Найти в Дзене
Инженерные заметки

Как снегоходы Лаухиных вдохновили советских граждан на строительство каракатов, а Тула стала первой вездеходной столицей СССР

Оглавление

Одной из причин создания этого канала стал мой интерес к истории русского народного вездеходостроения. В своих статьях [1, 2, 3, 4] я уже рассказывал о некоторых примечательных машинах и их создателях, и, конечно, упоминал тульского самодельщика В.Ф. Лаухина [1]. Его вклад в "каракатостроение" настолько важен, что отдельная статья напрашивалась сама собой.

1. Краткая предыстория и снегоход Саничева

Прежде чем начать разговор о вездеходах Лаухина я бы хотел рассказать о положении дел, которое сложилось в отечественном снегоходостроении ко второй половине 70-х годов. Несмотря на то, что ещё с 1973 года серийно производились привычные нам "Бураны", лыжно-гусеничные снегоходы были мало распространены. Специализированных машин для зимы не хватало, поэтому конструкторы-самодельщики активно занимались разработкой собственных снегоходов. В изобретательской среде всё ещё доминировала идея аэросаней, что явно следует из заметки "Парад снегоходов", напечатанной в апрельском номере "Техники – молодёжи" за 1976 год [5].

«Парад снегоходов» – «Техника – молодёжи», 1976-4
«Парад снегоходов» – «Техника – молодёжи», 1976-4

Пять из шести представленных в заметке конструкций – аэросани. Однако последний снегоход в этой подборке представляет для нас особый интерес. Процитирую его описание полностью:

Оригинален колесный снегоход, который построил В. Саничев из села Негино Брянской области (см. рис. 6). Саничев пишет: "Аэросани и снегоход с гусеницей – это очень хорошо, но довольно сложно и не каждому по силам. Мой же снегоход проще простого. Самая важная его деталь – мягкое и легкое колесо. Колеса устроены так: к ободьям старых колес мотоцикла "Восход" я прикрепил 8 дюралевых пластинок с резиновыми прокладками для увеличения ширины обода. На эту поверхность надел камеру от прицепной тележки трактора. Сверху на камеру для прочности приладил среднюю часть от покрышки машины ГАЗ-151. Камера закреплена на ободе восемью прорезиненными бинтами. Колеса жестко сидят на валу, к которому приварена ведомая звездочка от мотоцикла. На переднее колесо надевается лыжа".

Через несколько лет подобные вездеходы начнут строить повсеместно, но на тот момент конструкция Саничева выглядела очень оригинально. Не исключено, что трициклы с камерами вместо задних колёс строили и до него, однако в прессе они не засветились. Да и о вездеходе Саничева я ничего больше не нашёл. Однако даже эта небольшая заметка могла для кого-то послужить источником вдохновения, поэтому В. Саничев вполне достоин места в ряду отцов русского караката. А в том, что заметка не осталась без внимания, мы можем быть уверены, ведь через год с небольшим на неё ответил Вячеслав Лаухин.

2. Лаухины и тульское гнездо снегоходостроения

Отец и сын Лаухины жили в селе Хрущёве под Тулой и строили снегоходы как минимум с 70-х годов, вот только с их именами возникла путаница. В одних источниках их зовут Владимиром и Вячеславом, а в других – Фёдором и Вячеславом. Ситуация осложняется тем, что чаще всего в публикациях фигурирует некто В. Лаухин, и об имени изобретателя остаётся только догадываться. Тем не менее, у меня сложилось впечатление, что обычно под В. Лаухиным понимается Вячеслав Фёдорович – механик одного из тульских транспортных предприятий, так что дальнейший свой рассказ я буду вести именно о нём. При этом прошу держать в уме, что над вездеходами он работал не один, а вместе то ли с отцом, то ли с сыном, да ещё и увлёк своими идеями земляков, из-за чего под Тулой образовался целый клуб снегоходостроителей. Правда, не исключено, что это самодеятельное конструкторское бюро основал кто-то другой, а Лаухин лишь проявил наибольшую публичную активность.

