Найти в Дзене
Аргументы и факты – aif.ru

«Я на это не подписывался». Как бороться со скрытыми автоплатежами

Оглавление
   Со счета пользователя могут списываться деньги за услуги, на которые он не давал согласия.
Со счета пользователя могут списываться деньги за услуги, на которые он не давал согласия.

Онлайн-приложениям и банкам могут запретить списывать деньги с россиян за услуги, на которые они не давали согласия. Такую инициативу в Центробанк направила «Общественная потребительская инициатива». Но пока этого не произошло, руководитель департамента страхования и экономики социальной сферы Финансового университета при правительстве РФ Александр Цыганов объясняет, какие автоплатежи могут опустошать наши кошельки и как от них избавиться.

Операторы связи

Чаще всего — и незаметнее — деньги могут списываться со счета мобильного телефона, говорит эксперт.

«Речь идет о подписках за услуги оператора связи, например, за мелодию для звонка и определитель номера телефона, — говорит Цыганов. — Как правило, человек не подключает их как платную услугу — возможно, при заключении договора ее навязывает оператор связи как безвозмездную. Но "забывает" напомнить, что у бесплатного периода есть определенный срок, который может достигать года. После чего подписка автоматически продлевается, только за нее уже взимается определенная сумма. Обнаруживает это человек, как правило, обратив внимание, что на счету слишком быстро "тают" деньги».

Онлайн-кинотеатры

Предложения о подписке за рубль или вовсе бесплатно на новинки кинематографа сегодня звучат отовсюду. И многие, жалея денег на платную услугу, попадаются на крючок. Схема та же, что и с «бесплатными» мелодиями на телефоне. Безвозмездный период автоматически превращается в платный, хотя выраженного согласия на него не было, подчеркивает Цыганов.

Приложения банков

Банковские онлайн-приложения могут подключать автоплатежи за смс-уведомления или какие-либо премиальные услуги, о которых владелец карты или счета может и не знать, поясняет Цыганов. В итоге ежемесячно списывается кругленькая сумма.

Как бороться

Случается также, что человек случайно нажал на какую-то кнопку — и услуга активировалась. В любом случае все подключенные автоплатежи можно увидеть в своем личном кабинете, напоминает эксперт.

«В личном кабинете онлайн-приложений обязательно есть возможность посмотреть все списания и отключить любую платную услугу, — рассказывает он. — Как правило, механизм несложный. Если самостоятельно избавиться от автоплатежей не удается, можно обратиться к поставщику услуги — оператору связи или в банк. Помочь может и финансовый консультант или специалист по финансовой грамотности, такие, кстати, есть при многих вузах».

В личный кабинет эксперт рекомендует заглядывать регулярно, а не только в тот момент, когда деньги уже списались. Нужно взять за правило мониторить свои подписки и автоплатежи, чтобы не пропустить навязанную услугу.

«Внимательно читайте договор с банком или оператором связи об обслуживании перед тем, как поставить свою подпись, — напоминает Цыганов. — И не забывайте вычеркивать услуги, от которых вы отказываетесь».

Если есть твердая уверенность в том, что услуга подключена без согласия пользователя и списаны приличные деньги, сначала стоит обратиться к поставщику услуги. Иногда, говорит Цыганов, операторы связи или банки идут навстречу и возвращают деньги. В противном случае придется обращаться в суд.

Поможет ли это, сейчас зависит от многих обстоятельств. Но в Госдуме сейчас рассматривают законопроект о скрытых списаниях денег, и, если он будет принят, за подобные попытки заработать на россиянах будут наказывать. Кроме того, банки и операторы связи должны будут присылать уведомления с указанием суммы и возможности одностороннего отказа от услуги, как минимум, за день до очередного периодического платежа.

Больше срочных и эксклюзивных новостей — в телеграм-канале АиФ