1. История создания АСЕАН
1.1 Предпосылки образования
В шестидесятых годах прошлого века в Юго-Восточной Азии сложилась крайне нестабильная и напряженная политическая ситуация. На фоне продолжающейся войны в Индокитае ряд государств региона имел взаимные территориальные претензии, которые не удавалось урегулировать. Практически во всех странах шли внутренние партизанские войны политического характера, нарастали освободительные движения национальных меньшинств.
Ведущие страны (в частности США и Китай) стремились усилить свое влияние в этом стратегически важном по расположению и богатом природными ресурсами регионе. Вместе с тем осложнялась экономическая обстановка. В большинстве странах региона население жило в крайней нищете, темпы развития экономики были низкими. Развитию партнерских связей мешала схожесть экономик, объективно ведущая не к сотрудничеству, а к конкуренции на внешнем рынке.
Несколько раз предпринимались попытки создания региональных объединений стран, но все они оказались неудачными. Предшественником АСЕАН стал созданный в 1961-м году по инициативе премьер-министра Малайзии Рахмана союз трех государств, в который вошли Филиппины, Малайзия и Таиланд. Его основой была ориентация на западный путь развития и экономическое сотрудничество.
1.2 Бангкокская декларация 1967 года
8 августа 1967 года в Бангкоке собрались министры иностранных дел пяти государств. К уже указанной тройке присоединились Индонезия и Сингапур. Результатом встречи стала Декларация АСЕАН (Бангкокская декларация).
Причиной создания этого союза стало общее желание противостоять распространению коммунизма, недоверие к политике, проводимой в регионе ведущими странами и стремление к расширению экономического сотрудничества.
Цели создания изложены во второй статье декларации, ставшей учредительным документом. Участники заявили о желании совместными усилиями содействовать росту экономики и социально-культурному развитию. Организация создавалась для расширения партнерства в экономической, научно-технической, социально-культурной и прочих представляющих общий интерес областях деятельности. Союз не являлся военным блоком, пунктов о коллективной обороне и военной взаимопомощи декларация не содержала.
Принципы взаимодействия основываются на равноправном сотрудничестве, взаимоуважении, невмешательстве во внутренние дела и взаимопомощи.
1.3 Этапы расширения и развития
Шестым членом АСЕАН стал присоединившийся к ней в 1984-м году Бруней. Крупное расширение организации пришлось на конец девяностых годов после окончания «холодной войны». В 1995-м году в нее вошел Вьетнам, спустя два года присоединились Лаос и Мьянма. Одновременно с ними планировалось вступление Камбоджи, но оно задержалось на два года из-за внутренних проблем и состоялось только в 1999-м году, когда ситуация внутри страны стала стабильной.
Разработкой концепции интеграции в рамках стран участниц АСЕАН организация начала заниматься с семидесятых годов. Для стимулирования интеграционного процесса был предложен ряд рекомендаций по ослаблению ограничений в сфере торговли, создание совместных промышленных объектов и благоприятного инвестиционного климата для иностранного капитала с целью его привлечения в экономику стран, входящих в АСЕАН.
В 1976-м году на Балийском саммите была принята декларация, определившая основные направления экономического взаимодействия в промышленности и торговле. Она стала качественным этапом в развитии интеграционных процессов и дала старт разработке общей платформы. Произошедшее в конце девяностых расширение состава стран до десяти укрепило экономический потенциал АСЕАН.
2. Цели и задачи АСЕАН
2.1 Экономические цели
Основной экономической целью организации считается создание единого рынка и производственной базы. Ключевой инициативой стало создание Экономического Сообщества АСЕАН, способствующего созданию конкурентоспособного и встроенного в мировую экономику региона.
Деятельность организации направлена на ликвидацию разрыва стран в экономическом развитии, снятие ограничений на перемещение квалифицированных специалистов и рабочей силы между странами. Развитие торговых отношений стимулируется либерализацией законодательства, между государствами создается зона свободной торговли.
Значительное внимание уделяется привлечению инвестиций в регион и развитию торговых и инвестиционных отношений с крупнейшими мировыми державами. В 2023-м году объем прямых иностранных инвестиций в страны содружества превысил 160 миллиардов долларов.