Как бы то ни было, именно Вячеслав Лаухин написал письмо, которое было опубликовано в августовском номере "Техники – молодёжи" за 1977 год [6]:

Снегоход В. Лаухина – «Техника – молодёжи», 1977-8
Снегоход В. Лаухина – «Техника – молодёжи», 1977-8
Прочитав в "ТМ" №4 за 1976 год о колёсном снегоходе В. Саничева, я решил написать о своей конструкции, основанной на том же принципе. Устройство моей машины видно на снимке. Снегоход прост, развивает с лыжником на буксире скорость до 50 км/ч при двигателе "Тула – Турист" мощностью 10 л. с. На нем можно преодолевать крутые подъемы, он не боится глубокого снега и тонкого льда – в случае, если лед проломится, колеса держат на плаву всю конструкцию с двумя пассажирами.
По-моему, Саничев прав, что колесные снегоходы превосходят все другие типы таких машин по простоте, проходимости и экономичности.
Интересно, устраиваются ли какие-нибудь соревнования или пробеги на снегоходах? Если нет, то надо было бы организовать. Это очень помогло бы развитию интересного вида зимнего спорта и технического творчества.

В следующий раз Лаухин появился в прессе на страницах сентябрьского номера журнала "Моделист-конструктор" за 1979 год [7], но уже с другой машиной.

Колёсный вездеход В. Лаухина – «Моделист-конструктор» 1979-9
Колёсный вездеход В. Лаухина – «Моделист-конструктор» 1979-9
Этот необычный колесный вездеход с двигателем от автомобиля "Москвич-407" и со всеми ведущими колесами рассчитан на 5 пассажиров. Построил его В. Лаухин из села Хрущево Тульской области. Длина вездехода 4800, ширина 2300, высота 2100, база 3200 мм. Вес 700 кг.
Автор сообщает, что шин из камер от автомобиля БелАЗ обеспечивают вездеходу надёжную проходимость.

В февральском номере "Техники – молодёжи" за 1981 год [8] речь уже идёт о целом "конструкторском бюро" народного снегоходостроения под Тулой. И снова основное внимание достаётся В. Лаухину, который построил очередную модель колёсно-лыжного снегохода.

Шесть самодельных легких колесных снегоходов (два из них представлены на снимках) есть у жителей поселка Хрущева Тульской области. Так, машина В. Лаухина снабжена двумя независимыми друг от друга двигателями от мотороллера "Тула-Турист" мощностью по 10 л. с. Каждый двигатель крутит свое колесо, спереди вездеход опирается на управляемую лыжу. Машина не отстает от серийного "Бурана", а по улежавшемуся снегу развивает скорость до 80 км/ч. Не страшны ей и крутые подъемы.

В том же 1981 году тульские снегоходы были впервые показаны по центральному телевидению в передаче "Это вы можете". Отдельный сюжет о них я не нашёл, однако мне попался анонс в самом конце одного из выпусков, в котором были показаны необычные машины, построенные тульскими самодельщиками [9]. Был среди них и снегоход Лаухина.

При этом о других тульских снегоходостроителях известно не так много. В апрельском номере журнала "Моделист-конструктор" за 1979 год [10] на внутренней стороне задней обложки был показан вездеход Ю. Тимохина со следующей подписью:

Не правда ли, интересный вездеход? Построил его Ю. Тимохин из г. Тулы. Двигатель Т-200. Колеса снабжены зацепами от транспортера. "Уже четвертый год эксплуатирую вездеход, – сообщает автор, – и никаких поломок!" Тимохин сетует лишь на недостаточную, по его мнению, скорость самоделки – 50 км/ч.
Снегоход Ю. Тимохина (г. Тула) – «Моделист-конструктор», 1979-4
Снегоход Ю. Тимохина (г. Тула) – «Моделист-конструктор», 1979-4

