Найти в Дзене
РИА Время

Красивые, бездельники и селекционеры апельсинов средней полосы

Экспертная оценка странных партий мира «Партия — это безумие многих ради выгоды единиц», - сказал, как отрезал, в свое время писатель Джонатан Свифт. Заявление резкое, возможно, справедливое. Но какая, скажите, выгода у единицы-организатора, которая создает, к примеру, «Официальную чудовищную, бредовую, чокнутую партию»? Поверьте, это не шутка и сегодня не 1 апреля. Структуру с таким названием создал в 1983 году Великобритании музыкант Дэвид Эдвард «Вопящий Лорд» Сатч. Хотя…музыкант, эпатаж… Здесь то всё как раз ясно – это пиар. Но история знает и еще более «чудесатые», как говорила Кэрролловская Алиса, политические партии и программы. Скажем, румынская «Партия красивых», или датская «Партия добросовестно отлынивающих от работы бездельников» или, вишенкой на торте, наша партия «Субтропическая Россия», которая предлагала климатическую реформу, выращивать апельсины и повысить градусность водки. В далеком 1963 году канадский врач и писатель Жак Феррон основал партию «Носорог», которая в т
Оглавление

Экспертная оценка странных партий мира

Изображение: www.freepik.com
Изображение: www.freepik.com

«Партия — это безумие многих ради выгоды единиц», - сказал, как отрезал, в свое время писатель Джонатан Свифт. Заявление резкое, возможно, справедливое. Но какая, скажите, выгода у единицы-организатора, которая создает, к примеру, «Официальную чудовищную, бредовую, чокнутую партию»? Поверьте, это не шутка и сегодня не 1 апреля. Структуру с таким названием создал в 1983 году Великобритании музыкант Дэвид Эдвард «Вопящий Лорд» Сатч. Хотя…музыкант, эпатаж… Здесь то всё как раз ясно – это пиар. Но история знает и еще более «чудесатые», как говорила Кэрролловская Алиса, политические партии и программы. Скажем, румынская «Партия красивых», или датская «Партия добросовестно отлынивающих от работы бездельников» или, вишенкой на торте, наша партия «Субтропическая Россия», которая предлагала климатическую реформу, выращивать апельсины и повысить градусность водки.

Изображение: www.freepik.com
Изображение: www.freepik.com

Тупые носороги и периоды социальных революций

В далеком 1963 году канадский врач и писатель Жак Феррон основал партию «Носорог», которая в течение 40 лет принимала активное участие в выборах. Главное ее отличие в том, что это была беспрограммная партия: любой носорожий партиец мог декларировать все что вздумается. И чего им только не вздумывалось: предлагали отменить зиму и закон гравитации, запретить оружие и масло, так как и то и другое убивает, сделать канадской валютой жвачку, чтобы бюджет страны можно было легко надуть и сдуть. А покончить с преступностью можно, считали члены «Носорога», отменив все законы.

Партия «Носорог» – это культурный феномен и часть политического процесса того времени, считает историк Семен Матюшенко.

«Почему носорог был выбран как символ? Да потому, что Ферон утверждал, что политики тупые, как носороги. Плюс толстокожие, но, тем не менее, в случае опасности быстро убегают. Что касательно странных программ, вплоть до отмены гравитации: это примета времени, политическая эксцентрика. Здесь нужно исходить из того, что мир претерпел серьезные социальные изменения как раз 60-е годы: борьба за гражданские права в США, социальная революция во Франции. Например, 1968 был очень насыщенный год для мира, когда произошли последние социальные перестройки, общество перешло от старого капиталистического уклада XIX века социальных отношений и искало новые формы», - говорит Матюшенко.

Подобные эксперименты происходят в периоды социальных революций, считает эксперт. По его словам, общество не видит в политических силах те партии, которые могут защищать и отстаивать их интересы. Это часть концепции кризиса демократии и вообще политики. Появляются многочисленные акционизмы: что человек не сделает, то можно считать какой-то акцией. И это тоже политика.

Изображение: www.freepik.com
Изображение: www.freepik.com

Многопартийность и страшные мультики

Нейминг у партий во всем мире, безусловно, порой ну просто суперкреативный! Вот, возьмем «Партию сброда» — это ироничное прозвище политической партии, официально известной как Свободная социалистическая группа или Социально-анархистское движение в Нидерландах 20-х годов. В парламент не пробилась, известность обрела благодаря акциям, направленным на критику института всеобщего избирательного права. Короче, бойкотировали выборы как таковые. Люди развлекались как могли, комментирует политконсультант, член исполнительного совета РАСО, медиатехнолог Алена Август. Но этот частный пример показывает то, что людям интересно на какое-то время переключаться, получить отдушину, посмотреть новый мультик и вернуться к старому доброму кино, которое ты смотришь вместе с родителями.

