Найти в Дзене

Истории любви от МХТ имени А. П. Чехова

"О любви не говори, о ней всё сказано..." В конце марта мы с дочерью сходили на интересное для нас представление. В Большом концертном зале "Октябрьский" актеры МХТ имени А. П. Чехова вместе с Камерным ансамблем. "Солисты Москвы" под руководством народного артиста СССР Юрием Башметом читали истории любви. "Как зарождается любовь — неизвестно. До сих пор о любви была сказана только одна неоспоримая правда, а именно, что «тайна сия велика есть», все же остальное, что писали и говорили о любви, было не решением, а только постановкой вопросов, которые так и оставались неразрешенными". Антон Павлович Чехов "О любви". Так начался литературно-музыкальный вечер. Кусочек этого рассказа прочел художественный руководитель театра Константин Хабенский. Звучала прекрасная музыка. И на сцену к пюпитрам выходили актеры. Они просто читали знакомые и незнакомые рассказы русских писателей. Не было никаких театральных эффектов и атрибутов: декораций, костюмов, грима. Были : музыка, русская литература

"О любви не говори, о ней всё сказано..."

Программка театрального действа (фото мои)
Программка театрального действа (фото мои)

В конце марта мы с дочерью сходили на интересное для нас представление. В Большом концертном зале "Октябрьский" актеры МХТ имени А. П. Чехова вместе с Камерным ансамблем. "Солисты Москвы" под руководством народного артиста СССР Юрием Башметом читали истории любви.

"Как зарождается любовь — неизвестно. До сих пор о любви была сказана только одна неоспоримая правда, а именно, что «тайна сия велика есть», все же остальное, что писали и говорили о любви, было не решением, а только постановкой вопросов, которые так и оставались неразрешенными".

Антон Павлович Чехов "О любви".

Так начался литературно-музыкальный вечер. Кусочек этого рассказа прочел художественный руководитель театра Константин Хабенский.

Звучала прекрасная музыка.

И на сцену к пюпитрам выходили актеры. Они просто читали знакомые и незнакомые рассказы русских писателей. Не было никаких театральных эффектов и атрибутов: декораций, костюмов, грима. Были : музыка, русская литература, прекрасные чтецы.

Первый рассказ в исполнении Игоря Золотовицкого - "Святая любовь" Александра Ивановича Куприна.

"..Любовь дает много наслаждений. Но никогда, никогда она не бывает так остра, тонка и нежна, как тогда, когда еще не высказана и не разделена. Ни разу потом в моей жизни самые жаркие ласки любивших меня женщин не доставляли мне такой восторженной и чистой радости, как случайная улыбка моей незнакомки. Это все равно что для лакомки — хорошее вино: целая бутылка никогда так не щекочет его вкуса, как одна-единственная крошечная рюмочка".

Рассказ о святой любви и женском коварстве. С творчеством Куприна знакома с детства. Было у нас неполное собрание сочинений этого писателя (нескольких томов не хватало). Но этот рассказ мне был незнаком, видимо, он как раз и был в отсутствующих томах. Но общее "куприновское" настроение помню с детства: - печаль от несчастливой- неразделеннрй любовь. И это настроение Игорь Золотовицкий прекрасно передал.

Затем Ирина Пегова читала один из моих любимых рассказов Ивана Бунина 'Легкое дыхание". Рассказ о красоте и ее хрупкости, о том, как легко сломать красивый цветок. Но мне не очень понравилось, как экзальтированно прочла его Ирина Пегова, продекламировала словно стихотворение Маяковского. Но это мое субъективное мнение. Дочь же наоборот была восхищена.

Следующий рассказ - "Рассказ о безответной любви" Максима Горького читали Михаил Пореченков и Наташа Швец.

«Любовь к женщине подобна печальному деянию бога, который тоже безуспешно пытался создать прекрасный мир из пустоты, из ничего».

 «Изо всех насмешек судьбы над человеком — нет убийственнее безответной любви».

Читали без надрыва, почти без эмоций. Но именно такое чтение усилило трагизм этой истории о безответной любви, любви несчастной, изломавшей, иссушившей душу. Впечатление от рассказа было сильным.

Рассказ на самом деле больше, страшнее и трагичнее, чем театральная версия. И вспоминается шекспировское: "Любовь слепа и нас лишает глаз..."

После трагичности горьковского рассказа Игорь Верник и Ирина Пегова восхитительно, изящно прочли рассказ Михаила Булгакова "Псалом". Пегова прелестно читала за Славку - такой славный мальчуган, - и за Веру Ивановну.

А Игорь Верник читал проникновенно, с такой любовью к Вере Ивановне и Славке.

