Период с 1725 по 1762 год в истории России характеризуется значительными изменениями в национальной и религиозной политике. Это время было отмечено продолжением реформ, начатых Петром I, а также новыми тенденциями, связанными с укреплением централизованной власти и интеграцией различных народов в состав Российской империи.
«Национальная и религиозная политика в 1725–1762 годах»
Введение
Период с 1725 по 1762 год в истории России характеризуется значительными изменениями в национальной и религиозной политике. Это время было отмечено продолжением реформ, начатых Петром I, а также новыми тенденциями, связанными с укреплением централизованной власти и интеграцией различных народов в состав Российской империи.
Цель данного реферата — проанализировать основные направления национальной и религиозной политики в России в период с 1725 по 1762 год, выявить их особенности и влияние на развитие многонационального государства.
1. Национальная политика
В период с 1725 по 1762 год национальная политика России была направлена на укрепление централизованной власти и интеграцию различных народов в состав империи. Основные направления национальной политики включали:
- Расширение территории: в этот период Россия продолжала расширять свои границы, присоединяя новые территории и народы. Это требовало разработки новых подходов к управлению многонациональным государством.
- Укрепление центральной власти: реформы, начатые Петром I, продолжали развиваться, что способствовало укреплению центральной власти и снижению влияния региональных элит.
- Интеграция народов: правительство стремилось интегрировать различные народы в состав империи, сохраняя при этом их культурные и религиозные особенности. Это было необходимо для обеспечения единства и стабильности в государстве.
Одной из особенностей национальной политики этого периода было отношение к казачеству. Казачьи войска, которые ранее имели значительную автономию, постепенно теряли свои привилегии и становились частью регулярной армии. Это было связано с необходимостью укрепления центральной власти и контроля над казачьими территориями.
Также стоит отметить, что в этот период продолжалось освоение Сибири и Дальнего Востока, что требовало разработки специальных подходов к управлению этими территориями и взаимодействию с местными народами.
Левобережная Украина
После предательства гетмана Мазепы в 1708 г. Пётр I значительно ограничил автономию Левобережной Украины. Она вошла в состав новообразованной Киевской губернии, хотя и сохраняла некоторую степень автономии. Власть гетмана была ограничена: избрание того или иного кандидата происходило неизменно с согласия российского правительства. Чтобы контролировать деятельность гетмана, при нём состоял российский представитель — воевода. С 1722 г. гетман вообще не избирался, а вместо него управлением Левобережной Украины занималась специально созданная Малороссийская коллегия. В 1727 г. новый гетман наконец был выбран, однако уже в следующем году вышел указ, согласно которому всех гетманов должен утверждать российский монарх.
В последующие годы продолжалось наступление на автономию Украины, а должность гетмана становилась скорее формальной. В 1750 г. новым гетманом был избран К. Г. Разумовский, брат фаворита Елизаветы Петровны. Однако он предпочитал жить в Санкт-Петербурге и был скорее российским вельможей, нежели правителем Левобережной Украины. Тем не менее, несмотря на сокращение автономии, на украинские земли не распространялась российская правовая система. Здесь продолжали действовать нормы Литовского статута.
XVIII в. на Левобережной Украине существовал большой земельный фонд, который состоял из владений бежавших польских магнатов и неосвоенных земель. Крепостного права на Украине как такового не существовало. Каждый крестьянин, поселившийся на пустующей земле, становился её хозяином. Кроме того, крестьяне могли свободно переходить от одного помещика к другому или уйти в казаки. Однако крестьянство постепенно слабело: украинские земли жаловались российским дворянам за службу, росло количество малоземельных крестьян, вынужденных становиться батраками у помещиков. Всё это подготавливало почву для закрепощения украинских крестьян.
2. Религиозная политика
Религиозная политика в период с 1725 по 1762 год была направлена на укрепление позиций Русской православной церкви и обеспечение религиозной терпимости в многонациональном государстве. Основные направления религиозной политики включали:
- Поддержка Русской православной церкви: правительство продолжало поддерживать Русскую православную церковь как главную религиозную институцию в стране. Это выражалось в предоставлении церкви земельных владений, финансовых средств и других привилегий.
