Отчего-то вспомнилась кинолента, в которой волею судеб сошлись вместе самые разные актеры Шон Коннери, Никита Михалков, Юрий Соломин, Питер Финч, Донатас Бонионис, Юрий Визбор, Массимо Джиротти и другие, не менее талантливые актеры.
А вспомнилась эта картина по одной просто й причине: она о дирижаблях и о людях самых разных стран.
Да, вы угадали, я о фильме "La tenda rossa", (или по простому, по нашенски, "Красная палатка"). В этой истории (так же как и в фильме) сошлись люди самых разных стран, и в ней, как и в фильме есть своя... философия.
А дело было так.. В июле 1918 года Нобиле вместе с инженерами Джузеппе Валле (Giuseppe Valle), Бенедетто Кроче (Benedetto Croce) и Челестино Узуэлли (Celestino Usuelli) основали компанию по производству дирижаблей. Первым проектом компании был дирижабль T-34 (1919 г.), позже получивший название «Рома» и проданный армии США в 1921 году.
Эта сделка позволила завязать нужные связи в США и Умберто Нобиле в 1922 году уезжает работать в компанию Goodyear (да-да, ту самую)
Зачем?
Goodyear и Zeppelin начали свои тесные отношения в октябре 1922 года, когда руководитель Goodyear Уильям С. Янг отправился в Фридрихсхафен, Германия, чтобы предложить совместное предприятие Хуго Эккенеру и другим руководителям компании Zeppelin. В сентябре 1923 года две компании создали корпорацию Goodyear-Zeppelin. Президент Goodyear Пол В. Литчфилд был ведущим сторонником жесткого дирижабля, и две фирмы тесно сотрудничали на протяжении 1920-х и 1930-х годов. Капитан цеппелина Эрнст Леманн и инженер Карл Арнштейн вместе с другими сотрудниками Zeppelin переехали в Акрон, штат Огайо, чтобы помочь Goodyear-Zeppelin строить дирижабли, используя патенты компании Zeppelin. Кульминацией совместного предприятия стало строительство дирижаблей Akron и Macon для ВМС США в начале 1930-х годов. (Самое интересное, что спустя 70 лет сотрудничество возобновилось, но это отдельная история).
Но надежды на сотрудничество с Goodyear не оправдались (немцам конкуренты были не нужны, но...
Рождение "N1" будущей "Норвегии"
Спустя год Нобиле возвращается в Италию с заказом. Умберто Нобиле начал постройку дирижабля N-1. На какие деньги? Заказчиком выступил американский миллионер, угольный магнат и по совместительству полярный исследователь Линкольн Эллсворт (Lincoln Ellsworth). В 1917 г. предлагал свои услуги Руалю Амундсену при снаряжении экспедиции на «Мод», но не вошёл в состав команды. Потом, в 1925 г. он стал главным спонсором еще одной экспедиции Амундсена по достижению Северного полюса на самолёте, стартующего со Шпицбергена.
Но с деньгами там история мутная, итальянцы готовы были оплатить издержки, если экспедиция быдет итальянской, норвежцы отказались, и демонстративно выкупили дирижабль за 75 тыс. долларов.
Кстати, я ни капли не умаляю заслуг "Рыцаря двух полюсов", полярного иссследователя, но, все же, как забавно перемешивает карты история.
Отец Руаля — Йенс Амундсен разбогател во время Восточной (Крымской) войны, поставляя британским и французским войскам зерно и солому. Он "работал" по Черному морю, скупая русское зерно и фураж у русских купцов, и препродавая его англичанам и французам. А еще один его корабль его «Феникс» стоял в Балаклаввской бухте и был зафрахтован английскими офицерами, которые считали ниже своего достоинства жить в палатках (О, как!). А, аообще, добрейшей души человек был папочка полярника. В 1866 году Йенс Амундсен совершил рейс из Китая на Кубу, доставив на кубинские сахарные плантации 300 китайских кули, а когда на борту начались волнения (из-за нечеловеческих условий содержания Йенс Амундсен просто вздернул зачинщика на рее. К 1880-м годам во владении семьи было 20 парусников и пароход, имелась даже собственная судоверфь.
