На Краснобогатырской улице, 38 завершается снос протяженного корпуса, состоящего из четырёх разных объёмов, построенных в 1910-1930-е годы. Один из объёмов был выстроен до 1917 года и относился изначально еще к дореволюционной красильной фабрике Панкратовых.
Красильное заведение появилось на этом месте еще в 1833 году и стало одним из первых фабричных предприятий в Богородском. Имя первого владельца остается неизвестным. А вот в 1860-е годы фабрика по покраске, отбелке и отделке миткаля принадлежит купцу 2-й гильдии Петру Ивановичу Карцеву.
Миткаль (от перс. меткал) - суровая (неотделанная) тонкая хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения.
Информации о Петре Ивановиче удалось найти не так много. В 1848 году он временный московский купец, ему 27 лет, живет в приходе церкви Божией Матери "Всех Скорбящих Радость" на Большой Ордынке, у него жена Фелицата Федорова 20 лет.
К 1849 году он овдовел, а уже в следующем второй раз женился на дочери 3-й гильдии московского купца Василия Петровича Осипова, девице Параскеве Васильевне. В том же году у них родилась дочь Александра.
В марте 1868 года красильно-отбельную фабрику у Петра Ивановича Карцева приобретает санкт-петербургский и временно московский 2-й гильдии купец Павел Андреевич Астахов. На тот момент на фабрике работает пятьдесят мужчин и 20 женщин.
При осмотре фабрики академиком Императорской Академии художеств Иваном Ивановичем Борниковым 12 октября 1868 года было выявлено, что заведение помещается в пяти строениях, у одного из коих низ каменный, верх деревянный, три строения деревянные одноэтажные и одно строение деревянное в два этажа. На фабрике имеется паровая машина высокого давления горизонтальной конструкции в 10 сил без охлаждения и расширения паров, выписанная из Англии с завода Джона Мозгрева из города Болтона.
Некоторое время назад на одном из аукционов удалось приобрести редкий документ конца 1860-х - 1870-х гг. - бумажную бирку продукции красильно-отбельной фабрики Павла Андреевича Астахова в Богородском.
У Павла Андреевича Астахова жену звали Александра Петровна и в феврале 1873 года у них родился сын Сергей (умерший в младенчестве в возрасте 6 месяцев). Восприемниками при крещении были брат Павла Андреевича - 1-й гильдии купец Иван Андреевич Астахов и мещанка Бараской (Барашеской, Барашевской) слободы, вдова Параскева Васильевна Карцева, т.е. вдова предыдущего владельца фабрики. Отсюда можно сделать вывод, что Карцев и Астахов хорошо знали друг друга при жизни Карцева и общались.
Иван Андреевич Астахов в купечестве состоял с 1850 года, имел два дома в Басманной части № 557 (где и проживал) и Яузской части № 123, у жены его был дом в Басманной части № 578, служил бургомистром 2-го департамента Магистрата, был выборным от Купеческого общества, торговал бумажным товаром в Теплых рядах, имел 4-х сыновей.
Павлу Андреевичу Астахову к 1872 году было 43 года, в купечестве он состоял со второй половины 1868 года (сразу после приобретения красильной фабрики у Карцева). Предположительно у Ивана и Павла был еще старший брат Андрей.
В октябре 1878 года в возрасте 27 лет от чахотки умирает вдова Павла Андреевича Астахова - Александра Петровна, т.е. Павел Андреевич к тому моменту уже умер.
Предположительно с 1878 по 1880 год красильная фабрика не функционирует.
28 марта 1881 года московские купцы Сергей и Федор Антоновичи Панкратовы подают прошение московскому генерал-губернатору князю Владимиру Андреевичу Долгорукову о содержании фабрики, переданной им от купца Павла Астахова и о выдаче нового на нее свидетельства. К тому моменту фабрика уже принадлежала им, как минимум с 1880 года.
Основателем купеческой династии Панкратовых являлся Антон Прокофьевич Панкратов, выходец из города Коломны, имевший шестерых сыновей, которым на начало XX века принадлежало много недвижимости в Москве, в том числе и аппретурная и красильная фабрика в Богородском.
План сельца Богородского самого начала 1880-х гг. показывает нам как выглядело владение почти сразу после перехода его к Панкратовым. На плане можно обнаружить и одну каменную постройку во владении (красным цветом обозначена кузница с помещением для паровой машины).
Еще один план, снятый с натуры 31 октября 1880 года, дает нам более подробное описание построек. На нем обозначены существующие жилые и нежилые деревянные одноэтажные строения, сушильни и здание конторы (№ 11 на плане), а также предлагаемые к постройке фабричные корпуса, расположенные ближе к Яузе. Также видим на плане существующий пруд.
Фабричные корпуса, расположенные ближе к Яузе, выстраиваются Панкратовыми заново, причем один из корпусов двухэтажный. Каменная кузница с помещением для паровой машины и фабричной трубой при этом сохраняются. Автором проекта новых фабричных корпусов выступил архитектор Александр Иванович (Павел Сигизмунд Александр) Гаудринг (1839 - после 1902 года).
Гаудринг Александр Иванович (Павел Сигизмунд Александр) - из семьи губернского секретаря, евангелическо-лютеранского исповедания. Вольноприходящий ученик петербургской Академии художеств. В 1861 удостоен звания неклассного художника, в 1864 - звания классного художника архитектора 3-й степени. После окончания Академии художеств занимался частной практикой. В 1877 переехал в Москву. До 1896 занимал должность сверхштатного техника в строительном отделе Московского губернского правления. С 1882 состоял архитектором 2-го Российского страхового от огня общества. В 1900 исполнял обязанности архитектора Московского университета. С 1902 проживал в Великих Луках. По его проектам построены в Москве два жилых дома на Чистопрудном бульваре, 3 (постройки сохранились), городская усадьба Г.А. Кирьякова — Е.Н. Татищевой на Покровке 23 (сохранилась), перестроен дом Хутаревых в 1-м Сыромятническом переулке, 3 (не сохранился), построены трапезная с двумя приделами церкви Покрова пресвятой Богородицы в селе Покровском Волоколамского уезда (сохранились).
Проведенное в 1880-1881 гг. Ф.Ф. Эрисманом санитарное исследование фабрик и заводов Московской губернии зафиксировало, что на момент его проведения работы на отбельно-красильной фабрике Панкратовых не велись по причине недавно произошедшего пожара. При этом сообщается, что фабрика уже отстроена. Также из исследования узнаем, что на 1871 год на фабрике трудилось 79 рабочих, на 1876 год 148 рабочих (из коих 133 мужского пола и 15 женского пола), а перед пожаром число рабочих варьировалось от 50 до 80 человек.
В начале 1880-х годов Панкратовы, вероятно сразу после пожара, капитально перестраивают фабрику и возводят протяженный каменный трехэтажный фабричный корпус "с четырьмя высокими фонарями в крыше, имеющими вид маленьких башен". (информация из Сборника статистических сведений по Московской губернии. 1884 год, в последние годы корпус имел адрес: Краснобогатырская ул., д. 38, стр. 7).
Чертежи и имя архитектора найти, к сожалению, не удалось.
Зато есть две очень хорошие фотографии этого корпуса, датируемые 1923 и 1927 годами, на которых он еще практически в первозданном виде.
Наряду с корпусом бывшей суконной фабрики Гутчесона (основа главного корпуса будущего завода "Красный богатырь") эта постройка становится наиболее значимой из всех промышленных зданий Богородского на тот момент.
В сильно перестроенном и обстроенном виде фотографировал основной фабричный корпус в январе 2015 года.
На второй фотографии 1923 года за фабричной трубой можно заметить еще один кирпичный корпус, предположительно выстроенный в одно время с фабричным. Вероятнее всего в нем находились казармы для рабочих (в последние годы имел адрес: Краснобогатырская ул., д. 38, стр. 8). Позже здание будет реконструировано с надстройкой и пристройкой.
Дореволюционный объем корпуса переменной этажности в 1-3 этажа хорошо виден на моих фотографиях, сделанных в 2015 году. На снимках можно рассмотреть клинчатые перемычки над окнами.
К марту 1894 года фабрикой управлял уже только Федор Антонович Панкратов. Об этом, а также о том, что на фабрике снова случился пожар, мы узнаем из прошения Ф.А. Панкратова в Строительное отделение о восстановлении каменного одноэтажного помещения паровой сушильни, конторы и разборочной, а также помещения с паровым котлом.
Проектными работами руководит классный художник архитектуры Федор Васильевич Рыбинский (1859 - 1942).
Федор Васильевич Рыбинский - был сыном Василия Петровича Рыбинского – свободного художника, выпускника Московской школы живописи, в 1891 году окончил Училище живописи, ваяния и зодчества в Москве со званием классного художника архитектуры и чином коллежского регистратора, в 1891-1893 - техник строительного отдела Московского губернского правления, с 1894 года был членом Московского архитектурного общества. По его проектам построено много храмов и гражданских сооружений. За свои достижения возведен в дворянское сословие.
Еще одним артефактом, связанным теперь уже с Панкратовыми, является приглашение на венчание в церкви Василия Кесарийского в Тверской ямской слободе (не сохранилась) сына Федора Антоновича и Натальи Георгиевны Панкратовых - Дмитрия Федоровича с девицей Ульяной Николаевой (урожденной Кирилловой). По метрическим книгам дату венчания установить не удалось, но в 1904 и 1907 годах у молодоженов родились две дочки: Ульяна и Антонина. Из чего можно сделать вывод, что документ датируется самым началом XX века. Касательно Дмитрия Федоровича Панкратова удалось установить, что он был мещанином Огородной слободы, запасным унтер-офицером.
Еще до 1917 года вдоль красной линии Большой Богородской (Краснобогатырской) улицы Панкратовым выстраивается двухэтажное каменное здание, в котором, предположительно, разместится контора. На кирпичах постройки можно было обнаружить клейма "И.Г. Герасимов" (завод Ивана Герасимовича Герасимова располагался в Мытищах).
Адресно-справочная книга "Вся Москва" за 1910-е годы сообщает, что участком № 70 по Большой Богородской улице владеют Федор Антонович Панкратов и Николай Павлович Козлов.
Продолжение следует...
Спасибо за внимание!
Дочитали до конца? Было интересно? Поддержите журнал, оставьте комментарий, подпишитесь и поставьте лайк!
Подписывайтесь также на мой ТГ-канал "Память места_Москва"
Здесь можно поддержать автора канала (ваша поддержка стимулирует на создание нового контента)