В отношениях с внешними державами АСЕАН играет центральную роль. Совокупные показатели по объему ВВП и торговому обороту стран участниц составляют около трети мировых и ожидается, что к 2030-му году АСЕАН выйдет на четвертое место среди экономик мира.
2.2 Политические и социальные задачи
Главной политической задачей организации является обеспечение и поддержание мира и безопасности в регионе. В 1971-м году в Куала-Лумпуре было заявлено о нейтральном статусе региона, в 1976-м в Бали о суверенитете, равенстве, невмешательстве во внутренние дела и отказе от методов давления в международных отношениях. В 1992-м году в Маниле организация призвала решать территориальные споры исключительно мирным путем.
В 1995-м году в Бангкоке был подписан договор о создании в Юго-Восточной Азии безъядерной зоны. В 2005-м в Брунее о совместной борьбе с терроризмом.
В социальные задачи АСЕАН входит ликвидация бедности и голода путем создания различных механизмов социальной защиты населения и структур управления обществом, способных эффективно справляться с проблемами вызванными быстрым ростом экономической интеграции.
Разрабатываются программы по сохранению и улучшению экологии, сохранению природных ресурсов.
2.3 Культурное сотрудничество
АСЕАН содействует сохранению национальной самобытности народов и их культурному развитию. Практикуются совместные образовательные программы и обмены, они охватывают порядка 100 тысяч студентов ежегодно.
Ведется большая работа по сохранению культурного наследия. Под эгидой содружества проводятся фестивали искусств, являющиеся по сути площадкой, на которой страны представляют свою уникальную культуру. Подобные фестивали не ограничиваются представлением национальной культуры и художественными выступлениями коллективов стран, они предоставляют возможность найти новые направления для сотрудничества в этой области, способствуют расширению культурного обмена и развитию туризма.
3. Структура АСЕАН
3.1 Главные органы управления
Высшим органом объединения является саммит. На саммитах встречаются лидеры государств, входящих в АСЕАН. Саммит продолжается три дня, созывается он с периодичностью два раза в год. Подготовка к саммитам осуществляется на встречах министров иностранных дел, проходящих несколько раз в год. Эти совещания глав МИД стран-участниц выполняют роль основного координирующего и руководящего органа организации. В 2008-м году был создан координационный совет, к которому перешли функции подготовки очередного саммита и контроля за выполнением договоренностей.
Центральным административным органом является секретариат, которым руководит генеральный секретарь. Генерального секретаря избирают на саммитах сроком на пять лет. Повторное избрание не допускается. Секретариат постоянно действующая структура организации и находится в индонезийском городе Джакарта.
Секретариат по сути является площадкой для диалога между странами и разработки единой региональной политики во всех сферах деятельности. Он координирует совместные программы и находит новые возможные области сотрудничества.
С целью повышения эффективности сотрудничества на базе секретариата сформирован Комитет постоянных представителей, который состоит из представителей всех стран в ранге посла. Он осуществляет руководство текущей деятельностью.
В функции Секретариата входит подготовка собраний членов АСЕАН на разных уровнях, в частности материально-техническое обеспечение, подготовка повестки и протоколов. Кроме этого секретариат отслеживает выполнение принятых решений и подготавливает соответствующие отчеты.
3.2 Специализированные комитеты и рабочие группы
К вспомогательным органам относятся различные отраслевые комитеты, осуществляющие деятельность по конкретным направлениям сотрудничества и рабочие группы, создаваемые для решения отдельных вопросов.
Комитеты играют главную организационную и координирующую роль сотрудничества в сферах безопасности, экономической деятельности, социально-культурного развития, выработке совместной внешнеполитической позиции и др.
3.3 Механизмы принятия решений
Решения АСЕАН принимаются путем достижения консенсуса, выработанного после консультаций участников и этот процесс известен как «Путь АСЕАН».
Механизмами для выработки совместных решений являются саммиты, встречи министров иностранных дел и отраслевых министерств, комитеты и рабочие группы.
Каждая страна по очереди в алфавитном порядке является председателем организации. Она организует встречи на высшем уровне, то есть саммиты организации.
