Я обнаружила, что давно не давала вам почитать публикации об Алексее Зеля из нашего семейного архива. Материал, с которым я хочу вас познакомить сегодня, это статья из областной газеты г. Курган, в котором художник-кварцедув побывал со своей выставкой дважды: в 2001 и 2006 годах. Нас принимал Курганский областной художественный музей. Эту эмоциональную статью для газеты написала искусствовед КОХМ Любовь Кочарина.
===============
ХРУСТАЛЬНЫЕ ФАНТАЗИИ АЛЕКСЕЯ ЗЕЛЯ
Необычная по красоте выставка из коллекции художественного стекла открылась в конце 2001 года в Кургане. О ней рассказывает искусствовед областного художественного музея.
Представьте себе, что вы в Крыму и на дворе золотое южное лето. Солнце в зените, жарко, и только жажда новых впечатлений привела вас в Ливадийский дворец. И там в прохладном сумраке старинного зала вас настигает чудо: стрекотавший поутру кузнечик или неумолчным звоном тревожившая вас незримая цикада вдруг оказывается прямо перед вами – прозрачно-хрупкая, светящаяся, она замерла на такой же хрупкой стеклянной ветке и ждет…
Сюжет сей пригрезился мне совсем неслучайно, ибо именно в Ливадии, в сказочном сочетании роскошной южной природы и классической архитектуры, погружающей нас в атмосферу 19 века открылась в начале 90-х первая большая выставка из коллекции художественного стекла Алексея Зеля (Здесь автор допустила неточность: первые крупные выставки А. Зеля прошли в Москве, Ленинграде и Киеве. В Ливадии его произведения оказались позже, зато задержались надолго - на целые 5 лет).
Мастер уникальных композиций из кварцевого стекла родился в Москве в 1944 г. и в юности мечтал скорее о научной деятельности, нежели о художнической славе. Он был студентом биологического факультета МГУ, когда «по семейным обстоятельствам» (дочка родилась) пришлось пойти работать на электроламповый завод. Но судьба готовила – как выяснилось вскоре – наверное, главный поворот в жизни, главную встречу – с удивительным материалом, который разбудил в биологе художника.
Первые стеклянные герои – коза, кузнечики, пегас, - дразнили изяществом природных форм и сложностью технических задач. Ведь стекло, с которым стал работать начинающий мастер, было совсем особое – кварцевое. Это самое тугоплавкое (2000-2500 градусов по сравнению с обычным, плавящимся при температуре 700 град), особой прочности и прозрачности стекло получают, переплавляя горный хрусталь (кварц) или агат, изумруд, сердолик.
Да еще и хрусталь-то годится не всякий. В уральском – кыштымского месторождения – нередко встречаются инклюзы, вкрапления. Самое чистое стекло привозят из Японии. Работать со стеклом очень сложно – изделие обретает художественную форму только непосредственно в пламени при постоянном вращении. Горелку – тяжелую, да еще и со специальными насадками - одуванами - мастер иногда держит в руке, иногда устанавливает на подставке.
Впрочем, разговор о технологии рождения чудесных фантазий, который возник прежде всего потому, что каждый изумленный зритель непременно спрашивает: «Да как же он это делает?», для нас все-таки слишком специальный и требует отдельного времени. А нам более всего хотелось бы обратиться к самим экспонатам волшебной по красоте выставки.
Нельзя не ощущать поэзии и аромата весны перед музыкально хрупкой композицией «Подснежники». Стекло в ней оказывается вдруг то бархатисто-матовым – на лепестках, то звеняще-прозрачным – в стеблях и гибких и тонких листиках. То фактурой напоминает по-весеннему плотный, тяжелый и подтаивающий сугроб.
Подсмотреть у весенней природы эту дивную миниатюру и придать ее воплощению ту легкость, за которой не видно «рабочего пота», - такая задача по плечу только настоящему мастеру и поэту.
Прелестны и композиции, напоминающие нам классику восточного жанра «го-хуа», с изгибом ветки дерева и легкими верткими птичками. Словно у тающей в марте сосульки появились в большой витрине пингвины – целое семейство, особенно привлекающие юную публику.
Название «Поганки» мало в ком может пробудить восторженное чувство. Но стоит вам увидеть эти изящнейшие, светящиеся отраженным светом, как зонтичные лампочки, расцветившие старый – но тоже стеклянный – пень, и вы невольно залюбуетесь, задержитесь у меленькой витрины.
Бесспорный шедевр коллекции – знаменитая «Аллея Анны Керн». Мне кажется, даже прекрасному оператору, показавшему композицию в начале фильма «Барышня-крестьянка», не удалось вполне передать поэтическое очарование сплетающихся над аллей гибких ветвей, сияющих золотистой листвой, - чудо музыкально-поэтического пространства, переданного в деликатном перспективном сокращении и с поразительным чувством гармонии.
Конечно, зритель может и не думать – такова его, зрительская, привилегия – о том, сколько мастерства и изобретательности, труда и бесконечных опытов, проб и ошибок, находок и бессонных ночей стоит за каждым победительно прекрасным и неповторимым цветком и птицей, за перламутровым мерцанием орхидей и затейливыми веточками кораллов, за багряно-звенящими розами и паутинно-хрупкими усиками колосьев.
Но мы не можем не сказать: это поразительно, это неподражаемо! Браво, Алексей Зеля! И спасибо Вам за Ваше творчество – мы вправе гордиться нашими российскими мастерами.
Любовь Кочарина, 2002 г
===============
Если вам показалась интересной эта статья, советую почитать еще и эти:
Понравилась статья? Не забудьте поставить палец вверх, это поможет продвижению моего канала!
Мой отец был уникальным Мастером, создавшим множество прекрасных произведений. Если вы интересуетесь искусством, подпишитесь на телеграм-канал: https://t.me/alexey_zelya чтобы узнать больше о его жизни и творчестве!