Не так давно(в этой жизни 😉) общался с одним мастером, мы обсуждали звук инструментов(классических гитар) и то как они «должны» звучать, во время диалога мой собеседник сказал такую фразу
- Все инструменты, что я изготавливаю, обладают восхитительным звуком!
Естественно я попросил аргументированный ответ, каким образом ты измеряешь звук и все ли инструменты у тебя звучат одинаково, и кто задает тот самый "правильный" вектор звучания, были даны следующий ответ:
1 - Звук я измеряю своими ушами
2 - Инструменты изготавливаемые мной, звучат по-разному
3 - Профессионалы слышат(определяют) звук инструментов одинаково
Давайте попробуем разобраться.
1. Что можно измерить и как?
- Насколько можно доверять уху мастеров и ушам профессионалов (есть известный медицинский факт, что с возрастом у всех людей теряется слуховое восприятие, не говоря уже о том, что все люди различаются физически, и могут отдавать различные предпочтения к различным характерам звучания с большей или меньшей степенью)
- СИЛА звука измеряется в децибелах и даёт объективное значение при замерах шумомером, все ли уши смогут выдать показание в децибелах, что-то мне подсказывает: такие измерения будут весьма субъективными.
- ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ звука, которую тоже мы можем измерить количеством колебаний за единицу времени, и тут получается, что люди более старшего возраста МОГУТ воспринимать звук хуже в силу возраста, а приборы опять же смогут показать более объективную картину.
- Самое интересное ОБЕРТОН (от нем. ober — высокий, ton — звук) Обертоны - это призвуки, входящие в спектр ЛЮБОГО звука.
Именно гармонические обертоны - это тонкие, едва уловимые призвуки высокой частоты, сопутствующие ВСЕМ окружающим нас звукам.
Из этого можно сделать следующий вывод - чем шире диапазон обертонов у инструмента, тем более привлекательным будет звук для наших ушей, именно потому, что в нем будет максимальный охват всех диапазонов для большего колличества людей (слушателей)
2.
- Все инструменты звучат по-разному! Получается всё, что выходит из рук этого мастера заведомо «божественное» изготовление, потому что он так говорит не подкрепляя это объективными доказательствами, а всего лишь манипулирует субъективными доводами и тем, что у него лучшие схемы и лучшие материалы, а как это может проверить потенциальный заказчик, правильно - НИКАК. Нужно просто верить!
Из его логики получается, что у нас нету эталона, все что он делает одинаково хорошо, но при этом различается, тогда от чего отталкиваться?
Вернемся к обертону, именно он дает то самое различие в звуке, которое в свою очередь создает неповторимость в звуке между инструментами. Они всегда будут различаться, так как материалы в природе не повторяются, нельзя найти две абсолютно одинаковые части дерева, не говоря уже о том, что струны и порожки так же влияют на обертон, любые изменения в конструкции будут влиять на характер звучания, даже то чем и как извлекается звук будет вносить изменения в обертон.
3.
- Тут мы подходим к самому интересному, все профессионалы слышат(воспринимают) инструменты одинаково. (как я писал выше, скорее всего люди не смогут оценить точно: силу звука и его продолжительность, скорее всего их показания будут различаться, нужно проверять, я такие замеры еще не проводил, стараюсь отталкиваться от разговоров с музыкантами, кстати именно обертон инструментов — все музыканты с которыми я общался, описывают с большей схожестью)
Предположим, что люди получившие муз. Образование могут дать одинаковые показания - тогда получается, для того чтоб оценивать звучание инструмента, нужно получить музыкальное образование, но нет оказывается "ненужно", ведь на вопрос имеет ли он(мой собеседник) музыкальное образование, ответ был отрицательным.
После вопроса о муз. образовании мне показалось справедливым поинтересоваться может ли он оценить картину Казимира - ЧЕРНЫЙ КВАДРАТ, на что последовал довольно грубый ответ:
- это го@но! Это не искусство.
Тогда я поинтересовался имеет ли он художественное образование, чтобы давать такую резкую оценку, как оказалось нет.
При этом он уверен, что может оценивать одинаково хорошо и звук и искусство, но не имеет образований в этих направлениях. Понятие техник и всевозможных стилей при написании картин тоже отсутствует, и естественно опыт который получают люди при обучении 5лет в музыкальных и художественных заведениях отсутствует.
Тогда объясните мне - КАК БЕЗ МУЗ. и ХУД Образования можно оценивать качество, получается все что оценивает такой человек, не подкрепляется объективными знаниями и измерениями, это всего лишь слова - как вера, и таким образом можно говорить все что угодно, ведь это не проверить.
Исходя из нашего разговора, описанного выше, пришел к такому заключению.
С таким подходом можно сказать, что восприятие звука это субъективная оценка!
Для объективных показаний звука нам необходимо проверять частотные характеристики и силу звука приборами, не знаю можно ли измерить обертон, буду изучать этот вопрос.
Либо мы просто доверяем словам мастера, причем каждый мастер будет нахваливать свой инструмент, и кому тогда верить?
Именно такие разговоры, на протяжении всей моей карьеры гитарного маэстро, привели меня к моему проектом ЗВУК, мне хочется развеять все эти мифы, что есть секреты и тайны лака Страдивари, их нет!
Весь секрет в вас и вашем умении, извлекать звуки, другими словами успех Страдивари это Паганини - который играл на его инструментах.
немного о разговоре с мастером.
В самом же деле это был продолжительный разговор со спорами, я постарался вам рассказать основные моменты с чем я не согласен и как мне кажется, так сказать выжимку, получилось весьма объективно, если я не прав буду рад подискутировать на эту тему, так как слишком уж много я слышу Псевдо деятелей, и хотел бы чтоб у моих подписчиков была адекватная картина мира состоящая прежде всего из фактов, а не из домыслов и красивых слов.
Если вдруг вы сможете набрать 1000 сердечек и не менее 100 репостов, я открою вам личность этого без шутки замечательного и известного мастера, но с немного искаженной картиной мировосприятия как мне кажется.
ну и как говорят на Гавайях, алоха!
#keeperworkshop #ebonyjohn #малевич #казимир #квадрат #черный #черныйквадрат