Ещё один огромный русский дар, практически вытесненный из национальной памяти.
Удивительная всё-таки вещь – судьба не только человеческая, но и судьба славы человеческой.
В сталинские годы Горелов входил в число главных советских художников той эпохи – немногим ниже рангом Александра Герасимова, Бориса Иогансона, Игоря Грабаря, Петра Кончаловского, Исаака Бродского, Павла Корина, Владимира Серова, Петрова-Водкина, Касаткина – сразу после этих титанов и мастеров, в первой десятке, наряду с несколькими иными.
Заслуженный деятель искусств, академик, лауреат Сталинской премии – при этом начавший ещё до революции.
Один факт, чтобы понять разнородность его судьбы. Молодой Горелов был самым любимым учеником Репина. (На курсе Репина, напомню, училось 70 живописцев.)
Происхождение у Горелова было – что надо. Родился в крестьянской семье (3 апреля 1880 года) в селе, рисовать учился с икон и зарабатывал на то, чтоб обучиться живописи, расписывая храмы (о чем прямо сообщил в своей классической биографии, опубликованной во всех сталинских искусствоведческих антологиях).
В академии написал работу «Стенька Разин на пути к Москве» (упоминаемую Гиляровским в книге «Москва и москвичи»), за которую получил огромную по тем временам премию – 2 000 рублей. Академию закончил в 1911 году. И после этого снова получил крупную премию за достижения в живописи.
Работал в Италии, Франции, Германии, с 1914 года преподавал в Харькове живопись.
У него было очень большое имя ещё до революции, но революцию он принял безусловно и уже в 1918 году оформлял в Петрограде праздничную площадь, а в 1919 году на конкурсе «Великая Октябрьская революция» взял две премии сразу.
В 1924 году написал ещё одну знаменитую работу о Разине; ещё у него будет три работы о Емельяне Пугачёве, две об Иване Болотникове, многочисленные портреты Ленина и Сталина, классические портреты стахановцев, работы об индустриализации и так далее.
На самом деле он действительно замечательный исторический художник, много писавший на темы старины, в том числе – о православных чудесах.
И была в его биографии одна история, о которой я подробно рассказывал в одном из «Уроков русского».
Был у Гавриила Горелова сын Ростислав (1916 года рождения), который тоже учился на художника, но в 30-е натурально попал в серьезную антисоветскую террористическую организацию.
Если б по этому поводу снимали сегодня сериал, то сына бы расстреляли, а отца отправили на Колыму.
Но в реальности было чуть иначе.
Сын-террорист и в тюрьме работал в художественной мастерской, и за хорошее поведение вышел досрочно, отсидев 2 года.
На сверхуспешной работе отца посадка сына-террориста никак не сказалась. Он остался в когорте виднейших советских художников.
Гавриил Горелов прожил 86 лет.
И сын, и дочь его стали знаменитыми художниками. Но поменьше рангом, чем отец.
Если б сегодня сделали большую выставку Гавриила Никитича Горелова – все бы офигели. Большинство и не догадывается, что у нас такое было. Но мы такие богатые, что можем позволить себе забыть огромные величины.
В моей домашней коллекции живописи есть, к моему счастью, одна из незаконченных работ Гавриила Горелова «Взятие крепости войсками Болотникова». Сам по себе замысел, конечно, замечательный.