Найти в Дзене

Не смотри в это окно: об одном викторианском готическом шедевре

Опасные жёлтые обои мы с вами недавно обсуждали, а вот сегодня возьмёмся за нехорошее окно из рассказа шотландской писательницы Маргарет Олифант (1828–1897). Олифант, кстати, одна из самых ярких представительниц викторианской готики — автор 98 (!) романов, среди которых исследователи готической литературы особенно выделяют романы "Сын колдуна" и "Дом на болоте". Естественно, у нас ни черта не переведено из романов Олифант, но, благо, есть переводы на русский язык нескольких мистических рассказов. Один из них вам и посоветую сегодня — "Окно библиотеки" (1896). Мы оказываемся в вымышленном шотландском городе Сент-Рулзе, прототипом которого стал реальный город Сент-Андрус, где находится старейшая библиотека Шотландии. Главная героиня рассказа Олифант — девочка-подросток, которая живет в доме, окна которого выходят на улицу, где на другой стороне расположена мрачная библиотека. Крайнее окно библиотеки особенно занимает девочку, которую, к слову, даже родственники считают "странной, мечтате

Опасные жёлтые обои мы с вами недавно обсуждали, а вот сегодня возьмёмся за нехорошее окно из рассказа шотландской писательницы Маргарет Олифант (1828–1897). Олифант, кстати, одна из самых ярких представительниц викторианской готики — автор 98 (!) романов, среди которых исследователи готической литературы особенно выделяют романы "Сын колдуна" и "Дом на болоте". Естественно, у нас ни черта не переведено из романов Олифант, но, благо, есть переводы на русский язык нескольких мистических рассказов. Один из них вам и посоветую сегодня — "Окно библиотеки" (1896).

Маргарет Олифант
Маргарет Олифант

Мы оказываемся в вымышленном шотландском городе Сент-Рулзе, прототипом которого стал реальный город Сент-Андрус, где находится старейшая библиотека Шотландии. Главная героиня рассказа Олифант — девочка-подросток, которая живет в доме, окна которого выходят на улицу, где на другой стороне расположена мрачная библиотека. Крайнее окно библиотеки особенно занимает девочку, которую, к слову, даже родственники считают "странной, мечтательной, не от мира сего". Окно, конечно, зловещее: "совершенно слепое, в нем абсолютно ничего не отражается". Наличник окна выкрашен черной краской. И стекла тоже зачернены.

-2

Как-то раз девочка слышит разговор своей тетушки с подругами об этом окне: "А окно ли это вообще?" Настоящее или заложенное кирпичом в те времена, когда за окна платили налог? "В смысле налог за окна?!", — спросите вы. Да-да, в Шотландии в 1696 году действительно существовал Оконный налог, который взимался с владельцев домов за каждое окно сверх определенного количества. Число окон, которые подлежали налогообложению, со временем менялось. Такие налоги за окна даже привели к тому, что в городах стали строить здания вовсе без окон вплоть до 1851 года, когда налог отменили.

-3

Но вернемся к нашей героине. Постепенно в глухом окне она начинает различать разные очертания: книжный шкаф, картина, письменный стол с бумагами… Только вот проблема в том, что комнату за окном видит только девочка: взрослые и другие дети, когда она пытается сказать им, что за окном что-то есть, как-то странно реагируют на ее слова и убеждают: “Глаз нас обманывает, и сердце тоже”. С каждым днем девочке удается рассмотреть все больше: она начинает видеть какие-то тени, и в итоге явственно чувствует: “внутри кто-то есть, пусть даже его пока и не видно".

В общем, всем любителям викторианской готики советую узнать тайну окна старой университетской библиотеки Сент-Рулза, а также другие колдовские странные загадки этого рассказа Маргарет Олифант.