Найти в Дзене
Захар Прилепин

ГОРЕЛОВ. ЗАБЫТЫЙ

Ещё один огромный русский дар, практически вытесненный из национальной памяти.

Удивительная всё-таки вещь – судьба не только человеческая, но и судьба славы человеческой.

В сталинские годы Горелов входил в число главных советских художников той эпохи – немногим ниже рангом Александра Герасимова, Бориса Иогансона, Игоря Грабаря, Петра Кончаловского, Исаака Бродского, Павла Корина, Владимира Серова, Петрова-Водкина, Касаткина – сразу после этих титанов и мастеров, в первой десятке, наряду с несколькими иными.

Заслуженный деятель искусств, академик, лауреат Сталинской премии – при этом начавший ещё до революции.

Один факт, чтобы понять разнородность его судьбы. Молодой Горелов был самым любимым учеником Репина. (На курсе Репина, напомню, училось 70 живописцев.)

Происхождение у Горелова было – что надо. Родился в крестьянской семье (3 апреля 1880 года) в селе, рисовать учился с икон и зарабатывал на то, чтоб обучиться живописи, расписывая храмы (о чем прямо сообщил в своей классической биографии, опубликованной во всех сталинских искусствоведческих антологиях).

В академии написал работу «Стенька Разин на пути к Москве» (упоминаемую Гиляровским в книге «Москва и москвичи»), за которую получил огромную по тем временам премию – 2 000 рублей. Академию закончил в 1911 году. И после этого снова получил крупную премию за достижения в живописи.

Работал в Италии, Франции, Германии, с 1914 года преподавал в Харькове живопись.

У него было очень большое имя ещё до революции, но революцию он принял безусловно и уже в 1918 году оформлял в Петрограде праздничную площадь, а в 1919 году на конкурсе «Великая Октябрьская революция» взял две премии сразу.

В 1924 году написал ещё одну знаменитую работу о Разине; ещё у него будет три работы о Емельяне Пугачёве, две об Иване Болотникове, многочисленные портреты Ленина и Сталина, классические портреты стахановцев, работы об индустриализации и так далее.

На самом деле он действительно замечательный исторический художник, много писавший на темы старины, в том числе – о православных чудесах.

И была в его биографии одна история, о которой я подробно рассказывал в одном из «Уроков русского».

Был у Гавриила Горелова сын Ростислав (1916 года рождения), который тоже учился на художника, но в 30-е натурально попал в серьезную антисоветскую террористическую организацию.

Если б по этому поводу снимали сегодня сериал, то сына бы расстреляли, а отца отправили на Колыму.

Но в реальности было чуть иначе.

Сын-террорист и в тюрьме работал в художественной мастерской, и за хорошее поведение вышел досрочно, отсидев 2 года.

На сверхуспешной работе отца посадка сына-террориста никак не сказалась. Он остался в когорте виднейших советских художников.

Гавриил Горелов прожил 86 лет.

И сын, и дочь его стали знаменитыми художниками. Но поменьше рангом, чем отец.

Если б сегодня сделали большую выставку Гавриила Никитича Горелова – все бы офигели. Большинство и не догадывается, что у нас такое было. Но мы такие богатые, что можем позволить себе забыть огромные величины.

«Ряженые в деревне». 1906
«Ряженые в деревне». 1906

«Колокола - на пушки». 1906
«Колокола - на пушки». 1906
«Казнь Степана Разина». 1913
«Казнь Степана Разина». 1913
«Обнажённые на солнце». 1916
«Обнажённые на солнце». 1916
«Осмеяние трупа Ивана Милославского». 1917
«Осмеяние трупа Ивана Милославского». 1917
«Царевна Софья». 1921
«Царевна Софья». 1921
«Чтение грамоты Троицкой лавры в 1611 году». 1921
«Чтение грамоты Троицкой лавры в 1611 году». 1921
«Степан Разин на Волге». 1924
«Степан Разин на Волге». 1924
«Порка крестьян в деревне». 1925
«Порка крестьян в деревне». 1925
«Конная атака». 1930-е.
«Конная атака». 1930-е.
«Расправа с пугачёвцами». 1930-е.
«Расправа с пугачёвцами». 1930-е.
«Пруд в низине». 1930-е.
«Пруд в низине». 1930-е.
«Портрет врача Павлова». 1930
«Портрет врача Павлова». 1930
«Сын Ростислав». 1930-е.
«Сын Ростислав». 1930-е.
«Портрет девушки в зелёном». 1938
«Портрет девушки в зелёном». 1938
«Войска Советской армии проходят по Красной площади». 1942
«Войска Советской армии проходят по Красной площади». 1942
«Восстание Болотникова». 1944
«Восстание Болотникова». 1944
«Псов-рыцарей ведут во Псков». 1947
«Псов-рыцарей ведут во Псков». 1947
«Минин приветствует народ с победой». 1947
«Минин приветствует народ с победой». 1947
«Москва». 1947
«Москва». 1947
«Портрет сталевара завода «Серп и молот» А.С.Субботина». 1949
«Портрет сталевара завода «Серп и молот» А.С.Субботина». 1949
«Автопортрет в белой рубашке». 1950-е.
«Автопортрет в белой рубашке». 1950-е.
«ДнепроГЭС». 1953
«ДнепроГЭС». 1953
«Плотина». 1954
«Плотина». 1954
«Оргия в апартаментах папы Александра VI Борджиа». 1956
«Оргия в апартаментах папы Александра VI Борджиа». 1956
«Выступление В.И.Ленина перед работниками искусства». 1963
«Выступление В.И.Ленина перед работниками искусства». 1963

В моей домашней коллекции живописи есть, к моему счастью, одна из незаконченных работ Гавриила Горелова «Взятие крепости войсками Болотникова». Сам по себе замысел, конечно, замечательный.

-27