«Многопартийность — это неплохо. Всегда должна быть конкуренция. Но в силу того, что люди по разным причинам, рано или поздно, разочаровываются в существующих партийных объединениях, то начинается парад беспредела и безумия. Кроме разочарования в существующих партиях, причина еще кроется в том, что человек сейчас живет в очень интересном смысловом поле. Ему постоянно нужно кормиться чем-то новым. На уровне банальной футурологии и с точки зрения анализа психологических изменений на уровне больших чисел, мне кажется, что мы немножко превращаемся в детей, которым все время нужно сладкое, которым все время нужна газета и новые мультики», - подчеркивает Август.

Ну и к слову, как капризничает избиратель? Он не ходит на выборы, либо он протестует. И вот для этого развлечения ему нужны какие-то новые политические впечатления, считает медиатехнолог. Вот и видим мы довольно странные партии, которые пытаются как раз на желании чего-то нового зайти. Потому же дети смотрят ужасы-мультики и рассказывают страшилки. Нервы щекочет, но ничего по большому счету не случится.

Изображение: www.freepik.com
Изображение: www.freepik.com

Цель, оправдывающая средства

«Партия двухвостой собаки» из Венгрии или английская «Чертова аренда слишком высока» – нелепые и смешные названия, странности в программах нужны для привлечения внимания, уверен Директор региональных проектов Центра ПРИСП, член РАПК Антон Садкин.

«Человек, который тратит какие-то ресурсы и готов участвовать в выборах зачастую привлекает внимание к какой-то отдельной теме и в нее долбит прямо точечно. У нас внутри страны очень любят вспоминать «Партию любителей пива». А при этом профессионалы отрасли знают истинные причины создания партии. Все всегда создается ради чего-то, ради достижения какой-то цели. Если я на территории какой-то области имею возможность создать партию, и я имею ресурсы для того, чтобы узнать мнение людей и их запрос, то я в программу и даже в название этой партии внесу именно то, что отвечает этим народным чаяниям», - говорит Садкин.

Эксперт как пример предложил представить ситуацию, чтоб отчетливей понять ответственность в нашей стране за подкуп избирателей. Создайте партию и назовите ее «Всем сестрам по серьгам». Вас ожидает жестокое разочарование: она будет снята с регистрации или не будет допущена к выборам, потому что тут в наличии прямое нарушение закона – подкуп и предложение материальных ценностей.

Главное – всегда есть некая цель, говорит Садкин. Есть цель потроллить личность, группу, власть – создается смешная партия ради этого. Если желание «помучить» какую-то главную партию, идя ей в оппозицию, а другой «официальный» оппонент не может это сделать – создается опять-таки забавная техническая партия. Или нужно народную эмоцию направить в какое-то русло – вновь удобный механизм сделать это, создав партию.

Изображение: www.freepik.com
Изображение: www.freepik.com

Добрый клоун, мудрый клоун, грустный клоун

В Швеции существует так называемая «Жонглёрская партия», которая ратует за то, чтобы в обществе как можно больше жонглировали. Партия живая, регулярно участвует в выборах в местные органы власти. и вот вам один из предвыборных лозунгов: «Вы согласны, что другие партии слишком много говорят, вместо того, чтобы жонглировать? Голосуйте за партию жонглёров!»

Все это неординарные политические волеизъявления, говорит историк Семен Матюшенко: «Относиться к этому как к клоунаде, я думаю, не стоит. Во все времена были примеры политической эксцентричности. Калигула вводил коня в Сенат, потому что считал, что конь лучше, чем все сенаторы вместе взятые. Здесь отсылка к культуре шутовства: как известно, придворные шуты – это были очень важные политические фигуры. И вот такие партии сейчас могут указывать на какие-то социальные, общественные недостатки, на проблемы, на которые большие партии никогда не укажут. Потому что крупняки стали способом отработки интересов различных финансово-промышленных групп».

Политтехнолог Антон Садкин уверен, что если люди, а политики тоже априори люди, занимаются хорошими, добрыми делами и помогают другим, то неважно, как ты назовешься: «Шутовское название или ты предельно серьезен без тени юмора – тебя будут поддерживать, если ты нормальный, общительный, искренний, добрый. Люди это увидят, отдадут голоса за тебя на выборах, если ты политик. Но у нас, к сожалению, и очень часто, на нашей планете Земля все иначе…»