Найти в Дзене

Атака при разносторонних рокировках

При игре на разных флангах партия редко заканчивается эндшпилем. Очевидно, что когда кровь льется рекой, полководцы меньше всего думают о ничьей. Атака на короля - вот что горячит кровь игрока, мотивирует его на подвиги. Разносторонние рокировки придают партии неповторимый колорит и специфику. Не все дебютные системы предполагают эвакуацию королей на разные фланги. Подобные схемы характерны для сицилианской защиты, некоторых вариантов защиты Каро-Канн, староиндийской, скандинавской и других дебютов. Есть ли определенный набор правил, как действовать игроку, чтобы преуспеть в своей атаке? Можно сформулировать ряд рекомендаций, которые помогут принимать нужные решения. Рассмотрим на практических примерах способы игры, гарантирующие успех. Автор оставляет за собой право опираться на собственное творчество. Партия 1. Сицилианская защита. Вариант дракона. Наиболее агрессивным возражением на вариант "дракона" является длинная рокировка. Фишер писал "Атака белых развивается сама собой. С

При игре на разных флангах партия редко заканчивается эндшпилем. Очевидно, что когда кровь льется рекой, полководцы меньше всего думают о ничьей. Атака на короля - вот что горячит кровь игрока, мотивирует его на подвиги. Разносторонние рокировки придают партии неповторимый колорит и специфику.

Не все дебютные системы предполагают эвакуацию королей на разные фланги. Подобные схемы характерны для сицилианской защиты, некоторых вариантов защиты Каро-Канн, староиндийской, скандинавской и других дебютов.

Есть ли определенный набор правил, как действовать игроку, чтобы преуспеть в своей атаке? Можно сформулировать ряд рекомендаций, которые помогут принимать нужные решения.

Рассмотрим на практических примерах способы игры, гарантирующие успех. Автор оставляет за собой право опираться на собственное творчество.

Партия 1. Сицилианская защита. Вариант дракона.

Наиболее агрессивным возражением на вариант "дракона" является длинная рокировка. Фишер писал "Атака белых развивается сама собой. Слабые шахматисты одолевают ею гроссмейстеров".

Интересные партии в варианте "дракона", которые могу рекомендовать к самостоятельному изучению - 1. Фишер- Ларсен, 1958г. 2. Найдорф - Пеликан, 1968г. 3. Карпов - Корчной, 1974г.

Моя партия игралась в 1999г. Я подготовил редкий ход 9.g4!, так как был уверен, что к остальным продолжениям мой соперник хорошо готов.

1.e4 c5 2.Кf3 d6 3.d4 cxd4 4.Кxd4 Кf6 5.Кc3 g6 6.Сe3 Сg7 [нельзя 6...Kg4 7.Cb5+ Cd7 8.Фxg4 с выигрышем фигуры] 7.f3 Кc6 8.Фd2 0-0 9.g4

Диаграмма 1. 9.g4
Диаграмма 1. 9.g4

Другие, более популярные продолжения здесь:

[9.Сc4 Сd7 10.0-0-0 Кe5 11.Сb3 Лc8 12.Kрb1 Кc4 13.Сxc4 Лxc4 14.g4;

9.0-0-0 d5 10.Kxc6 bxc6 11.exd5 Kxd5 12.Kxd5 cxd5 13.Фxd5 Фc7 14.Фxa8 Сf5 15.Фxf8+ Kрxf8 и нельзя 16.c3?? (16.Лd2) из-за 16...Сxc3]

9...Кe5 10.Сe2 Сe6 11.h4 классический пешечный штурм начался.

[активнее 11.g5 Кh5 12.f4 Кc6 13.Кxe6 fxe6 14.Сg4 Фd7 15.0-0 с перевесом у белых]

11...Кc4 12.h5 Сxe2 13.Фxe2 Лc8 14.hxg6 hxg6 [14...fxg6 15.Кe6 с вилкой] Белые последовательно проводят свой план вскрытия крайней вертикали. Черные в ответ готовят фигурную атаку.

15.0-0-0 Фa5 16.Сh6?! Ход слоном, по мнению компьютера - неудачный. Партия игралась в блиц, поэтому мне казалось важным разменять побольше защитников королевской крепости. Лxc3?! [16...Сxh6+ 17.Лxh6 Лxc3 18.Фh2 Кexg4 19.fxg4 Фg5+ 20.Kрb1 Лe3 21.e5 Kh5 22.Кf5 Лxe5 23.Лg1 a6 24.a3 Лxf5 25.Лxh5 Лf1+ 26.Лxf1 gxh5 27.gxh5 Kрh7 28.h6= длинный вариант убеждает, что отсутствие пешки не так критично для белых. Но история не знает сослагательного наклонения, потому как в партии игрок, играющий черными предпринимает типовую жертву качества на с3. Пожалуй, это решающая ошибка]

Диаграмма 2. Сражение достигает апогея!
Диаграмма 2. Сражение достигает апогея!

17.Сxg7 Кc4?? Безумству храбрых поем мы песню. Скорее - психологическая атака. Партия катится под откос.[ не помогает и 17...Kрxg7 18.Фd2 ферзь смотрит на h6±] 18.Сxf6! exf6 19.Фh2 Белые прорвались по h, черным нечем крыть 1-0.

Диаграмма 3. Классическая батарея по линии h решает исход быстротечного боя.
Диаграмма 3. Классическая батарея по линии h решает исход быстротечного боя.

Острая рукопашная схватка закончилась в пользу белых. Дракон в очередной раз оказался повержен.

(Продолжение следует)