Найти в Дзене
О как

Бенджамин Бриттен: музыкальный гений XX века.

О Бриттене говорят и пишут как об английском композиторе, первом после Перселла, получившем мировое признание. Спустя столетия после смерти Перселла, «британского Орфея», как называли Перселла, ни один композитор с туманного Альбиона не блистал на мировой сцене так ярко, что мир с интересом и волнением обращался к нему, с нетерпением ожидая его следующего произведения. Таким человеком стал только Бриттен, добившийся мировой славы в наши дни. Можно сказать, что Англия ждала его. Бенджамин Бриттен родился 22 ноября 1913 года в семье дантиста в Лоустофте (графство Саффолк). Именно здесь он сделал первые шаги в музыкальном образовании. Он завершил его в начале 1930-х годов в Королевском музыкальном колледже под руководством Айрленда Бенджамина. Преподавателем композиции был Фрэнк Бридж, известный композитор и дирижер. Бриттен начал сочинять в восьмилетнем возрасте. В 12 лет он написал Простую симфонию для струнного оркестра. Уже ранние произведения Бриттена - Простая симфония и Симфониетта

О Бриттене говорят и пишут как об английском композиторе, первом после Перселла, получившем мировое признание. Спустя столетия после смерти Перселла, «британского Орфея», как называли Перселла, ни один композитор с туманного Альбиона не блистал на мировой сцене так ярко, что мир с интересом и волнением обращался к нему, с нетерпением ожидая его следующего произведения. Таким человеком стал только Бриттен, добившийся мировой славы в наши дни. Можно сказать, что Англия ждала его.

Бенджамин Бриттен родился 22 ноября 1913 года в семье дантиста в Лоустофте (графство Саффолк). Именно здесь он сделал первые шаги в музыкальном образовании. Он завершил его в начале 1930-х годов в Королевском музыкальном колледже под руководством Айрленда Бенджамина. Преподавателем композиции был Фрэнк Бридж, известный композитор и дирижер.

Бриттен начал сочинять в восьмилетнем возрасте. В 12 лет он написал Простую симфонию для струнного оркестра. Уже ранние произведения Бриттена - Простая симфония и Симфониетта для камерного оркестра - привлекали внимание сочетанием юношеской свежести и легкомыслия. Симфониетта для камерного оркестра привлекала внимание сочетанием юношеской свежести и профессиональной зрелости. Начало творческой биографии Бриттена напоминает молодость Шостаковича: блестящий интерпретатор, поразительное знание музыкальной литературы всех жанров, спонтанность и постоянная готовность к сочинению музыки, свободное владение секретами композиторского ремесла.

Его Симфониетта была исполнена в 1933 году и сразу же привлекла внимание публики. Затем последовал ряд камерных произведений. Интерес к Бриттену, а затем и слава приходит из-за рубежа. В Италии (1934), Испании (1936), Швейцарии (1937) на фестивалях в Италии (1934), Испании (1936), Швейцарии (1937) на фестивалях современной музыки.

Эти первые произведения Бриттена отличались камерным звучанием, ясностью и лаконичная форма, что сближало английского композитора с представителями неоклассического направления. В 1930-е годы Бриттен написал много музыки для театра и кино. Кроме того, он уделял особое внимание жанру камерной музыки, в котором постепенно вызревал стиль его последующих опер. Стиль его будущих опер постепенно становился все более зрелым. Темы, использование цвета и выбор текстов являются исключительными Наши предки - охотники» (1936), сатира, высмеивающая аристократию; цикл «Иллюминации» на стихи А. Рембо (1939).

Инструментальные сочинения 1930-х годов раскрывают один из методов работы композитора: интерес к определенному инструменту приводит к созданию цикла произведений для него, которые образуют самостоятельную группу. Так возникли две параллельные группы произведений для фортепиано и скрипки

Группы произведений для фортепиано и скрипки. От фортепианной сюиты «Воскресный дневник» (1934) до фортепианного концерта (1938), пьес для двух фортепиано (1940, 1941) и Шотландской баллады для двух фортепиано с оркестром (1941); от сюиты для скрипки и фортепиано (1935) до Скрипичного концерта (1939). В последовательном освоении возможностей инструмента - как самостоятельного, так и в сочетании с другими - отчетливо прослеживается движение от миниатюры к масштабной форме. Даже в рамках таких групп постепенно определяется круг тем, проявляются особенности рисунка и специфика отдельных приемов, очерчивается диапазон жанров, ощущается поворот к излюбленным формам - происходит становление стиля.

Бриттен серьезно интересовался народной музыкой и работал с английскими, шотландскими и французскими песнями. Когда в 1939 году началась война, Бриттен отправился в США, где вошел в круг прогрессивной творческой интеллигенции. Как реакция на трагические события, разворачивавшиеся на европейском континенте, он сочинил кантату «Баллада о героях» (1939), которая посвящена борцам с фашизмом в Испании. В мужественной мелодии, словно высеченной из звенящей бронзы, звучат стихи Одена и Свинглера, восхваляющие бойцов Интернациональной бригады, сражавшихся в погибших в боях за республиканскую Испанию.

