Найти в Дзене
Дела конные

Орловская рысистая порода: личный опыт (часть2)

Всем доброго дня!

Меня зовут Павлихина Ольга, я коневладелец и тренер для всадников -любителей. Сама занимаюсь выездкой, рабочей выездкой и вестерном, с лошадьми я плотно с 1989 года, с 2004 работаю тренером.

Мне нравятся все лошади, с детства я восхищаюсь этими великолепными животными, люблю многие отечественные породы, но мое сердце отдано орловским рысакам. Любовь к ним началась с журнала «Коневодство и конный спорт», где им было посвящено немало страниц и со взгляда на прекрасные серые (конечно же белоснежные, либо шикарные яблочные) тройки. Потом вблизи я любовалась в Битце вредной и тряской Западней, красоткой с серебристым отливом Устойчивой (она вообще была для меня «как из сказки»), характерным шумным Потоком и Пилотом, который однажды заставил меня изрядно съесть песка, протащив на корде через пол-плаца))). Был также прекрасный Парус (помесь рысака), который составил себе очень разнообразное портфолио профессий – от конкурного бойца до обучения начинающих и вольтижировочного коня.

Потом были друзья на ипподроме, где я несколько раз прокатилась в качалке (и поняла, что не мое, хотя дух захватывает), потом тройки в чистом поле, где сполна был прочувствован русский дух, когда тройка вместе с экипажем летит над землей (страшнее было только потом на американских горках), но при этом невыносимо прекрасно!

А потом я попала на конюшню, где были одни рысаки – американские, русские и орловские. Как и многие в 90-е годы - конюшня зарабатывала тренировками и катаниями в парке и в городе и там я сполна оценила гораздо более энергичный и покладистый нрав по сравнению с прокатными конями (здесь они были только-только с ипподрома, из качалки, пара лошадей была сразу с конзавода) и при этом редкую доброжелательность по сравнению с теми же прокатными. Характер периодически показывали все (большинство были жеребцами), но при этом ни одной серьезной травмы людям они не нанесли (хотя вспоминая сейчас наши «умения» - местами было за что).

Там я научилась (точнее отучилась тянуть) держать повод легким, ибо как только ты его натягиваешь – лошадка с удовольствием переходит на размашку, но не все обладают удобным ходом для всадника, а для перехода в галоп нужно тоже совершить не привычное «внешний шенкель приложить сильнее/активнее» - а поехать махом и сбить коня в галоп (желательно в повороте, так больше шансов). При катании в городе мы попадали в разные ситуации, но всегда кони выручали, и даже там, где им было страшно – по просьбе всадника шли вперед.

Потом была ШВЕ (ее останки), где часть проката так же была укомплектована рысаками и метисами рысаков (многие помнят Булата и Буслая, Саясана и Данцига) и параллельно мне в работу попал рысак Лоск «только пару месяцев из качалки» (посмотрела по базе, все же русский скорее всего по датам), но я была в полной уверенности, что орловец, как и окружающие))) В юном возрасте обладал пылким нравом, телосложением чуть шире велосипеда и вообще не останавливался… Когда вставляешь ногу в стремя – даже фиксация вторым человеком не всегда помогала – конь планировал бежать сразу, шагать не особо умел даже после рыси. Но нужно отдать должное – несмотря на нервы он честно пытался понять, что хотят.

На приучение стоять при посадке у меня ушло 2 или 3 недели, на обучение шагать дольше 2-3 минут – несколько месяцев, возле конюшни по маленькому вольту он шагал, в руках в принципе тоже, но отшагивать под седлом удобнее и я спокойно приучала его шагать все дольше и дольше между репризами, ну и после работы тоже. Спустя несколько месяцев добавила ему в обучение бег через жерди и прыжки через маленькие крестики, конь отнесся спокойно и перешагивал/перепрыгивал все охотно и с удовольствием. В итоге за полгода я получила очень приятного хоббика, на котором потом могли ездить и более слабые всадники, получился и шаг на свободном поводу. Из плюсов нужно отметить и то, что он у меня никогда не пинался и не свечил, хотя девушка, которая его работала до меня, говорила, что он поначалу свечить пытался, но больше связываю с непониманием и неумением работать с рысаками/боязнью скорости.

-2

Ну и напоследок хочу рассказать историю про орловца Бродвея и преодоление. В 2000 году мы с подругой устроились работать в конюшню к каскадерам, кроме съемок в кино и выступлений на мероприятиях они занимались драйвингом и в тот момент у них был гнедой четверик, четверка из владимирских тяжеловозов и готовящаяся серая четверка - пара коней уже готовых и были свежепривезенные с конезавода пара трехлеток, которых на тот момент чаще звали не по именам, а просто «красные» (были они красно-серые, особенно один, герой моей истории).