- Религиозная терпимость: несмотря на поддержку Русской православной церкви, правительство также стремилось обеспечить религиозную терпимость в отношении других конфессий. Это было необходимо для сохранения единства в многонациональном государстве и предотвращения конфликтов на религиозной почве.
- Контроль над религиозными организациями: правительство усилило контроль над религиозными организациями, включая Русскую православную церковь. Это было направлено на предотвращение распространения ересей и обеспечение соответствия религиозной практики государственным интересам.
Однако религиозная политика этого периода также имела свои особенности. Например, в отношении старообрядцев правительство продолжало проводить репрессивные меры, направленные на их подавление. Это было связано с тем, что старообрядцы рассматривались как угроза единству Русской православной церкви и государственной власти.
Также стоит отметить, что в этот период правительство начало проявлять интерес к другим конфессиям, таким как ислам и буддизм, в контексте управления присоединёнными территориями и взаимодействия с местными народами.
Наследники Петра I во многом продолжили его религиозную политику. В первую очередь это относилось к вопросу подчинения религиозных организаций государству. Давление на церковь несколько ослабло при Елизавете Петровне, которая отличалась набожностью, но она так и не решилась восстановить патриаршество в России.
Правительственная политика принуждения в отношении старообрядцев также не изменилась. Они должны были в двойном объёме платить налоги, уклонение от которых каралось ссылкой на каторгу. Многие старообрядческие течения находились вне закона за то, что отказывались присягать императорам. Разные российские правители по-разному относились к староверам: при одних они могли находиться на полулегальном положении, уплачивая положенные подати, при других вновь начинались притеснения, возобновлялись требования носить нелепую одежду, а за обращение в раскол полагалась смертная казнь. Это побуждало противников официальной церкви бежать из обжитых земель от преследований властей. Основными направлениями ухода из-под государственного контроля были Сибирь и Речь Посполитая, где сформировались крупные старообрядческие общины.
Зато к католикам и протестантам официальные власти относились более чем терпимо. В 1735 г. специальным указом императрицы для них была подтверждена свобода отправления обрядов. Вместе с тем строго запрещалась миссионерская деятельность и попытки обратить в свою веру православных. Представители западных церквей могли свободно занимать государственные и военные должности и не терпели ущемлений в России. Такая терпимость была связана с тем, что вплоть до начала XX в. многие служащие чины России по происхождению были выходцами именно из протестантских и католических стран Европы.
Представителям других конфессий приходилось регулярно сталкиваться с ограничениями. Буддистам (калмыкам и бурятам), ввиду их немногочисленности в Российской империи и удалённости от политических центров, не чинили особых препон, а только пытались поставить их религиозную структуру под государственный контроль. Мусульманам и иудеям приходилось намного тяжелее. Например, иудеям вообще было запрещено проживать в России, и в соответствии со специальными правительственными указами все евреи, не пожелавшие принять крещение, должны были быть высланы из страны.
В исламе российское правительство видело для себя угрозу. Это было связано в первую очередь с тем, что турецкий султан, с которым Россия периодически воевала, считался главой всех мусульман и мог использовать своё влияние на проживающих в России единоверцев. Кроме того, со времён вхождения в состав Московского царства народы Поволжья пользовались большими привилегиями и ислам служил своеобразным маркером, подтверждающим их. Татары, башкиры и другие народы всячески сопротивлялись христианизации, вслед за которой неизбежно пришла бы русификация, отмена привилегий и введение крепостного права.
Нередко попытки правительства и местных властей ускорить распространение христианства среди мусульман приводили к восстаниям. Например, это была одна из причин башкирских восстаний. Особенное раздражение у мусульман вызывала деятельность епископа Луки Конашевича (?–1758), который в 1738–1755 гг. занимал казанскую кафедру. Он развернул активную миссионерскую деятельность, а его насильственные методы (среди которых были разрушение мечетей и выселение мусульман за городскую черту Казани) уже современниками зачастую признавались сомнительными и нередко переходили в откровенный произвол. Указом Елизаветы Петровны также предписывалось разрушать мечети в сёлах, где проживали новообращённые в православие татары. Башкирское восстание 1755–1756 гг. заставило власти пойти на некоторые послабления для мусульман Поволжья: темпы христианизации были снижены, а мусульманам разрешили строить мечети в сёлах. Неэффективность политики насильственной христианизации доказали многочисленные примеры возвращения новообращённых в родную веру.