Его трагическая «Траурная симфония», которую он написал после смерти родителей, была опубликована в 1940 году. Позже Бриттен написал еще две симфонии - «Весеннюю симфонию» (1949) и Симфонию для виолончели с оркестром (1963). Однако только «Траурная Симфония» является самостоятельной симфонией. По своей силе и выразительности она близка к симфоническим произведениям Малера.

Одно из лучших произведений этого периода - «Семь сонетов» Микеланджело для тенора и фортепиано (1940), музыка душевного смятения, тоски и горечи. Было совсем непросто найти интерпретатора, способного понять не только вокальные задачи, но и логику и стиль современного мелодичного исполнения стихов великого скульптора и поэта эпохи Возрождения. Встреча с Питером Пирсом ознаменовала начало нового этапа в творчестве Бриттена. Вероятно, общение с Пирсом, певцом исключительно высокой культуры, сочетавшим в своем искусстве страстную патетику с глубоким интеллектуализмом, сыграло свою роль в пробуждении интереса Бриттена к вокальной музыке, а впоследствии привело его к жанру оперы. На долгие годы опера стала для Бриттена главной формой реализации его огромного таланта. Его первая опера, «Питер Граймс», сразу же принесла ее автору мировую славу.

«В 1941 году Питер, Пирс и я были в Калифорнии. Мы ждали парохода в Англию», «вспоминает Бриттен. - Мы заметили стихотворение Крэбба в местной газете. Потом нам удалось купить у букиниста сборник его стихов, который мы с жадностью «проглотили». Они глубоко тронули нас. С первых же строк мы почувствовали, что автор затронул наши сердца. Сердца. Возможно, это было связано и с тоской по дому, желанием как можно скорее вернуться домой.

Бриттен вернулся домой в 1942 году, на восточное побережье Англии. Здесь, в приморском городке Олдборо, Джордж Крэбб жил и работал 77 лет - писатель и поэт, врач и поэт, доктор и священник, летописец. Олдборо - дом его героев и место действия всех его произведений.

Здесь, на восточном побережье, многие вещи имели для Бриттена особое значение. Саффолк был духовной родиной композитора. Бриттен выбрал Олдборо в качестве своего дома. Здесь был его театр, его друзья, его помощники, его соратники. Бриттен был постоянным гостем на ежегодных летних музыкальных фестивалях, которые проводятся с 1948 года.

Можно предположить, что поэма Крэбба будоражила воображение композитора прежде всего своим местным колоритом. Образ восточного побережья, дыхание моря, местный пейзаж и сильные и суровые характеры рыбаков, возможно, пришлись ему по душе. Бриттен и либреттист Слейтер создали произведение, рассказывающее о необыкновенном человеке, противоречивой личности, наделенной поэтическим воображением и силой характера.

В «Питере Граймсе» Бриттен впервые проявил свой талант музыкального драматурга. Необычным сопоставлением сольных, ансамблевых и хоровых эпизодов он добивается растущего от картины к картине зрительского интереса; прославляет сценическое действие симфоническими интерлюдиями - паузами, которые оказывают огромное воздействие на аудиторию.

Спектакль «Питер Граймс» был поставлен театром «Саддлер Уэллс» в Лондоне в 1945 году. Премьера стала событием общенационального масштаба, возродившим давно утраченную славу английской музыки. Особенность «Питера Граймса» заключалась в том, что он по-особому передал драматизм войны. Драма войны, которая только что закончилась. Первая опера Бриттена побывала на всех главных сценах мира, а также была несколько раз исполнена в Советском Союзе.

Через год в оперном театре Лиденберна была поставлена новая опера Бриттена «Оклеветанная Лукреция». Судьба Лукреции, жены римского полководца Луция Коллатина, была впервые описана Тацитом, а затем вновь и вновь пересказывалась поэтами, писателями и драматургами, в том числе и Шекспиром.

«Бич Лукреции» - первая опера, в которой Бриттен прибегает к камерному составу: шесть исполнителей в сценических партиях, включая роли второго плана; тринадцать человек в оркестре, а поскольку жанр оперы близок к античной трагедии, вводится хор, который комментирует действие и предваряет сценическое действие своими репликами. Но хоровые партии... поручены двум певцам: тенору и меццо-сопрано.

-2

Через год после премьеры «Лукреции» Бриттен дирижировал премьерой своей новой оперы «Альберт Херринг». Музыка «Альберта Херринга» своей живостью, органикой возникновения ансамблей, широкими пластами вокальных эпизодов связана с приемами письма итальянской комической оперы. Но постоянно слышны специфически английские интонации в мелодических структурах и речитативах.

Опера оказывала большое влияние на Бриттена до конца его жизни. В 1950-1960-е годы появляются - «Билли Бадд» (1951), «Глориана» (1953), «Поворот винта» (1954), «Ноев ковчег» (1958), «Сон в летнюю ночь» (1960) по комедии У. Шекспира, камерная опера «Река Карлуо» (1964), опера «Блудный сын» (1968), посвященная Д. Шостаковичу, и «Смерть в Венеции» (1970) по Т. Манну.