На обложке ноябрьского номера "Моделиста-конструктора" за 1983 год [11] было опубликовано изображение вездехода туляков И. Лявина и А. Скурко:

Вездеход-трицикл И. Лявина и А. Скурко (г. Тула) – «Моделист-конструктор», 1983-11
Вездеход-трицикл И. Лявина и А. Скурко (г. Тула) – «Моделист-конструктор», 1983-11

Наконец, в 2020 году тульское издание "Молодой коммунар" выпустило материал о Викторе Калинине, который строил снегоходы с 80-х годов и лично знал Вячеслава Лаухина [12].

Виктор Калинин и его вездеход – фото с сайта mktula.ru [12]
Виктор Калинин и его вездеход – фото с сайта mktula.ru [12]

3. На колёсах по Заполярью

Вышеописанные публикации вызвали в советском обществе большой интерес, и в редакции популярных научно-технических журналов массово стали поступать письма читателей с просьбами подробнее рассказать о тульских снегоходах. В ответ на них журнал "Моделист-конструктор" в майском номере за 1984 год рассказал об очередной конструкции Вячеслава Лаухина, созданной специально для походов по Заполярью [13].

Автором статьи был главный метролог НПО Тулачермет Ю. П. Черноротов. Он уже давно увлекался лыжными походами по Северу и, узнав о построенных земляками вездеходах, захотел приспособить подобные машины для своих путешествий. Черноротов познакомился с Лаухиным, который не только согласился построить вездеход, но и присоединился к походу по Полярному Уралу в апреле 1982 года.

Главной особенностью новой конструкции стала её разборность. Это было необходимо для перевозки снегохода в поезде. Его контуры в сложенном виде напоминали арфу, из-за чего новый снегоход так и назвали – "Арфой". Аппарат получился более компактным и лёгким. Он развивал скорость до 80 км/ч и расходовал менее 11 л бензина на 100 км. Грузоподъёмность "Арфы" с прицепом-нартами достигала 250 кг, а преодолеваемый уклон – 25 °.

Конструкция вездехода В.Ф. Лаухина (г. Тула) – «Моделист конструктор» 1984-5
Конструкция вездехода В.Ф. Лаухина (г. Тула) – «Моделист конструктор» 1984-5

Поход 1982 года был комбинированным лыжно-снегоходным. В нём "Арфа" показала свою надёжность, поэтому поход в апреле 1983 года решили совершить только на снегоходах. Его участниками стали автор статьи Юрий Черноротов, Вячеслав Лаухин и Александр Климов. В подготовке к походу помогали также упомянутый Юрий Тимохин и Владимир Дорошин.

Всего за 15 дней было пройдено 1075 км. Вездеходы успешно справились со всеми испытаниями маршрута, однако в их конструкции всё-таки выявились некоторые недостатки, несущественные для нашего повествования. Главное, что вопреки прогнозам скептиков камеры низкого давления отлично справились и со льдами, и с морозами.

Весной следующего 1984 года собственную экспедицию по Заполярью на снегоходах Лаухина решил совершить журнал "Техника – молодёжи", статья о которой была опубликована в декабрьском номере [14]. Участвовал в ней и сам изобретатель, а руководителем был кандидат технических наук и мастер спорта СССР по зимнему туризму Вадим Яковлевич Шапиро.

Снегоходы конструкции В.Ф. Лаухина в походе по Заполярью – «Техника – молодежи», 1984-12
Снегоходы конструкции В.Ф. Лаухина в походе по Заполярью – «Техника – молодежи», 1984-12

На этот раз машины прошли 850 км и вновь показали свою надёжность и прекрасные эксплуатационные качества. Из статьи явно следовало, что самодельные снегоходы практически по всем показателям превосходили заводские лыжно-гусеничные модели:

Сравнение технических характеристик снегоходов – «Техника – молодежи», 1984-12
Сравнение технических характеристик снегоходов – «Техника – молодежи», 1984-12

Неудивительно, что после экспедиции Вадим Шапиро загорелся идеей наладить для Крайнего Севера промышленное производство "пневмоходов" – вездеходов на шинах сверхнизкого давления – и сделал для этого всё возможное.