4. Страны-участницы АСЕАН
4.1 Основатели организации
Крупнейшей экономикой в организации располагает Индонезия, относящаяся к группе наиболее перспективных развивающихся стран. По объему ВВП (порядка 1,4 триллиона долларов) она занимает первое место в регионе. Это аграрно-индустриальная страна. Доля промышленности во внутреннем ВВП около половины. Сельское хозяйство дает всего 14%, но в нем занято около трети населения.
Экономика Малайзии, третья в регионе, изначально ориентированная на добывающие отрасли и сельское хозяйство, в настоящее время становится многоотраслевой. Важную роль играет международная торговля, финансовая деятельность. Экспортирует сельхозпродукцию и природные ресурсы, основным из них является нефть.
Опережающими темпами растут инновационные технологии, Малайзия крупный экспортер электротехники и занимает первое место в мире по производству микрочипов.
Экономика Филиппин традиционно была основана на сельском хозяйстве. В настоящее время она переориентируется на производство и сферу услуг. Сегодня приоритетными направлениями считается развитие туризма и аутсорсинг бизнеса. Промышленность приносит около трети внутреннего ВВП, доля сферы услуг более половины.
Сингапур является торговым центром региона. Он входит в тройку крупнейших экспортеров продукции нефтепереработки в мире. В настоящее время становится финансовым центром региона и ведущим в области высоких технологий.
Таиланд ориентируется на развитии трех основных секторов экономики: туризма, производстве и сельском хозяйстве. Богат природными ресурсами и является крупнейшим в мире экспортером ряда полезных ископаемых. В рамках организации крупнейший производитель и экспортер автомобилей.
4.2 Присоединившиеся государства
Экономика Брунея завязана на экспорт нефти и природного газа. Нефтяная и газовая промышленность дают 3/3 ВВП страны и в них занято более половины трудоспособного населения. В настоящее время предпринимаются мероприятия по диверсификации экономики, в частности развитие финансового сектора и туризма.
Вьетнам аграрно-индустриальное государство. Промышленный сектор растет опережающими темпами. Приоритетными направлениями развития являются энергетика, перерабатывающая промышленность, высокие технологии и сфера услуг.
Основой экономик Лаоса, Камбоджи и Мьянмы является сельское хозяйство, в нем занято порядка 80% населения. В богатой природными ресурсами Мьянме их добыча является одной из основных отраслей экономики.
4.3 Профили стран-участниц
По данным МВФ, в АСЕАН наблюдается стабильный рост совокупного ВВП в размере 4,7% в год. Общая численность населения на 2023-й год составила порядка 677 миллионов человек, из которых половина моложе 30 лет.
В рамках международного разделения труда специализация стран различна и дополняет друг друга. На добыче и экспорте нефти и газа специализируются Бруней и Малайзия. Индонезия на добыче и экспорте сырья, Таиланд на горнодобывающей и перерабатывающей промышленности.
Филиппины, Малайзия и Таиланд занимают ведущие позиции в производстве электроники.
Вьетнам и Камбоджа развивают текстильную промышленность и производство одежды. Сингапур сосредоточен на предоставлении финансовых услуг и продукции биотехнологий и фармацевтики.
Практически все страны занимаются экспортом продуктов сельского хозяйства и развитием туризма.
5 Основные направления деятельности
5.1 Экономическая интеграция
В 1992-м году в Сингапуре было подписано соглашение о торговом блоке стран участниц. Первоначально его подписали шесть стран, в течении семи лет к нему присоединились и остальные. Соглашения AFTA предусматривает снижение тарифов налоговых и таможенных сборов между участниками и его цель повышение конкурентоспособности АСЕАН на мировом рынке как производственной базы. AFTA стала одной из крупнейших зон свободной торговли в мире.
На сегодня практически закончено формирование единого рынка АСЕАН, обеспечивающего глубокую интеграцию и свободное перемещение товаров и услуг. Это стимулирует привлечение прямых иностранных инвестиций в экономику. За первые пять лет действия соглашения объемы взаимной торговли выросли на 25%, приток инвестиций на 45%.
