Найти в Дзене

Манипуляции на маркетплейсах: «скидки 70%»

С момента вторжения маркетплейсов на потребительский рынок их популярность неуклонно растёт, а более привычные торговые площадки теряют прибыли. Дело доходит до жалоб в Федеральную антимонопольную службу (ФАС). Так, например, в феврале этого года сделала Ассоциация торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК), обвиняя маркетплейсы в демпинге – продаже по искусственно заниженным ценам. Обиду традиционных продавцов можно понять, но реальный демпинг не всегда имеет место быть, а покупателей зачастую уводит на маркетплейсы их финансовая безграмотность и манипуляции с психикой. О самой распространённой манипуляции – больших скидках – рассказал доцент кафедры экономической политики и экономических измерений Института экономики и финансов Государственного университета управления Максим Чирков. «Понятно, что в очень большом количестве случаев скидки не соответствуют действительности, то есть это дисконт от воображаемых цен, которых, по крайней мере в п
Оглавление

С момента вторжения маркетплейсов на потребительский рынок их популярность неуклонно растёт, а более привычные торговые площадки теряют прибыли. Дело доходит до жалоб в Федеральную антимонопольную службу (ФАС). Так, например, в феврале этого года сделала Ассоциация торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК), обвиняя маркетплейсы в демпинге – продаже по искусственно заниженным ценам. Обиду традиционных продавцов можно понять, но реальный демпинг не всегда имеет место быть, а покупателей зачастую уводит на маркетплейсы их финансовая безграмотность и манипуляции с психикой.

О самой распространённой манипуляции – больших скидках – рассказал доцент кафедры экономической политики и экономических измерений Института экономики и финансов Государственного университета управления Максим Чирков.

«Понятно, что в очень большом количестве случаев скидки не соответствуют действительности, то есть это дисконт от воображаемых цен, которых, по крайней мере в последнее время, не было».

Совет №1 – мониторьте рынок

При покупках ориентироваться на скидки нельзя. В большинстве случаев они стимулируют к тратам импульсивных людей. Едва завидев двузначную скидку, шопоголики хватают не очень-то нужный на самом деле товар, а продавец радостно потирает руки. Но если покупка дорогостоящая даже с большой скидкой, то и такие люди задумаются.

Это лучший момент для того, чтобы приостановиться и подойти к покупке с умом. Проверьте и сравните цены на нескольких площадках. При огромном количестве товаров на современных маркетплейсах контролировать абсолютно весь рынок невозможно, но в отношении заранее запланированных значительных покупок такая возможность есть.

Например, вы захотели приобрести телевизор и решили дождаться традиционной сезонной скидочной акции, которых сейчас уже немало. Не ждите! Заранее приценитесь к нужным моделям, запишите стоимость, потом дождитесь акции и сравните цены. В большинстве случаев вас будет ждать сюрприз – цена со скидкой по акции окажется приблизительно равной стоимости того же товара до начала распродажи.

Совет №2 – верьте малому

Реальные скидки существуют. Но они редко превышают 10%. В остальных случаях это манипуляция, стремление сбыть продукты с истекающим сроком годности или вовсе подделка.

«Если товар подешевел в разы, это очень настораживает. Чаще всего речь идет просто об изначально завышенной цене, но в каких-то случаях это — контрафакт. Причем если он продается под видом оригинала с большой скидкой, то, скорее всего, вы за этот контрафакт очень сильно переплатите».

Есть категории граждан, которые вполне осознанно готовы купить подделку, потому что оригинал недоступен, но очень желаем. К сожалению, даже с большой скидкой они скорее всего переплатят за этот контрафактный товар, но это уже их личное дело. Всех остальных отсылаем к совету №1 – если есть сомнения, то почитайте отзывы других покупателей и оцените объёмы продаж данного конкретного продавца на площадке. Добросовестным предпринимателям невыгодно торговать некачественными товарами и терять лицо, потребителя, прибыль.

Совет №3 – жалуйтесь

Третий совет вытекает из второго – ни маркетплейсам, ни продавцам, чьи предложения на них агрегируются, не хочется терять прибыль. Они зарабатывают на своих клиентах и заинтересованы в распространении качественных товаров.

«Если есть какое-то недопонимание, первое, что нужно сделать, — просто обратиться на маркетплейс. Учитывая огромные объёмы торгов и выручки, онлайн-площадки часто идут навстречу, чтобы покупатели были довольны и не появлялось негативных отзывов».

Даже если продавец оказывается не слишком добросовестным, у маркетплейсов есть масса способов надавить на него. Торговцам дешевле решить вашу частную проблему, чем вступать в конфликт с используемой площадкой, платить повышенную комиссию или испытывать технические ограничения. Жалобы покупателей таким образом способствуют повышению качества товаров и услуг.

Но в конечном итоге всё зависит от сознательности покупателя. Все давно понимают, что невероятные скидки – это манипуляция. Но они по-прежнему красуются на билбордах и в уголках карточек товаров на маркетплейсах, а значит кто-то всё ещё им верит.