Ну, да ладно, это просто интересная деталь, к основному повествованию отношения не имеющая. Важно другое.
После серии испытательных полётов дирижабль N-1 в марте 1926 года был передан экспедиции и 29 марта переименован в "Norge" (Норвегия).
По объему дирижабль был меньше грамадных "цеппелинов", но он был намного легче их. Дирижабль N-1 имел объём 19 000 м³. Длина 106 метров, диаметр 19,5 метров, грузоподъёмность: 9,5 т. Дирижабль имел намного лучшее "энерговооружение" 3 двигателя «Майбах» Mb.IVa общей мощностью 780 л. с. позволяли ему разгоняться до 115 км/ч.
10 апреля под командованием Нобиле дирижабль вылетел из Рима в Пулхэм (Великобритания). Сделав дополнительные остановки в Гатчине (Ленинград, СССР) и Вадсё (северная Норвегия), отправился на Шпицберген, куда прибыл 7 мая. Оттуда и стартовала экспедиция. В составе экипажа, помимо Руала Амундсена, Линкольна Эллсворта и Умберто Нобиле находились Яльмар Рисер-Ларсен (пилот), Готтвальдт капитан военно-морского флота, норвежский офицер, который отвечал за радиослужбу на дирижабле «Норвегия» во время трансарктического перелёта через Северный полюс. Оскар Адольф Вистинг Вистинг принимал участие в плавании Северо-Восточным проходом на судне «Мод», где исполнял функции врача и оказал Амундсену помощь при переломе руки.
В этой экспедиции должени бы принимать участие Геннадий Олонкин Русский радиотелеграфист Олонкин был с Амундсеном ещё в экспедиции на судне Мод, но был отстранен Готтвальдтом якобы из-за слабого слуха. Он был заменен радистом Сторм-Йонсеном.
Александр Лебеденко (советский писатель и журналист) летел только с Гатчины до Шпицбергена. На Шпицбергене вместо него сел американец.
Технический персонал был итальянским.
11 мая дирижабль начал свой исторический полет на Аляску через Северный полюс. 12 мая в 1 час 30 минут, как вспоминал Умберто Нобиле, дирижабль появился над полюсом.
Воздушный корабль сделал круг над полюсом. Как и было предварительно оговорено представителями Норвежского аэроклуба и итальянского правительства, на Северный полюс поочередно было сброшено три флага: норвежский, американский, итальянский.
Вот что пишет Умберто Нобиле: «Пролетая над полюсом, мы отправили радиограммы, которые извещали мир о том, что на полюсе сброшено три флага. Несколько часов после этого радио на борту молчало. Оно так и не заработало до конца нашего путешествия ни на прием, ни на передачу…»
Следует заметить, что до полюса дирижабль поддерживал устойчивую радиосвязь со станциями Ставангера, Кронштадта, Ленинграда, Петрозаводска, Архангельска, Тромсе и Варде. Анализируя воспоминания Нобиле и Амундсена, можно предположить, что она была исправной. Мастерство радистов «Норвегии» было высоким: в Теллере они с помощью местного радиотелеграфа известили мир о благополучном завершении перелета. Но...
Запомним этот факт, ибо он повторился (но позже).
Экипаж провел над полюсом 2,5 часа, а затем дирижабль направился обратно. Местом приземления дирижабля должен был стать Ном – городок на юго-западе полуострова Сьюард (Аляска). Но сильный ветер и густой туман заставили изменить маршрут. Нобиле приземлил дирижабль у ближайшей по курсу эскимосской деревушки. Это и был Теллер где дирижабль и приземлился 2 дня спустя. Там он был разобран и на транспортном судне доставлен обратно в Италию.
А, вот здесь то и начинаетсяся наша история (но он ней в следующей статье)