Мода часто связана с чрезмерностью, которая становится одновременно предметом гордости и насмешек.
Помните, когда-то ходили в обуви с длинными носами? Еще раньше, в 1970-х, молодежь соревновалась, у кого клеши шире. А объемная прическа бабетта в 1960-х? Но сама эта преувеличенная выразительность имеет не только эстетические, но и социальные корни.
Приведу яркий пример. В 1830-х, в период бидермейера, вслед за пышными юбками, а также рукавами «бараний окорок» стали популярны и высокие сложные прически с пучками. А вместе с ними в высшем обществе Европы (и не только) распространилась мода на вертикальные испанские гребни пейнеты, на которые сеньоры, сеньориты и доньи накидывали свои мантильи из черного кружева.
Эти крупные черепаховые гребни можно увидеть, например, на портретах русских аристократок кисти Карла Брюллова.
Однако максимального размаха этот аксессуар достиг в Аргентине между 1825–1835 годами. Тогда среди женщин высшего сословия Рио-де-ла-Плата, Буэнос-Айреса и Монтевидео был широко распространен головной убор пейнетон (peinetón — от исп. peineta).
Пейнетоны отличались красивой резьбой и чрезмерно большими размерами, достигая на пике популярности 120 см в высоту и ширину. Это были предметы роскоши. Столь большие гребни дополняли пышный образ, выдержанный в европейском стиле бидермейер.
Считается, что пейнетоны были первым проявлением подлинно аргентинской моды. При этом они имели серьезное значение как для женщин, так и для местного общества в целом.
С одной стороны, этот аксессуар символизировал женскую уверенность и независимость, позволяя дамам заявлять о себе в общественной жизни. Этих женщин невозможно было не заметить, а мужчины ими гордились. Более того, огромные гребни становились площадкой для политических лозунгов и изображений, особенно в поддержку федералиста Хуана Мануэля де Росаса.
С другой стороны, головной убор вызывал критику со стороны консервативных кругов, которые видели в нем вызов традиционным гендерным ролям и устоям (а именно, незаметной домашней роли женщины). В стихах и карикатурах того времени гребень часто становился объектом насмешек.
Уже к 1838 году мода на пейнетоны угасла, однако дамы видели в них символ своей силы и бережно хранили эти драгоценные предметы в шкафах, передавая по наследству.