4. "Пневмоходы" идут в массы

После экспедиции "Техники – молодёжи" 1984 года в редакцию журнала приехал технолог Марс Хазиев с нефтекамского завода Башсельмаш, намереваясь раздобыть чертежи для запуска серийного производства лаухинских машин. Однако на тот момент их попросту не было, поэтому для выпуска конструкторской документации решили собрать бригаду энтузиастов во главе с Олегом Ильиным – ведущим инженером всесоюзного института лёгких сплавов и мастером спорта СССР по зимнему туризму. Через три месяца чертежи ушли на "Башсельмаш", а завод приступил к изготовлению опытной партии из шести машин. Работами руководил начальник цеха Григорий Елисеевич Шапоренко, по инициалам которого снегоход прозвали "Гешей". Испытать машины решили снова в условиях Заполярья. На этот раз маршрут длиной 2200 км проложили от Воркуты через Надым и Ямбург до Нового Уренгоя. Организатором и руководителем похода вновь стал Вадим Шапиро, который написал о нём статью, вышедшую в сентябрьском номере "Техники – молодёжи" за 1986 год [15].

Интересно, что на этот раз путешественники встретили на маршруте десятки любительских колёсных снегоходов, а в Надыме обнаружился целый клуб "Вездеход", объединивший 15 конструкторов-самодельщиков. Автору статьи особенно понравились машины Николая Сыча и Виктора Сильченко.

Образец снегохода из города Надыма – «Техника – молодежи», 1986-09
Образец снегохода из города Надыма – «Техника – молодежи», 1986-09

После испытательного пробега 1986 года конструкция "Геши" была доработана. На заводе усилили раму, изготовили диски колёс из металлических спиц и разработали новую конструкцию охватных ремней. В 1987 году модернизированные снегоходы отправились в очередной испытательный пробег длиной 2500 км по маршруту Салехард – Диксон [16].

На этот раз пробег решили совместить со смотром-конкурсом самодельных вездеходов, который прошёл в Надыме. Этот город выбрали не случайно: число местных самодельщиков-снегоходостроителей, объединённых в клуб "Вездеход", достигло уже 75. Участие в смотре-конкурсе приняли три с лишним десятка машин из Надыма, Череповца, Тулы, Рыбинска и Москвы. Большая часть снегоходов представляла собой вариации на тему схемы Лаухина c разнообразными усовершенствованиями.

Снегоходы «лаухинской» схемы на смотре в Надыме – «Техника – молодежи», 1987-09
Снегоходы «лаухинской» схемы на смотре в Надыме – «Техника – молодежи», 1987-09

Однако были и оригинальные машины, например, вездеход Громова, о котором я писал в отдельной статье [2]. За изящность конструкции её автор даже удостоился специального приза.

Организацией испытательного пробега и смотра-конкурса вновь занимался уже известный нам Вадим Шапиро. Всего в период с 1987 по 1991 годы им и его соратниками было проведено пять Всесоюзных смотров-конкурсов самодельных вездеходов на шинах низкого давления [16-20]. На втором таком конкурсе, который проходил в 1988 году в Архангельске, "Башсельмаш", наконец, представил серийного "Гешу" - снегоход на базе мотоцикла Восход-3М, который выпускался в колёсном и лыжно-колёсном вариантах [17].

Однако к 1988 году на фоне непрерывно развивающихся конструкций энтузиастов-любителей, снегоход "Башсельмаш" уже казался морально устаревшим. Более того, как оказалось, Министерство торговли СССР не проявило интереса к подобной технике, поэтому перспективы вездеходов из Нефтекамска не вызывали энтузиазма. Вероятно, это и подтолкнуло Вадима Шапиро взяться за организацию серийного производства снегоходов своими силами и основать Научно-Производственный Кооператив "Арктиктранс", который в 1990 году выпустил вездеход "Арктика" [21].

