О книге «Ключ от неба» Елены Герцен и интервью с автором.
Никак не могла найти время, чтобы сесть за компьютер.
Весна идёт, весне дорогу. Проводила много времени на улице, гуляла.
А вы любите весну? Когда первый ручеёк прокладывает себе дорогу через почерневший снег? Подтаявшая льдинка сверкает на солнце, роняя одну за другой такую же светящуюся каплю, словно в ней собрано всё волшебство мира. А около канализационных люков уже выглядывает острый кончик яркой зелёной травы. Воробьи раскричались, радуясь пусть ещё не очень тёплому, но такому желанному солнцу.
Любите ли вы весну так, как люблю её я?
Порой мне кажется, что я маленькая девочка, которая верит в чудо. Я стою на открытой поляне. Подсушенной ветром, согретой солнцем. Раскидываю руки в сторону, поднимаю лицо к небу и смотрю, как плывут лёгкие облака. Ярко-синее небо. И нежно-белые, похожие на пух, облака. Ветер запутался в волосах. А я всё смотрю на плывущие и манящие за собой облака. И в какой-то момент мне кажется, что я взлечу. Надо только очень-очень захотеть, оттолкнуться легонько от земли и волшебная сила сама поднимет и понесёт меня над полями, дорогами, лесами…
Вот скажите, почему летающего мужчину называют суперменом, а женщину обязательно ведьмой? Разве вам никогда не хотелось взлететь. Не на самолёте или дельтаплане, а самому. Чтобы развернулись невидимые крылья за спиной и понесли… Правда, было бы здорово. Никакие пробки на дороге не были бы страшны.
Но я уже взрослая и даже очень, и знаю, что законы гравитации не позволят мне оторваться от земли. Разве что только подпрыгнуть и ухватиться за ветку. Главное, чтобы эта ветка не сломалась под моим весом.
А вот герою романа Елены Герцен «Ключ от неба» удалось осуществить свою мечту.
Одна моя знакомая как-то сказала, что если через неделю она не помнит, о чём книга, то значит, в этой книге не было ничего стоящего. Так это или нет, решать вам, только я хочу отметить, что эту книгу я прочитала больше месяца назад. Именно прочитала, а не прослушала, как обычно, это делаю в последнее время. Я попыталась определить для себя жанр. Это не фэнтези и не фантастика. Реализм с элементами мечты. И совсем недавно я вдруг определила эту книгу как хилинг-роман.
Вообще-то, чаще к этому жанру относят корейские романы. Но элементы «хилинг» можно найти в русской литературе.
Что такое «хилинг»? Происхождение слова английское, означает оно «здоровье». То есть книги, имеющие терапевтический аспект. Не пугайтесь, это не психологическая нотация, это книга, после прочтения которой ты вдруг понимаешь, что ты не один такой и что твоя проблема не так страшна и абсолютно решаема. Всплеском интереса к таким романам возник во время пандемии. Людям крайне были необходимы положительные эмоции.
Вернёмся к роману Елены Герцен. О чём эта книга? Об одиночестве и о преодолении этого одиночества. О мечте. О том, что рядом есть люди, которым ты не всё равно до тебя, даже если ты этого не замечаешь.
Итак, жил-был молодой человек по имени Пётр, которому в его тридцать два года доверили важную миссию – быть хранителем ключа от выхода на крышу. Понятно, что чужих он туда не пускал, а вот сам не брезговал посидеть в одиночестве, полюбоваться видами, помечтать. Тот свой день рождения он решил отметить достаточно своеобразно: набрал сыров, шампанского, забрался на крышу и решил «повеселиться» в одиночку.
А то, что случилось дальше, я вам не советую повторять, ибо вряд ли вы из семейства Икаровых, а ваше одеяло из парашютовых, и шаг в открытый «космос» для вас может стать последним. То есть в этом месте я решила, что эта книга о суициднике. Но, к счастью, герой романа хоть и не был ведьмаком, но полетел. Одеяло за его спиной развивалось как плащ супермена. Впрочем, он и стал суперменом, ибо спас девушку, которая хотела сброситься с моста.
Я читала эту книгу не торопясь. Это не остросюжетная проза, где не можешь оторваться, потому что тебе обязательно надо узнать, что будет дальше. Это книга-рассуждение. Прочитал главу, поразмышлял. Отметил места, которые понравились, как например:
Знание – это ведь не всегда результат логических размышлений, основанных на совокупности достоверных фактов, – загнул Михалыч, а я аж присвистнул. – Иногда знание – это высшая степень веры. Такой, понимаешь… когда даже сомнения в отношении невозможности возникновения сомнения не возникает…
Интересная мысль, не правда ли?
