Недавно проезжая на такси по городу Санкт-Петербургу я неоднократно видел как водители самокатов, велосипедов и прочих маленьких транспортных средств абсолютно наплевательски относятся к правилам дорожного движения. То по тротуарам носятся как угорелые, то подрезают автомобили и мотоциклы, то просто держатся в пресловутых «мёртвых» зонах транспортных средств.
Я не говорю о неудобствах для пешеходов. Тут «комплименты» сыплются на самокатчиков и велосипедистов со всех сторон. Те же в долгу не остаются и при нахождении пешеходов на велосипедных дорожках. В общем, стороны «любят» друг друга и не стесняются в проявлении такой любви.
Учитывая же малую заметность таких транспортных средств немудрено, что они всё чаще и чаще становятся участниками дорожно-транспортных происшествий и в процессе движения многие велосипедисты и самокатчики получают травмы разной степени тяжести. При этом многие участники дорожного движения не принимают во внимание разницу в габаритах и массе, что порой становится решающим при получении травм. Я всем своим знакомым водителям говорю известную поговорку «Открывая дверь автомобиля с водительской стороны Вы открываете дверь своей тюремной камеры.».
Согласно требованиям пункта 1.3 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090 (далее - Правила дорожного движения, Правила), участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования данных Правил, сигналов светофоров, знаков и разметки.
В силу пункта 1.5 Правил дорожного движения участники дорожного движения должны действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда.
В соответствии с пунктом 9.10 Правил водитель должен соблюдать такую дистанцию до движущегося впереди транспортного средства, которая позволила бы избежать столкновения, а также необходимый боковой интервал, обеспечивающий безопасность движения.
Лица, нарушившие требования данных Правил, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством (пункт 1.6 указанных Правил).
Согласно Правилам дорожного движения к пешеходам в числе прочих приравниваются лица, использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства.
Исходя из вышеприведённого правового регулирования в абсолютном большинстве дорожно-транспортных происшествий будет виноват водитель, который не обеспечил безопасное движение на своём транспортном средстве, так как в силу действующего правового регулирования именно водитель будет доказывать отсутствие нарушений правил дорожного движения.
Так при рассмотрении дела № 18-АД24-19-К4 Верховным Судом РФ доводы подателя жалобы по делу об административном правонарушении были рассмотрены весьма поверхностно. По крайней мере, детального разбора всех доводов в Постановлении от 05.06.2024 не приведено.
Лично я давно выступаю за отмену презумпции вины в отношении водителей. Пешеходы и приравненные к ним лица ведут себя на дороге так словно они перед этим сохранились или купили дополнительную жизнь. Сам неоднократно видел как перебегают дорогу на запрещающий сигнал светофора, выскакивают на дорогу в неположенном месте, а порой и держатся в мёртвой зоне автомобилей, где их не видно как бы водитель не вертел головой и какие бы разумные меры предосторожности не предпринимал, а как игнорируется пункт правил о пересечении проезжей части велосипедистами и самокатчиками. Только пока правовое регулирование остаётся прежним. И никого не интересует, что порой пешеходы и приравненные к ним лица сами провоцируют дорожно-транспортные происшествия. Ведь с точки зрения закона, за редким исключением, пешеход всегда прав.
Потому, уважаемые мои читатели, будьте внимательны при вождении автомобиля, особенно если видите самокатчика, пешехода или велосипедиста. Всем добра.