На протяжении XVIII в. башкирские племена не раз восставали против центральной власти. Большинство конфликтов были результатом столкновения кочевой и оседлой цивилизаций. Российское правительство стремилось к унификации всего пространства империи, введению единых законов, органов управления, налоговой системы и даже культурных норм. В то же время башкиры привыкли жить вольно: им были непонятны централизаторские устремления властей, они выступали против постоянного увеличения налогов и самое главное — против занятия их исконных земель русскими колонистами.
В 1735–1740 гг. вспыхнуло восстание башкирских племён. Им стало известно о строительстве Оренбурга (нынешний Орск), и они опасались лишиться своих земель. На курултае было решено всеми силами противиться строительству нового города. Начались нападения башкир на обозы, идущие в Оренбург, и на отряды солдат, посылаемые для охраны дорог. Подавление восстания было поручено генерал-лейтенанту А. И. Румянцеву, под руководство которого поступили три регулярных полка, 500 казаков и отряд калмыков в несколько тысяч человек. Российские войска нанесли ряд поражений повстанцам и устроили карательный поход по башкирским землям, в результате чего множество сёл было сожжено. Для контроля над восставшими территориями было основано несколько крепостей, в частности Челябинская крепость (1736).
Жестокость, с которой российские войска подавляли восстание, вызвала новую волну вооружённого сопротивления, на что правительственные войска ответили новыми репрессиями. В конце концов мятеж был разгромлен. Была устроена перепись населения, вотчинные земли башкир стали раздавать российским дворянам, началось переселение в Башкирию казаков и ссыльных.
Усиливающееся давление центральной власти на башкир вызвало новое башкирское восстание в 1755–1756 гг. Мулла (исламский священнослужитель) Габдулла́ Гали́ев (Батырша́) (1710–1762) призвал мусульман к священной войне против христиан. Но это не прибавило единства восставшим. Российское правительство, в свою очередь, отнеслось очень серьёзно к начавшемуся выступлению. Его подавление было поручено Оренбургскому губернатору Ивану Ивановичу Неплюеву, под руководство которого поступили значительные силы: 11 полков, несколько тысяч донских казаков, большие отряды калмыков и казанских татар.
Восставшие, осознав, что пощады ждать не стоит, со всем своим имуществом устремились в казахские степи, надеясь найти приют у местных правителей. До 50 тыс. семей покинули родные края. Между тем казахские ханы не захотели ссориться с Россией и предпочли выдать беженцев. Немногие из бежавших смогли вернуться домой, где они пытались продолжить борьбу, но в скором времени восстание было подавлено правительственными войсками.
Политика российских императоров в отношении подданных была очень разной и во многом определялась социокультурными особенностями, а также отношением самих подданных к власти. Правительству приходилось учитывать разнообразие областей и народов, одновременно проводя политику унификации, чтобы облегчить управление государством.
3. Влияние национальной и религиозной политики на развитие многонационального государства
Национальная и религиозная политика в период с 1725 по 1762 год оказала значительное влияние на развитие многонационального российского государства. Основные результаты этой политики включали:
- Укрепление централизованной власти и снижение влияния региональных элит.
- Интеграция различных народов в состав империи при сохранении их культурных и религиозных особенностей.
- Обеспечение религиозной терпимости и предотвращение конфликтов на религиозной почве.
Однако национальная и религиозная политика также имела свои недостатки. Например, репрессивные меры в отношении старообрядцев и других религиозных групп могли привести к недовольству и сопротивлению со стороны части населения.
Кроме того, интеграция различных народов в состав империи требовала разработки новых подходов к управлению многонациональным государством, что было сложной задачей в условиях отсутствия опыта и необходимых институтов.
Заключение
Таким образом, национальная и религиозная политика в период с 1725 по 1762 год была направлена на укрепление централизованной власти, интеграцию различных народов и обеспечение религиозной терпимости. Эта политика имела свои особенности и результаты, которые оказали значительное влияние на развитие многонационального российского государства.