5.2 Политическое сотрудничество
Политическое взаимодействие стран организации осуществляется через широкую сеть форумов. Региональный форум по безопасности (АРФ) создан в рамках «превентивной дипломатии» и направлен на создание механизмов предотвращения и урегулирование конфликтов. Он не ограничивается странами АСЕАН, в него входит 27 участников.
Договор о дружбе и сотрудничестве юридически закрепляет принципы отношений между странами региона основанные на взаимном уважении суверенитета, невмешательстве и отказе от применения силы в решении проблемных вопросов. В настоящее время его участниками являются 50 государств.
5.3 Социальные и культурные проекты
В число приоритетов сотрудничества в области социально-культурного развития входят программы здравоохранения, развитие сельских районов, сохранение биоразнообразия. Большое внимание уделяется образовательным проектам, таким как обмены, выделение стипендий (40 тыс. ежегодно), проведение молодёжных форумов.
6. Достижения и вызовы АСЕАН
6.1 Ключевые успехи организации
Основным достижением АСЕАН является то, что организация обеспечила стабильность и мир в регионе, с момента ее создания не зафиксировано ни одного военного конфликта между участниками. Сотрудничество обеспечило стабильный экономический рост на уровне 5.5% в год.
В странах-участницах повышается уровень жизни населения, за 20 лет бедность снизилась на 60%.
АСЕАН получила международное признание и имеет статус наблюдателя на Генеральной ассамблее ООН.
6.2 Текущие проблемы и пути их решения
Основными проблемами АСЕАН на сегодняшний день является резко выраженное экономическое неравенство стран-участниц. ВВП на душу населения в странах с развитой экономикой в 50 раз больше, чем у отстающих в этом отношении стран.
Большую озабоченность вызывают экологические проблемы. Организация активно обсуждает природоохранные мероприятия. К числу экологических договоров относятся соглашения о выбросах в атмосферу, энергетической безопасности, защите дикой природы и экологически чистому развитию.
7. Роль АСЕАН в международных отношениях
7.1 Партнерства с другими странами и организациями
Дальнейшую интеграцию региона участники видят в расширении внешних связей. Это могут быть как диалоговые партнерства с отдельными странами и международными организациями, так и создании новых организаций внутри АСЕАН. Первой была АСЕАН+3, включившая КНР, Японию и Южную Корею. В дальнейшем формат сотрудничества расширился до АСЕАН+6, к участию в форумах привлечены Австралия, Индия и Новая Зеландия. Восточноазиатский саммит охватывает 18 участников.
7.2 Влияние на региональную и глобальную политику
АСЕАН выступает посредником в региональных конфликтах и выстраивает архитектуру мира и безопасности в регионе создавая механизмы взаимодействия национальных спецслужб, проводя совместные антитеррористические учения.
Обсуждается возможность создания зоны свободной торговли в рамках АСЕАН+6, что стало бы всесторонним экономическим сотрудничеством в масштабах Восточной Азии.
8. Перспективы развития АСЕАН
8.1 Будущие планы и инициативы
Программы дальнейшего развития АСЕАН представлены в декларации «АСЕАН-2025: вместе в будущее». Она предусматривает усиление интеграции в трех основных направлениях: политическая стабильность, развитие экономики и социально-культурная сфера.
В результате будет создан единый рынок труда, единое таможенное пространство и совместная производственная база.
8.2 Возможности для укрепления сотрудничества.
Углублению интеграционных процессов должна способствовать цифровая трансформация экономик на развитие которой ожидается выделение 200 миллиардов долларов инвестиционных средств, создание единого цифрового рынка.
Предусматривается развитие так называемой «зеленой экономики», доля возобновляемых ресурсов энергетики должна вырасти до 23%.
9. Заключение
АСЕАН стала уникальной моделью регионального взаимодействия различных по сути стран в целях ускорения их развития и усиления международных связей. Задекларированная нейтральность в политических отношениях обеспечила хорошие международные отношения с другими странами и организациями, особенно в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Благодаря выбранной политике организация стала центром консолидации внерегиональных государств, заинтересованных в стабильности региона Юго-Восточной Азии и развитию взаимовыгодного сотрудничества с его странами.
Подпишитесь, чтобы не потерять мои новые статьи. Поддержите статью лайком👍Пишите своё мнение. У меня есть Телеграмм-канал