Найти в Дзене

«Устроение благодати»: народная программа для Павла I

Политическая мысль бурлила в умах не только русской знати, но и людей простого звания. «Перемен!» – требовали сердца живших в конце XVIII века. По крайней мере, некоторых из них. В 1797 году в тюрьме Соловецкого монастыря всплыла «письменная тетрадь», в содержании которой архимандрит Иона усмотрел «противность божиему и государственным узаконениям», которая клонит «к возмущению и ВОЛЬНОСТИ НАРОДНОЙ». Тетрадку отправили самому императору Павлу I, что было логично, ведь ее содержание было адресовано именно ему. Впрочем, государь не проявил заинтересованности. Что же касается автора изложенной в тетради программы социальных перемен и устроения России на основании заповедей божиих – он остался неизвестным. Но исследователи отмечают, что в тексте «превалирует крестьянский говор Архангельско-Олонецкого края». И, что важно, автор «был человек из народа, но, несомненно, достаточно начитанный». А ещё он был старовером. Главные идеи своей программы мыслитель-старообрядец изложил в части под назв

Политическая мысль бурлила в умах не только русской знати, но и людей простого звания. «Перемен!» – требовали сердца живших в конце XVIII века. По крайней мере, некоторых из них.

В 1797 году в тюрьме Соловецкого монастыря всплыла «письменная тетрадь», в содержании которой архимандрит Иона усмотрел «противность божиему и государственным узаконениям», которая клонит «к возмущению и ВОЛЬНОСТИ НАРОДНОЙ».

Тетрадку отправили самому императору Павлу I, что было логично, ведь ее содержание было адресовано именно ему. Впрочем, государь не проявил заинтересованности.

Что же касается автора изложенной в тетради программы социальных перемен и устроения России на основании заповедей божиих – он остался неизвестным. Но исследователи отмечают, что в тексте «превалирует крестьянский говор Архангельско-Олонецкого края». И, что важно, автор «был человек из народа, но, несомненно, достаточно начитанный». А ещё он был старовером.

Главные идеи своей программы мыслитель-старообрядец изложил в части под названием «Присяга царская». Я познакомлю вас с самыми любопытными из них.

Самое главное – автор предлагает уничтожить крепостное право и сословное деление общества, установить равенство всех перед законом и народное представительство при государе:

1. «…народ весь российской и славянской ИЗ КРЕПОСТЕЙ ОСВОБОДИТЬ, дворянство УНИЧТОЖИТЬ, весь НАРОД ПОРОВНЯТЬ по заповедям божиим…»;
2. «ВСЕ ЗВАНИЯ дворянские, господские, графские, княжеские вовсе УНИЧТОЖАТСЯ (кроме царской фамилии), и отныне впредь никогда (где бы наше царство ни распространялось)» не будет ни крестьянина, ни дворянина, ни помещика под смертной казнью, а будут три сорта народов: земледельцы первые, ремесленые вторые, купеческие третьи, и они ВСЕ МЕЖДУ СОБОЙ РАВНЫЕ, и из них УМНЫЕ ЛЮДИ БУДУТ ВЕЗДЕ С ЦАРЕМ присутствовать».

Очень интересны идеи автора об образовании:

1. «ШКОЛЫ ВО ВСЕХ уездах, в деревнях, селах, монастырях ДОЛЖНЫ БЫТЬ…»;
2. «…учить ОБОЕГО ПОЛА юных людей грамоте…»;
3. «По истечении 12 лет от устроения благодати божией, ежели кто из юных людей обоего пола окажется неумеющим грамоте, то после смерти без погребения на поля НА СЪЕДЕНИЕ ПСАМ пометаны будут…»
-2

Последнее замечание показывает, какое большое значение народный мыслитель отводил образованию. Особенно это бросается в глаза, если учесть, что в других местах он проявляет совершеннейшую терпимость и миролюбие: призывает к миру между христианами, выступает против преследования иноверцев, даже заключенных из тюрем предлагает отпустить.

По-христиански он предлагал разобраться и с помещиками:

«Во время открытия благовести да никто из народа НЕ БУДЕТ МСТИТЕЛЬНОЙ, хотя бы и сущих варваров помещиков своих НЕ УБИВАТЬ И НЕ МУЧИТЬ, ибо бог на убивцах строго взыщет; должны беречися пролития крови…»

Конечно, автор понимал, что не все помещики сразу примут радикальные социальные перемены, но таких упрямцев, по его мнению, следует не убивать, а заключать в тюрьмы и принуждать принять присягу, текст которой он тоже разработал.

Вот отрывок из неё:

«Аз (имя, отчество и фамилию) кленуся господу богу, творцу неба и земли, видимых и невидимых вещей, в том, что я, повинуясь повелению божиему, воли царское и общенародной, добровольно КРЕСТЬЯН ОСВОБОЖДАЮ из крепости. ЗЕМЛЮ, которой владел я поныне, В ПОЛЬЗУ ОБЩЕНАРОДНУЮ вручаю, дворянства, чину, достоинства, звания господского отрицаюсь…»

Кстати, автор хотел избежать не только насилия над бывшими помещиками, но и выступал против разорения и разграбления их поместий и усадеб.

Под конец упомяну один забавный пункт, которому место как раз в утопических проектах:

«Почти во всей империи на крепком основании и ПОЧИНКА ДОРОГ УСТАНОВИТСЯ».

Ох уж эти дороги)))

-3

Итак, как и мечтал неизвестный русский политический мыслитель, дворянства и помещиков у нас теперь нет, образование стало всеобщим, крепостное право отменено, народное представительство установлено. А дороги… Так утопия – она и в Африке утопия.

Автор: Иван Бирюков

P.S. Конечно, я не смог в одной статье коснуться всего, поэтому обещаю вернуться к этой теме в будущем.

Библиография:

  1. Бабкин Д.С. Русская потаенная социальная утопия XVIII века // Русская литература. №4. ­– Л.: Наука, 1968. С. 92–106.
  2. Клибанов А.И. Народная социальная утопия в России. Период феодализма. ­– М.: Наука, 1977. С. 285–321.
-4