Экономисты сходятся во мнении, что универсальные тарифы Дональда Трампа дорого обойдутся всем, включая американцев, не исключая самого Трампа
Завтра, 3 апреля, в 4 часа дня по Восточному стандартному времени (24.00 по МСК) президент Трамп объявит в Розовом саду Белого дома о немедленном вводе в действие универсальных или так называемых «ответных» тарифов на импорт из всех стран, которые, в свою очередь, вводили тарифы на американские товары или еще каким-то образом «ущемляли» (по версии Трампа) права США в торговле. Подробности пока неизвестны, но, со слов самого Трампа, известно, что ответные тарифы будут введены против всех «обидчиков» в размере 20%. Президент Трамп, кстати, назвал этот день в свойственном себе высокопарном стиле «Днем освобождения» и «Днем возрождения нации».
Статья по теме: Насколько сильна экономика США
Ответные тарифы несмотря на все заверения их автора и инициатора больно ударят не только по обидчикам, но и по самой Америке и американцам, уверено интернет-издание Yahoo Finance. Экономисты и аналитики Yale Budget Lab провели расчеты и пришли к выводу, что ответные тарифы раскочегарят инфляцию в США более чем на 2% и снизят покупательную способность американских домохозяйств на 3400-4200 долларов. Правда, расчеты проводились для сценария полного бездействия американского центробанка Федрезерва. Джером Пауэлл не собирается ничего предпринимать, пока картина с тарифами и, что самое главное, их последствиями хотя бы немного не прояснится. 20-процентные тарифы с учетом всех уже имеющихся тарифов поднимут средний уровень тарифов в США до рекордного за полтора столетия (с 1872 года) уровня 32,8%.
Но 150 и даже 100 лет назад включенность США в мировую экономику была куда ниже нынешней, не говоря о том, что то вообще была экономика до эры глобализации (если не трактовать последнее понятие излишне широко, прилагая его, изобретенное в 80-е годы 20-го века, чуть ли не к Древнему Риму).
О том, что жизнь в Америке с 3 апреля станет заметно дороже, говорят все экономисты и эксперты, включая и тех, кто поддерживает Дональда Трампа. Трамп и его команда на все предупреждения отвечают, что в конечном итоге ввод тарифов пойдет на пользу Америке и вновь сделает ее великой, как он неустанно повторяет. Так, старший советник Белого дома по торговле и экономике Питер Наварро утверждает, что трамповские тарифы 2.0 будут приносить казне ок. 700 млрд долларов ежегодно. Он также утверждает, что годовой экономический эффект от введенных на прошлой неделе 25-процентных тарифов на импорт автомобилей составит еще 100 млрд долларов. К приведенным выше цифрам Наварро предлагает добавить еще порядка 600 млрд долларов в год от других пошлин. Т.е. если верить Питеру Наварро, то тарифно-торговая политика Дональда Трампа принесет американской казне ок. полутора триллионов долларов в год.
Статья по теме: Цены на нефть - осталось только понять: вверх или вниз?
В то же время, как указывают противники Трампа, развязанная им торговая война США против всей планеты может стоить глобальной экономике те же 1,4 трлн долларов в год. Эти расчеты были сделаны на основе аналогичных расчетов 2018 года, когда Трамп во время своего первого президентского срока объявил торговую войну Китаю. С учетом того, что сейчас он планирует воевать против почти всей планеты, то и ущерб глобальной экономике будет, очевидно, намного существеннее, чем 7 лет назад. Не удивительно, что профессор экономики Астонского университета Цзюнь Ду сравнивает последствия ответных тарифов с торговыми войнами 1930 года, которые усилили Великую депрессию.
Расплачиваться за торговую политику 45/47 президента США придется простым американцам, для которых цены вырастут практически на все в среднем на 2,7%, а реальный ВВП на душу населения снизится на 0,9%. К примеру, американский экономист Арт Лаффер подсчитал, что автотарифы приведут к росту цены среднего автомобиля на 4,7 тыс. долларов.
Статья по теме: Тарифы Трампа: Пекин нашел выход
Так все будет, как прогнозируют встревоженные экономисты нынешней формации, или так, как полагали былые приверженцы защиты рынков, на чью мудрость, очевидно, рассчитывает Дональд Трамп, сказать невозможно. В этом-то и состоит значение момента: сейчас мы переживаем самую, возможно, большую неопределенность в экономической истории.