"Буду петь по ночам псалом. Как-нибудь проживем. Да, я одинокий. Псалом печален. Я не умею жить. Мучительнее всего в жизни — пуговицы. Они отваливаются, как будто отгнивают. Отлетела на жилете вчера одна. Сегодня одна на пиджаке и одна на брюках сзади. Я не умею жить с пуговицами, но я все вижу и все понимаю. Он не придет. Он меня не застрелит. Она говорила тогда в коридоре Наташке: «Скоро вернется муж, и мы уедем в Петербург». Ничего он не вернется. Он не вернется, поверьте мне. Семь месяцев его нет, а три раза я видел случайно, как она плачет. Слезы, знаете ли, не скроешь. Но только он очень много потерял от того, что бросил эти белые, теплые руки. Это его дело, но я не понимаю, как же он мог Славку забыть…"

После легкого булгаковского рассказа для детей - но тоже о любви - Кристина Бабушкина рассказала историю госпожи NN.

"Ложась спать, я зажгла свечу и отворила настежь свое окно, и неопределенное чувство овладело моей душой. Я вспомнила, что я свободна, здорова, знатна, богата, что меня любят, а главное, что я знатна и богата, — знатна и богата — как это хорошо, боже мой!.. Потом, пожимаясь в постели от легкого холода, который пробирался ко мне из сада вместе с росой, я старалась понять, люблю я Петра Сергеича или нет... И не понявши ничего, уснула".

И опять - любовь, которая не принесла счастья. Она как пустоцвет - бурно расцвела, но не принесла ни плодов, ни семян.

"Меня любили, счастье было близко и, казалось, жило со мной плечо о плечо; я жила припеваючи, не стараясь понять себя, не зная, чего я жду и чего хочу от жизни, а время шло и шло... Проходили мимо меня люди со своей любовью, мелькали ясные дни и теплые ночи, пели соловьи, пахло сеном — и всё это, милое, изумительное по воспоминаниям, у меня, как у всех, проходило быстро, бесследно, не ценилось и исчезало, как туман..."

И жизнь прошла, "жизнь погибла"...

Ах, Антон Павлович, умел писать и смешно, и трагично.

После грустного рассказа Чехова о бесплодной любви к нам вышел Игорь Верник и прочел его же "Любовь" легко, опять же изящно, с мягким юмором.

"В пятом часу вечера я пробирался в самый далекий и глухой угол городского сада. В саду не было ни души, и свидание могло быть назначено где-нибудь поближе, на аллеях или в беседках, но женщины не любят романов наполовину; коли мед, так и ложка, коли свидание, так подавай самую глухую и непроходимую чащу, где рискуешь наткнуться на жулика или подкутившего мещанина".

"К счастью для мужчин, любящие женщины всегда ослеплены любовью и никогда не знают жизни. Они мало того, что поддакивают, но еще бледнеют от священного ужаса, благоговеют и ловят с жадностью каждое слово маньяка".

"Бывало, помню, в дни моего ловеласничества я бросал женщин из-за пятна на чулке, из-за одного глупого слова, из-за нечищенных зубов, а тут я прощаю всё: жеванье, возню со штопором, неряшество, длинные разговоры о выеденном яйце. Прощаю я почти бессознательно, не насилуя своей воли, словно ошибки Саши — мои ошибки, а от многого, что прежде меня коробило, я прихожу в умиление и даже восторг. Мотивы такого всепрощения сидят в моей любви к Саше, а где мотивы самой любви — право, не знаю".

После такого прелестного Чеховского рассказа о любви к нам вышел Константин Хабенский и прочитал - прожил рассказ Александра Вампилова "Моя любовь".

"...Начиная со школьного возраста, я постоянно был в кого-нибудь влюблен. Когда из шестого класса уехала вдруг моя соседка по парте, я впал в задумчивость и остался в шестом классе на второй год. Потом я последовательно был влюблен в преподавательницу истории, пионервожатую и в двух своих одноклассниц. По-настоящему я влюбился тотчас же, как пришло время. Это была Вера, та самая девушка, которая, не спросившись дома, ночью ушла на станцию провожать меня... "

И как же чудесно было слушать рассказ молодого человека, вспоминая себя в шестом классе, в свои восемнадцать лет, свое студенчество.

"...И я понял, что молодость моя проходит мимо счастья — мимо тех радостей и печалей, которые дает человеку одна любовь. «Как известно, — подумал я, — для души и сердца прошли эти пять лет…»

"...Я не оспариваю ни опыта, ни мудрости, ни правоты тех, кто утверждает, что любовь к одному человеку не может быть беспрерывной и беспредельной, но я твердо убежден, что моей единственной любви хватит на всю мою жизнь".

И заключительные фразы рассказа Вампилова и нашего литературно-музыкального вечера: "Не знаю, прав ли я. Знаю только, что я счастлив".

Все участники музыкально- литературного вечера.
Все участники музыкально- литературного вечера.

Да, мы тоже были счастливы в этот мартовский вечер - от прекрасной литературы, прекрасной музыки, прекрасных актеров и музыкантов.

Музыку для этого действа написал Кузьма Бодров. Еще раз повторюсь: музыкальное содержание и исполнение этой музыки оркестром Башмета было прекрасным.

Приношу извинения за обилие цитат классиков, но мне не написать лучше, чем наши Писатели.

Читайте хорошую литературу, слушайте прекрасную музыку, любите и будьте любимы, и любите жизнь.

Просто так цветочки
Просто так цветочки