, обрубали сучья. Была и группа, которая обшивала весь Артек. Помимо одежды, шили и костюмы для выступлений, и бельё для солдат.

Конечно, за это время и дети, и вожатые очень сдружились, и крепкая дружба эта сохранилась на всю жизнь. Артековцы военных лет, несмотря на то что жили в самых разных уголках бывшего Союза - от берегов Балтики до берегов Курильских островов, не теряли связи ни друг с другом, ни с любимым Артеком. Регулярно организовывали встречи, на которые бывшие пионеры приезжали нередко со своими детьми и внуками. И каждый раз вспоминали самую страшную артековскую историю. Вот она.

Освобождение

7 ноября 1941 года пришла страшная весть: крымский Артек захватили фашисты. Деревянные корпуса сгорели дотла. Дворец Суук-Су, где Дом пионеров, где гостил Чехов, разрушен. Варварски вырублены редчайшие деревья. Расстреляны из автоматов уникальные фарфоровые фигуры пионеров на Аллее национальностей. В роскошных парках Артека немцы построили свои укрепления, окопы. Обнесли отдельные участки колючей проволокой. Материальный ущерб Артека исчислялся 11,5 млн рублей.

Много сотрудников пионерского лагеря погибло в годы фашистской оккупации. Но война не сломила дух ни взрослых, ни детей.

Дети Артека, которым некуда было возвращаться, которые были эвакуированы на Алтай, сумели собственными силами накопить денег (116 000 рублей), они купили солдатам настоящий боевой танк Т-34, о чём было сообщено Верховному главнокомандующему. Вскоре пришла правительственная телеграмма с благодарностью пионерам Артека.

15 апреля 1944 года бойцы Отдельной Приморской армии освободили Артек от фашистов. В августе 1944 года лагерь принял первую после оккупации смену - 300 детей крымских партизан.

Место, куда хочется вернуться

Девиз сводного отряда пионеров-артековцев военных лет стал девизом и моей смены:

«Артек – наше детство,

Артек – наша юность,

Артек - наша зрелость,

Артек – в нас навсегда!»

Первые артековцы покинули Белокуриху в конце 1944 года. Уезжая, они плакали от радости, что вернутся домой. И плакали от горя, что придётся расставаться, ведь 1301 день, что длилась эта смена, лагерь жил как дружная семья. Самыми последними 12 января 1945 года уехали эстонские пионеры.

Артековцы вспоминали звёздное небо Алтая, белые снега Белокурихи, друзей, лучше которых не было. И отчаянное счастье, и светлую дружбу, талисман, источник всего доброго, что было с ними.

1301 день длилась артековская смена в Белокурихе. Лагерь жил как дружная семья. Самыми последними выехали эстонские пионеры
1301 день длилась артековская смена в Белокурихе. Лагерь жил как дружная семья. Самыми последними выехали эстонские пионеры

Сегодня в живых нет уже вожатых и многих пионеров того героического времени. Мальчишки и девчонки из той пионерской смены воевали с Японией, поднимали целину, открывали новые химические элементы, возглавляли министерства, учили, лечили… Традиции настоящего Артека остаются с нами и по сей день и помогают выстоять в самые трудные времена.

Если честно, я только в Артеке понял, что такое Россия и каков на самом деле русский народ. Понял, что память о Великой Отечественной войне священна.

Теперь я еще лучше стал понимать девиз Артека: «Артековец сегодня – артековец всегда!» Если человек целеустремленный, талантливый, с добрым сердцем, трудолюбивый, то он добьется высот в любой сфере и в любой ситуации будет оставаться человеком с большой буквы.

Артек - это не просто детский лагерь, это страна детства, это место, где ты взрослеешь, это огромная семья, к которой ты принадлежишь всю свою жизнь. И я надеюсь, что это моя первая смена - не последняя, ведь Артек – это место, куда хочется вернуться снова. Артек – это сила духа и единства. Артековец сегодня – артековец всегда! И всегда он должен быть на шаг впереди всех. Это я знаю точно!

Илья ЛАРИН

Фото автора