Каждое произведение наделено индивидуальными чертами, которые выражаются в оригинальности замысла, отходе от ранних сочинений, своеобразии «сценической формы» исполнения и особенностях стилистического происхождения музыки. Особое место занимает «Поворот винта» - опера, в которой Бриттен впервые отказался от того способа видения, который был характерен для всех его ранних и большинства поздних опер.

-3

«Поворот винта» - символистская драма. Ей не хватает определенности хотя «действие», как гласит рекламный проспект, «происходит вокруг пригородного дома Блая в Восточной Англии», это символистская драма, которой не хватает определенности пространственных и временных параметров. «Действие, - говорится в аннотации, - разворачивается вокруг пригородного дома Блай в Восточной Англии в середине прошлого века».

Вопреки обычной манере композитора, музыка не воссоздает его. Опера монотематична в самом строгом смысле этого слова и является уникальным примером музыкально-сценического музыкально-сценического вариационного цикла.

На протяжении всех лет, о которых идет речь в связи с операми, межжанровый характер творчества композитора остается неизменным.

Его балет «Принц пагод» (1956), романтическая сказка, стал событием в английском балетном театре. Бриттен пришел к «Принцу пагод» под впечатлением и красочной и богатой музыки острова Бали.

Одна из главных тем творчества Бриттена - протест против насилия и войны и утверждение ценности хрупкого и незащищенного человеческого мира - нашла свое высшее выражение в Военном реквиеме (1961). Бриттен рассказал о том, что привело его к написанию «Военного реквиема»: «Я много думал о своих друзьях, погибших в двух мировых войнах... Я бы не сказал, что это произведение написано в героических тонах. Оно полно сожаления о страшном прошлом. Но именно поэтому «Реквием» обращен в будущее. Учитывая примеры ужасного прошлого, мы должны предотвратить такие бедствия, как войны».

Бриттен обратился к Реквиему - древней форме заупокойной мессы. Бриттен взял полный канонический латинский текст и вставил параллельный текст англичанина Уилфрида Оуэна, погибшего участника Первой мировой войны.

Военный реквием написан для смешанного хора, хора мальчиков, трех солистов (сопрано, тенора и баритона), органа, симфонического оркестра и камерного оркестра. Два хора, сопрано и симфонический оркестр исполняют канонический латинский текст, а тенор и баритон в сопровождении камерного оркестра поют антивоенные стихи Уилфрида Оуэна. Таким образом, поминовение павших солдат разворачивается в двух планах. И поскольку латинский текст обобщает вечную скорбь всех поколений, английский текст, чтящий память жертв войны, обращен к ныне живущим, а оркестровые пласты звука врываются в сознание каждого слушателя, как волны безбрежного океана - таков грандиозный эффект произведения Бриттена, обращенного не к Богу, а к человечеству.

Первое исполнение «Военного реквиема» на Британских островах состоялось в мае 1962 года. Вскоре он был исполнен в крупнейших концертных залах Европы и Америки. Критики единодушно назвали его самым зрелым и красноречивым проявлением таланта композитора. За первые пять месяцев было распродано 200 000 экземпляров Реквиема.

Бриттен получил широкое признание не только как композитор, но и как музыкальный педагог. Подобно Прокофьеву и Орфу, он создал много музыки для детей и юношества. В его «Давайте делать оперу» (1948) зрители принимают непосредственное участие в представлении. Вариации и фуга на тему Перселла были написаны как оркестровое пособие для молодых людей, чтобы познакомить слушателей с тембрами различных инструментов. Бриттен неоднократно изучал творчество Перселла и раннюю английскую музыку в целом. Он переработал свою оперу «Дидона и Эней» и другие произведения, а также новую версию «Оперы нищего» Дж. Гея и Дж. Пепуша.

-4

Бриттен часто выступал как пианист и дирижер и совершал международные турне. Он несколько раз посещал СССР (1963, 1964, 1971). Во время одной из поездок в Россию он написал цикл песен на тексты А. Пушкина. Цикл песен на тексты А. Пушкина (1965) и Третья сюита для виолончели (1971), в которой использованы русские народные мелодии.

Ни в ранние годы, ни на более поздних этапах творческого становления Бриттен не ставил перед собой задачи разработки новых композиционных приемов или теоретизирования индивидуального стиля. В отличие от многих своих коллег, Бриттен никогда не искал «новинок», не стремился закрепиться в устоявшихся композиционных методах, которые он перенял у мастеров предыдущих поколений. Он руководствовался прежде всего свободным развитием воображения и реалистическим практицизмом, а не принадлежностью к одной из многочисленных «школ» нашего века. Творческая искренность ценилась Бриттеном выше схоластических догм, в какие бы ультрасовременные одежды они ни рядились. Он позволял всем ветрам времени проникать в свою творческую лабораторию, пронизывая ее, но не управляя ею.

Возродив английскую оперу, Бриттен стал одним из величайших новаторов жанра в XX веке. Он стал одним из величайших новаторов жанра в XX веке.

Бенджамин Бриттен умер 4 декабря 1976 года.