Найти в Дзене
Александр Долгих

Как геометрия помогла раскрыть подделки Ван Гога и Вермеера

Оглавление

Представьте: вы купили на блошином рынке «старинную» картину, а через неделю узнаёте, что это подделка. Обидно? Ещё как! Но как эксперты отличают фальшивки от оригиналов? Оказывается, иногда спасает не химия красок, а… геометрия. Да-да, та самая, из школьных учебников! Сегодня я расскажу, как линии, углы и перспектива вывели на чистую воду мошенников, пытавшихся подделать даже Ван Гога и Вермеера.

Ван Гог: Где спрятана его «сумасшедшая» геометрия?

Винсент Ван Гог писал как одержимый: мазки — нервные, цвета — кислотные, а перспектива… Ну, казалось бы, какая перспектива? Всё же абстрактно! Но не спешите.

В 2010 году в музее Ван Гога в Амстердаме провели интересный эксперимент. Учёные взяли его картину «Спальня в Арле» и построили 3D-модель комнаты. Оказалось, что линии стен, окон и мебели на холсте точно совпадают с реальной геометрией пространства. А ещё Ван Гог, несмотря на эмоциональный стиль, часто использовал скрытые направляющие линии, чтобы «вести» взгляд зрителя.

Картина Ван Гога «Спальня в Арле»
Картина Ван Гога «Спальня в Арле»

А где подделки?
В 2018 году в Италии «всплыла» картина «Пшеничное поле», якобы написанная Ван Гогом. Но эксперты заметили странное: линии горизонта и тени не совпадали с его манерой. У Винсента даже в хаотичных мазках был математический порядок — например, спирали в «Звёздной ночи» подчиняются законам золотого сечения. У подделки же перспектива была «как у пятиклассника на уроке рисования» — слишком прямолинейной.

-2

Оказывается, даже в бурлящем хаосе Ван Гога есть геометрическая логика и подделать её оказалось сложнее, чем стиль!

Вермеер: Фотоаппарат XVII века

Ян Вермеер — мастер «тихой» живописи. Его интерьеры настолько детальны, что кажется, будто он срисовывал их с фотографии. И не зря! Историки давно подозревают: Вермеер использовал камеру-обскуру (прототип фотоаппарата). Эта штука проецировала изображение на холст, помогая выстроить идеальную перспективу.

Посмотрите на его картину «Урок музыки». Если провести линии вдоль плиток пола, оконных рам и музыкальных инструментов, они сойдутся в одной точке — как рельсы уходящего поезда. Это и есть закон линейной перспективы!

-3

А где подделки?
В 1940-х голландец Хан ван Меегерен подделал несколько «Вермееров», включая «Христа в Эммаусе». Картины выглядели убедительно… пока не пришёл XX век с компьютерами. Учёные наложили сетку координат на оригиналы и подделки. И выяснилось, что у Вермеера все линии перспективы идеально точны (спасибо камере-обскуре, наверное?), а у ван Меегерена они «плыли»: где-то угол наклона стола не совпадал, где-то тень падала не туда.

-4

Вывод? Вермеер был не только художником, но и «инженером». Повторить его расчёты без техники почти невозможно.

Как сегодня ищут фальшивки? Лазеры и нейросети

Современные эксперты не только смотрят на перспективу, но и просвечивают картины рентгеном, чтобы найти скрытые слои. Например, под некоторыми подделками находят наброски карандашом (Ван Гог и Вермеер их почти не делали — сразу писали красками). А ещё нейросети и компьютерные алгоритмы анализируют мазки: у каждого художника свой «почерк», как отпечаток пальца.

Таким образом в 2022 году нейросеть распознала подделку Ван Гога… по слишком правильной геометрии. Искусственный интеллект заметил, что линии «под копирку» идеальны, а у Винсента всегда есть лёгкий «дисбаланс» — следы его эмоций.

В общем, искусство и математика — не враги, а лучшие друзья. Даже если художник не знает формул, его рука следует внутреннему компасу пропорций. А мошенникам остается только завидовать: подделать душу гения ещё никому не удавалось. А про тандем музыки и математики расскажу как-нибудь в другой раз.

P.S. Если вдруг решите купить «Ван Гога» на распродаже — захватите с собой линейку. А пока подписывайтесь на мой Телеграм или читайте то, что я с заботой подобрал для вас ещё: