Георгий Васильевич Свиридов родился 3 декабря 1915 года в небольшом городке Фатеж Курской губернии. Отец Свиридова был крестьянином. Он вступил в коммунистическую партию в начале революции и погиб, защищая советскую власть в 1919 году.
С девяти лет Георгий Свиридов жил в Курске. Именно здесь он начал учиться играть на фортепиано. Но вскоре занятия прекратились: Юного любителя музыки гораздо больше привлекала балалайка, чем фортепиано. Свиридов научился играть на ней и поступил в любительский оркестр русских народных инструментов.
В 1929 году он поступил в местную музыкальную школу по классу фортепиано. Через три года Свиридов окончил школу и приехал в Ленинград, чтобы продолжить музыкальное образование. Он начал учиться на фортепианном отделении Центральной музыкальной школы.
В Ленинграде семнадцатилетний юноша узнал много нового. Он впервые в жизни побывал в оперном театре и на симфоническом концерте. Но самым главным открытием стало то, что можно учиться сочинять музыку и что в музыкальной школе даже есть свое композиторское отделение. Свиридов задумался о поступлении туда. Он написал две фортепианные пьесы и в мае 1933 года был принят в класс композиции профессора М. А. Юдина. С необычайным усердием новый ученик принялся за работу. Уже через месяц упорных занятий он представил свое первое сочинение.
В конце 1935 года Свиридов заболел и на некоторое время уехал в Курск. Там он написал шесть романсов на слова Пушкина: «Лес сбрасывает ветреный халат», «Зимняя дорога», «К няне», «Зимний вечер», «Предчувствие», «Приближение Ижоры» Этот цикл принес молодому композитору первый успех и известность.
Удивительно простые, близкие к традициям русской музыки и в то же время неповторимые, самобытные пушкинские романсы, которые сразу же сделали Свиридова любимцем и исполнителей, и слушателей. В 1936 году Свиридов поступил в Ленинградскую консерваторию, где стал учеником Д. Д. Шостаковича. За время учебы в консерватории Свиридов написал сонату для скрипки и фортепиано, Первую симфонию и симфонию для струнного оркестра.
Свиридов закончил обучение в консерватории в июне 1941 года. В первые дни Великой Отечественной войны он был зачислен курсантом в военное училище, но вскоре был демобилизован по состоянию здоровья.
Свои первые песни для фронта Свиридов написал в самом начале войны. С военной темой тесно связана музыкальная комедия «Широкое море», написанная в то же время и посвященная морякам-балтийцам. Свиридов вернулся в Ленинград перед самым окончанием войны, в 1944 году. За три года он написал несколько крупных камерно-инструментальных произведений, отражающих события и переживания военных лет.
Особенностью творчества Свиридова в 1940-е годы стали его вокальные сочинения: поэма «Песни странника», сюита по В. Шекспиру, новые романсы и песни советских поэтов, появившиеся в 1948 году.
Свиридов много работал в театре и кино. Этот опыт помог ему создать новые крупные произведения, которые были опубликованы в начале 1950-х годов.
В 1949 году Свиридов познакомился с творчеством великого армянского поэта Аветика Исаакяна и был потрясен его вдохновенной поэзией. Один за другим появляются романсы на стихи Исаакяна в переводах А. Блока и советских поэтов. Вскоре возник замысел большой вокальной поэмы для тенора и баса с фортепиано в одиннадцати частях под названием «Страна отцов». Поэма Свиридова - это «эпическая песнь» нашего времени о стойкости и мудрости народа, о величии его духа.
В 1955 году Свиридов написал девять песен для баса и фортепиано на стихи Роберта Бернса в прекрасном переводе С. Маршака. В отличие от поэмы «Земля отцов», в цикле Бернса нет монументальных образов и изображений, отражающих события большой исторической важности. В то же время у этих двух произведений много общего - серьезность замысла и умение композитора за частными явлениями увидеть их великое, общечеловеческое значение.
Если в поэме «Земля отцов» каждая деталь была картиной, то песни на слова Бернса - это галерея музыкальных портретов простых людей, нанизывание сцен из их жизни вокруг картины - молодого человека, «лучшего парня наших лет».
В ноябре 1955 года Свиридов, увлекшись поэзией Сергея Есенина, написал несколько песен на его стихи. За ними последовал ряд других, и в порыве высшего творческого вдохновения всего за две недели была написана многочастная поэма «Памяти Сергея Есенина». Премьера ее состоялась в Москве 31 мая 1956 года.
Строки Есенина своей красотой и волшебной певучестью словно просятся в музыку. Но композитор может прочесть их по-разному. Иногда Есенина ценят только как «чистого» лирика, «певца любви» под гитару. Свиридов же увидел в нем великого народного поэта, который любил Россию как сына.
Как всегда, музыка Свиридова - не просто музыкальная иллюстрация к его любимым стихам. Композитор действительно умеет «читать» стихи, он всегда очень внимателен и чуток к неповторимым особенностям того или иного автора.
Основная линия творчества композитора - создание вокальной музыки - четко обозначена, хотя инструментальные произведения не исчезают из сферы его интересов. Сначала в творчестве Свиридова преобладали камерные жанры - песня и романс, но постепенно он обратился к более крупным формам, прежде всего к ораториям. И каждое из его произведений характеризуется одухотворенностью.
Особое место в творчестве Свиридова занимает «Патетическая оратория» (1959) для солистов, хора и оркестра на стихи В. Маяковского. Многие советские композиторы писали на стихи Маяковского произведения разных жанров. Однако «Патетическая оратория» Свиридова - пожалуй, самое значительное и интересное из них.
«Патетическая оратория» - это монументальное художественное полотно, сотканное из множества интонаций. Особенно впечатляет заключительная, завершающая часть оратории, которая содержит отрывки из поэмы «Необычайное приключение, случившееся с Владимиром Маяковским летом на даче» и называется «Солнце и поэт». Яркая, ликующая и торжественная музыка сопровождается звоном колоколов, как бы передающих сияние «ста сорока солнц».
Линия революционного романтизма, зародившаяся в «Патетической оратории», была продолжена в очень динамичной музыке к фильму «Время, вперед!» (1977), которая на долгие годы стала музыкальным обрамлением информационной телепрограммы «Время», а также в оратории «Двенадцать» по поэме А. Блока.
За ораторией последовали «Весенняя кантата» на стихи Некрасова, кантата «Деревянная Русь» на стихи С. Есенина, несколько хоровых произведений без сопровождения на его стихи: «В синий вечер», «Табун», «Грустит душа о небе», кантата «Снег идет» на стихи Б. Пастернака.
Эти произведения, несомненно, зрелые, отличаются высоким профессионализмом и насыщены поэтическими образами. Что касается стиля, то в них ярче и отчетливее проявился поток городской песни.
Однако композитор не отделял себя и от сельских песен. В 1960-е годы предпочтение композитора к этой первооснове русской народной музыки стало еще более явным. Результатом стал вокальный цикл «Курские песни», который стал вершиной творчества Свиридова тех лет и входит в число шедевров советской музыки.
Основой для цикла послужили народные песни Курской области, записанные группой фольклористов и изданные в конце 1950-х годов. Результатом творческой работы композитора стало это замечательное современное произведение. Курские песни не несут на себе отпечатка определенной эпохи. Однако музыка этого произведения отражает жизнь русского народа со всеми ее особенностями.
Подобно пророческому баяну, композитор не спеша разворачивает перед нами эту жизнь, раскрывая ее различные грани. Он рассказывает нам эту историю страстно, ярко и в то же время сурово, возвышенно, с объективной сдержанностью летописца.
Семь песен имеют единую драматическую линию с кульминацией и развязкой. В результате получилась живая народная сцена с оптимистическим характером. Тонкое понимание песенного материала позволило композитору создать особую гармоническую структуру музыкального сопровождения, которая своей емкостью и выразительностью соответствует основной мелодии и помогает раскрыть смысл и содержание целого.
В поздний период творчества Свиридов как бы синтезирует гармонию бытия и тонкость чувств, создавая еще более невесомую духовность и возвышенность.
Примером тому может служить «Весенняя кантата» на тексты Некрасова (1972) с ее удивительно легкой и свежей первой частью, которая кажется капелькой весны, и одно из самых ярких сочинений Свиридова - Три хора из музыки к трагедии А.К. Толстого «Царь Федор Иоаннович» (1973). Здесь интонации старинных культовых песнопений обретают современное звучание и эмоциональную остроту. Возможно, эта музыка близка старинным гимнам раннего христианства с их торжественной печалью и глубоким ощущением несовершенства человеческого существования.
Также стоит упомянуть Концерт памяти А. А. Юрлова (1973) - своеобразный реквием в трех медленных, скорбных частях с очень изысканной и сложной хоровой фактурой, вызывающий грустные и светлые воспоминания о выдающемся музыканте. Это страстный, медленный, мучительный реквием, идущий из глубины смятенного сердца.
В поэме «Уходящая Россия» (1977), напротив, много контрастов, есть и моменты величественно-трагического характера. Но это не образы социальной борьбы. Весь «сюжет» вознесен на космическую высоту. Отсюда легендарный характер образов добра и зла, Христа и Иуды.
Образный мир пушкинской поэзии вновь привлекает композитора и вдохновляет его на написание прекрасной музыки. Музыка к телевизионному фильму «Метель» (1974), снятому по мотивам Пушкина, необычайно поэтична. Даже если не смотреть на экран, а просто слушать музыку, можно «увидеть» образы природы и жанровые сцены, а также бал, разворачивающийся на фоне вальса, в чуть «мимолетных» интонациях которого чувствуется какое-то трагическое предчувствие. В музыке к «свадебной сцене» ощущается мрачная тревога. А «Романс», сразу ставший популярным и часто исполняемый, внешне напоминает пушкинские романсы, но обилие роковых предчувствий сближает его с развернутой симфонической поэмой.
В июне 1979 года, когда отмечалось 180-летие со дня рождения Пушкина, впервые прозвучало новое сочинение Свиридова «Пушкинский венок» - концерт для хора. Он состоит из десяти номеров, образующих единое целое. Десять стихотворений, к которым отсылают хоры, не связаны между собой по содержанию - они становятся единым целым благодаря музыке, возвышенной по настроению и одновременно конкретной по образности, а иногда и по образам.
В 1980 году Свиридов написал небольшую хоровую поэму «Ладога» на стихи Александра Прокофьева, премьера которой состоялась в Большом зале консерватории, - произведение яркое, сочное, праздничное, с вечно живой народной стихией, без которой немыслим ни один подлинно народный художник.
Свиридов привносит свое понимание народа, в котором так естественно сочетаются чистота и целомудрие чувств, работоспособность и грубый, сильный юмор. Народная жизнь черпает мудрость и силу у природы и сама является ее частью.
Обращают на себя внимание произведения на стихи Блока - кантата «Ночные облака» (1979) и хоровой цикл «Песни без возраста» (1980). Свиридов раскрывается как поэт капризной натуры, со своеобразной диалектикой становления и роста нового. Страстные молитвы о совершенстве жизни, образы ясной, светлой весны, беспокойной ночи, тайной любви и многого, что растет во тьме среди неустроенности и дискомфорта быстротекущего бытия, - все это накладывается на ощущение торжественной таинственности и вечной причудливости жизни.
Так постепенно вырисовывается основной путь Свиридова - от юношеского задора через сложные проблемы к философской ясности и просветлению, но везде Свиридов возвышен, а его герой велик и прекрасен, всегда подчеркивает лучшее и высокое в человеке, все в нем патетически возвышенно!
В современной музыке музыкальный язык становится все сложнее, диссонансы звуков все отчетливее. Поэтому кажущаяся простота Свиридовского в сочетании с новыми интонациями, несущими ясность мысли и прозрачность звучания, представляется особенно ценной. Поиски композитора именно в этом направлении вызвали у художника глубокое чувство благодарности за внимание к лучшему в нашем национальном искусстве, в русской народной песенной стихии.