Один отличался красивым изгибом шеи, чуть более высоким ее выходом и в принципе был ровнее и симпатичнее. Второй же имел более треугольную шею, и в принципе был изрядно угловатый и неказистый. Ростом они были на тот момент около 153-154 см, что мне казалось мелковатым для такого возраста. Бегали в экипаже одиночкой и парой, их потихоньку приучали и к работе в четверике, характер наш герой уже тогда показывал периодически и быстро был кастрирован, второй остался жеребцом (и был при этом покорнее).

Потом конюшню в парке закрыли и кони переехали в другую и там-то и началось наше более плотное взаимодействие и общение. Борю стали работать и верхом (кони для драйвинга должны уметь гнуться, уступать, бегать галопом с двух ног и прочее из базовой выездки). Девушка-берейтор по поводу работы Бродвея грустила больше, чем о других – он подтаскивал, не гнулся, и не очень взаимодействовал с человеком. Основной тренер (и владелец коня на тот момент) пытался меньше кормить коня, работать и гонять по 3 раза в день, уматывать и бить. Лошадка сопротивлялась все больше, голод тоже не помогал договориться. Еще периодически конюшня катала в парке по выходным и на лошадку одевали самую короткую подпругу, а в парке люди спрашивали «почему такой худой/маленький», хотя на тот момент ему было около 5. Потом по договору конь перешел (на определенных условиях) к моей подруге, а я оттуда уволилась, но стояла в конюшне неподалеку и мы смогли начать работать коня немного по другому.

Встречались в дальней части парка, менялись лошадьми, подруга садилась на мою лошадь, я на Бродвея и мы летели… Сначала он меня таскал жестко, галопом на большой скорости и слушал плохо, ибо все время ждал драки. Я же терпеливо давала ему выбегаться (а вынослив и накачан он был изрядно за полтора или два года тренинга «на сопротивление») и хвалила за малейшие уступки и сокращения. Ногами своими на тот момент он владел плохо, про сгибания и уступки он не знал, тела своего не понимал, знал только драку и мчаться быстрее как придется. При возможности подрабатывать коня 1-2 раза в неделю – прогресс был долгий. Но через пару месяцев на конюшне отметили, что конь стал лучше рулиться в экипаже, а еще хозяйка добавила ему в рацион мюсли и он начал расти (в 6 лет!).

Потихоньку мы научились относительно сокращенному галопу и рабочей рыси, вольтам и сгибаниям). По прошествии года коня стало возможным забрать совсем и на нашей конюшне первое время он жрал по тюку сена на ночь вчистую (я очень боялась, что он обожрется и умрет), но потихоньку стало попроще. Дальше мы стали постигать науку выездки – ровный галоп, перемены ног через шаг (а не размашку), вольты на всех аллюрах, уступки, плечо внутрь и прочее. Учеников он вообще возил как хрустальные вазы, мне же доставались более бодрые заезды и местами хулиганства – иногда пинки, иногда имитации разносов, ну и он начал хулиганить – выпрыгивать из левад, открывать денник и везде лазить и всячески шкодничать.

Мы сменили несколько постоев (не связано с конем и его поведением) и на каждом становилось все веселее))) на следующем он открывал не только себя, но и пару соседей))) выпрыгнул из левады неудачно однажды, пришлось зашивать. Потом мы встали на конюшню, чьим профилем была выездка и стали практически выездковыми))) у подруги изменились обстоятельства и она продала коня моей ученице – очень миниатюрной девушке. Ее он возил как хрустальную вазу, в том числе мы ездили в поле и она могла ездить там галопом в компании – скакал он бодро, но честно тормозил по просьбе всадницы! Мы выступали с ним в вестерне (для дебюта неплохо) и делали показательное выступление по рабочей выездке на Эквиросе – он вызвал бурные аплодисменты своей нарядностью и обретенной пластичностью, смелостью при прохождении препятствий. В итоге это одна из самых интересных и приятных лошадей, которые были у меня в работе.

Орловский рысак – это жемчужина России. Они необыкновенно хороши, энергичны, в массе достаточно добродушны, но редко терпят несправедливость в свою сторону. Подойдут людям, которые хотят ездить энергично, но управляемо. После качалки/ипподрома нужно быть готовым потратить около года на приучение к новым стереотипам движения и некоторые новые навыки, ну и конечно, если вы выбираете лошадь под верховую езду – нужно смотреть на экстерьер, слишком длинные по корпусу возможно будут с более мягким ходом, но им сложнее будет бегать нормальным галопом. Порода действительно универсальная: «и в подводу, и под воеводу», но этим коням обязательно нужен регулярный моцион и ежедневный выгул. В отличие от аборигенных/местных пород лошадей у рысаков большАя потребность к энергичному регулярному движению и это обязательно нужно учитывать!