Вездеход "Арктика" производста фирмы "Арктиктранс" (фото с сайта arctictrans.ru)
Вездеход "Арктика" производста фирмы "Арктиктранс" (фото с сайта arctictrans.ru)

Последующими моделями стали "Лопасня" и "Мамонтенок". В 1996 году Арктиктранс совместно с Ярославским шинным заводом освоил производство специальных шин низкого давления для вездеходной техники, и в настоящее время занимается только ими, отказавшись от производства собственных вездеходов.

Более известна сейчас фирма "ТРЕКОЛ". В контексте сегодняшнего повествования она интересна тем, что её основатели также начинали с постройки трёхколёсного вездехода лаухинского типа в 1988 году [22].

Вездеход основателей фирмы "ТРЭКОЛ" (фото с сайта trecol.ru)
Вездеход основателей фирмы "ТРЭКОЛ" (фото с сайта trecol.ru)

5. Подведём итог

Из всего вышеизложенного следует, что Вячеслав Лаухин является основоположником российского каракатастроения. Действительно, в 1976 году случайно попавший на "парад снегоходов" трицикл с камерами вместо колёс казался курьёзом, не достойным большого внимания, а через 10 лет по советскому Северу разъежали сотни (если не тысячи) подобных машин. Чем можно объяснить такой бурный рост интереса, если не публикациями в журналах и сюжетами по телевидению? А ведь главным героем этих публикаций и сюжетов был именно Лаухин. Более того, именно его схема стала типовой для первых советских каракатов, что также говорит о том, что их создатели вдохновлялись лаухинскими машинами. Наконец, мы точно знаем, что именно Вячеслав Лаухин заинтересовал своими вездеходами "Башсельмаш", который стал первым заводом, попытавшимся наладить выпуск подобных машин, и Вадима Шапиро, который стал устраивать всесоюзные смотры-конкурсы, а затем создал "Арктиктранс" – первую специализированную фирму по производству вездеходов на шинах сверхнизкого давления.

Конечно, скептики могут сказать, что похожие машины строили и до Лаухина. Тот же Саничев рассказал о своём вездеходе на год раньше, а ведь наверняка и он был не единственным, кто догадался приладить к мотоциклу колёса из камер от какого-нибудь грузовика. Впрочем, по некоторым данным тульские умельцы строили снегоходы с 1962 года [14], вот только документальных подтверждений этой информации нет. Однако мне кажется бессмысленным спор о том, кто был первым, если за ним никто не пошёл следом. Важно, что Лаухин сумел заинтересовать своими снегоходами сперва односельчан, а затем и всю страну – и в этом его главная заслуга.

6. Ссылки

  1. Журнал "Техника - молодежи", 1976-04, заметка "Парад снегоходов"
  2. Журнал "Техника - молодежи", 1977-08, рубрика "Вскрывая конверты"
  3. Журнал "Техника - молодежи", 1981-02, статья "Обращение к промышленности: дайте жизнь снегоходам!"
  4. Журнал «Моделист-конструктор», 1979-04, заметка в "Фотопанораме"
  5. Журнал "Техника - молодежи", 1984-12, статья «А колесо лучше!»
  6. Журнал "Техника - молодежи", 1986-09, статья «В пробеге заводская самоделка»
  7. Журнал "Техника - молодежи", 1987-09, статья «Испытано. Что дальше?»
  8. Журнал "Техника - молодежи", 1988-06, статья «Лучшая машина для севера»
  9. Журнал "Техника - молодежи", 1989-05, заметка в хронике «ТМ»
  10. Журнал "Техника - молодежи", 1990-08, статья «Дайте ходу пневмоходу!»