Что зацепило меня больше всего в романе, так это отношения главного героя и брошенного родственниками старика.
В результате несчастного случая главный герой, успешно слетавший и вернувшийся, по пожарной лестнице лезет на крышу. Перед полётом он забаррикадировал лаз, чтобы в его отсутствие никто на крышу не попал. А так как вернулся он наземным путём, то, следовательно, попасть на крышу обычным способом не смог из-за собственной же предосторожности. Вот и воспользовался старой пожарной лестницей, которая под его весом рухнула с ним и на него.
Реанимация, гипс, неподвижность в течение нескольких недель, пролежни, боль, отчаяние… Как итог – периферическая моноплегия левой ноги, частичное онемение левой части тела.
Молодой человек становится инвалидом. Настроение, сами понимаете.
Среди соседей по палате – Дед с переломом шейки бедра, серьёзным, зачастую смертельным, для старых людей заболеванием. Но, несмотря на травму, Дед полон жизни. Кряхтит, жалуется, но так это всё бодренько получается, будто у него и не перелом вовсе, который в таком возрасте та ещё проблема, а лёгкий насморк.
Общение с Дедом изменило жизнь Петра. Он сумел не только по-другому посмотреть на то, что с ним произошло, он стал другом одинокому старику…
Мораль сей книги: не совершай необдуманных поступков и не впадай в отчаяние, если тебе плохо. Может, тому, кто рядом с тобой, ещё хуже, и только ты можешь ему помочь.
Несколько слов про автора. Елена - автор самиздата. Я познакомилась с Еленой через писательский чат и задала несколько вопросов, на которые она с удовольствием (как я надеюсь) ответила. Я публикую их в таком виде, в каком получила от Елены Герцен.
Я: Как давно Вы начали писать?
Недавно я нашла старые тетрадки, в которых я что-то малевала в детстве, и там среди каракулей и смешных зверушек, состоящих из кругов и овалов, была сказка, которую я сочинила сама. Она была написана печатными буквами, а буквы «я» и «и», как водится у детей, были написаны в обратную сторону. Наверное, это можно считать началом.
Второй памятный момент в истории писательства случился, когда в школе я поняла, что в сочинениях можно писать не то, что полагается, а то, что думаешь. Это было удивительное открытие. Жаль, что нас не учили этому с самого начала. А сама я до этого додумалась только к старшим классам.
Если говорить о более сознательном и регулярном писательстве, то это случилось примерно в 2017 году, когда я увлеклась писательскими марафонами в соцсетях. Писала короткие рассказы, стихотворения. Но марафоны часто ограничивают автора по количеству знаков, а мне иногда очень хотелось написать больше, чем задано.
Я: Что побудило Вас взяться за перо?
Какого-то специального решения писать не было. Скорее, это было на уровне ощущений. Нужно что-то выразить. Хочется сделать это красиво, покопавшись в тексте. Подумать, как написать, чтобы читатель хотя бы примерно приблизился к пониманию того, что я хочу сказать. Ведь зачастую при общении люди «играют» в сломанный телефон, и адресат не всегда понимает адресанта именно так, как тому хотелось бы. При письме выразить себя становится ещё сложнее, потому что исключаются невербальные средства общения, которые человек может использовать в устном общении. Надо тщательно думать над словами, над длиной предложений и фраз, над ритмом текста. Это увлекает.
Я: книги - эта работа или хобби?
Писательство – это хобби. Хотя работа тоже в некотором роде связана с письмом. Я письменный переводчик. Но я перевожу юридические тексты, а в них мало простора для творчества. Там важны точность, лаконичность и соответствие терминологии.
Я: Откуда появился сюжет «Ключа от неба»?
«Ключ от неба» появился во время пандемии. Мы сидели в изоляции. Помню, как я смотрела в окно на крыши соседних домов и думала, как бы было хорошо сейчас выйти на крышу и полететь. Очень не хватало пространства и свободы перемещения. И мне очень захотелось написать про свободу и полёт, про выбор, про решительность, про веру в себя.
Я: В каком жанре предпочитаете работать и были ли попытки поработать несвойственном для Вас жанрах?
Мне нравится магический реализм. Вроде всё, как в жизни, но есть место чему-то необычному, не укладывающемуся в представление о реальности.
Пожалуй, самый необычный для меня жанр, который я пробовала, — это сценарий. Было это, опять же, в рамках одного из марафонов. Я тогда не заняла призового места, но опыт был очень интересный.
Я: Что Вы хотите пожелать читателям?
В любой непонятной ситуации пиши. Или рисуй. Или танцуй. Делай что-то, за что ты можешь зацепиться и сохранить себя в этом непростом мире.