«Служить на «Севастополе» и ни разу не быть в Севастополе» — вот мысль, которая грызла меня на протяжении многих лет. И, наконец, догрызла.
Так начиналась первая часть этой статьи, опубликованная на канале Бориса Седых, питерского писателя, атомного подводника и парусного штурмана. Загрузившись целой коробкой книг «Проза морской жизни», «Позывной – Питон», «Прочный корпус», «Море на двоих», «Секретный поход» (Борис Седых) и «Не только морские рассказы», «Другой флот» (ваш покорный слуга), отправился я в город-герой Севастополь. А там общался с севастопольцами, дарил книги военно-морским училищам, библиотекам и просто людям, все эти занимательные приключения начал описывать в первой части и продолжаю во второй.
Если в морской столице России, Санкт-Петербурге, можно месяцами жить и моря не видеть, с флотскими не общаться, то здесь, в столице черноморской, на флоте основано вообще всё. А море здесь повсюду, благодаря многочисленным бухтам, издавна добавляющим перчинки в городскую логистику. Поэтому, естественно, что корабль с именем «Севастополь» здесь занимает особое место. Это и многочисленные мемориалы, картины, сувениры, и просто детские фантазии.
Речь идёт о линкоре «Севастополь», но в 1956 году после его вывода из эксплуатации город осиротел.
Поэтому логичным было присвоить это имя новому кораблю, им стал большой противолодочный корабль (позже – ракетный крейсер) «Севастополь» проекта 1134, вступившем в строй в 1969 году, последним из всей четвёрки кораблей этого проекта. Ну а я ступил на его палубу 16 лет спустя, будучи молодым и полным сил, чего уже нельзя было сказать о самом корабле.
Но собака зарылась в том, что «Севастополь» и остальная троица его систершипов, никогда не заходили в Чёрном море! Были приписаны к Северному и Тихоокеанскому флотам, обошли моря и океаны, но Босфора не проходили! И мне это каждый раз приходится объяснять слушателям, понимающе кивающим «А, понятно, ЧФ!», когда я упоминаю службу на «Севастополе».
Более того, и броненосец «Севастополь» (типа "Полтава", 1900–1904) короткую службу свою провёл на Балтике и Тихом океане…
У города, жизнь которого полностью связана с Военно-Морским флотом и кораблями, никогда (кроме линкорного периода 1943-1956) не было своего домашнего (то есть, базирующегося в городе) корабля. У Владивостока, например, был (РКР «Владивосток» пр. 1134), а у Севастополя не было! И два «Мистраля» (которым внезапно оказалось не суждено вступить в состав ВМФ РФ, а я уже почти договорился попасть на торжественную встречу) должны были стать «Севастополем» и «Владивостоком», но опять – на Тихоокеанском флоте.
Заявляю совершенно уверенно, авторитетно и безапелляционно: город тоскует по своему кораблю! Некоторое время дарил он нерастраченную любовь свою «Москве», сначала – противолодочному крейсеру пр. 1123 (1967–1995), затем ракетному крейсеру пр. 1164 (1995–2022), но втайне мечтал, чтоб стоял на севастопольском рейде на виду у всего города огромный мощный красавец с гордым именем «Севастополь», и моряки с него чтоб танцевали «Севастопольский вальс» тёплыми нежными вечерами на Приморском бульваре, одаряя прекрасных девушек мороженым, ситро и своей ласкою…
Именно поэтому моя фраза «Служил на «Севастополе», но в Севастополе никогда не был» открывала мне все двери и сердца в этом городе.
А многие даже и не знали, что был такой корабль проекта 1134 – ракетный крейсер «Севастополь», хотя имена почти всех кораблей (особенно – «Букарей» - 1134Б) помнят наизусть до сих пор. Поэтому пригодились заранее отпечатанные фотографии моего корабля в виде открыток, которые я дарил, а когда осталась последняя – показывал собеседникам.
После ВМУ, библиотек и театра (см. Часть 1) второй моей целью были музеи: Музей Черноморского флота и корабль-музей «Сметливый». В первый попал не с первого раза, у входа толпилась шумная и недисциплинированная толпа детишек в несерьёзных ярко-оранжевых курточках с символикой «Артека» (такой же весёленький автобус припаркован неподалёку) и я не рискнул зайти внутрь. А вот на следующий день, уже выходя из здания музея, увидел чёткий чёрный строй кадет, на вид – младший курс (5- или 6-классники) и невероятно красивая учительница в форме мичмана. Пока она решала оргвопросы, строй, оставленный без надзора, дисциплинированно стоял на месте. И мне очень захотелось зайти в музей вместе с ними!
А со «Сметливым» получилось совсем интересно. Дело в том, что 61-й проект, распространённый в ВМФ СССР, прошёл мимо меня в годы моей службы. Видел их всего несколько раз, а внутри побывать не довелось (хотя на многих кораблях бывал). А между тем, это самый популярный проект среди историков флота и прочих авторов, по нему написано больше, чем про все остальные проекты, вместе взятые. Я знаю, о чём говорю, в своей книге «Другой флот» я писал о нём и изучал все доступные материалы.
Ну и трэвэл-блогеры не обошли "поющий фрегат" стороной, написав массу «обзоров на», главной особенностью которых является полное непонимание души корабля и сетование на высокую, по их мнению, цену билета 500 рублей (в Новороссийске крейсер «Кутузов» побольше, а цена 300). Огорчу вас, ребята: кофе на вынос, бесплатного вай-фая, ларьков с сувенирами и шавермой, а также интерактивных планшетов там нет сейчас, и, уверен, не будет никогда. И ноженьки ваши нужно тренировать, чтоб не уставали они при спуске от Музея ЧФ к причалу. А не ныть в комментах.
Купил билетик, в одиночестве (крупно повезло мне!) дождался выхода предыдущей небольшой группы и был приглашён на борт экскурсоводом. Им оказался Сергей Леонидович Лисовой, пол жизни отдавший кораблю. Моему восторгу не было предела! Корабль сохранён так, словно он только что пришёл «с морей» и снова готов к выходу! Корабельный запах – смесь ароматов соляры, машинного масла, краски и чего-то ещё, звуки работающих механизмов. Тесные коридоры, заполненные плафонами, кабель-трассами, волноводами, средствами БЗЖ (борьбы за живучесть) и прочим, мигом восстановили забытый навык пригибаться и уворачиваться. Люки и трапы, комингсы и двери – мышечная память не подвела спустя почти 40 лет!!! Не хватало только дежурного по кораблю, снующих по срочным делам матросов и команд по «Каштану».
Эти жёлтые коридоры периодически, пару раз в году, приходят ко мне во снах, и тут я наяву попал в свои сны. Друзья мои, часто вам приходилось вот так просто, всего за 500 рублей, попасть в сны, пронзить пространство-время и оказаться в юности? Мне удалось, спасибо экипажу, который состоит всего из 14 контрактников (как только они ухитряются приборку везде шуршать и подкрашивать, не говоря уже о другом обслуживании?) Естественно, книги «Не только морские рассказы» и «Другой флот» я подписал «Экипажу «Сметливого» от экипажа «Севастополя» на память» и подарил от всей души.
Но самое интересное случилось на следующий день. Горя желанием снова испытать это чувство «нахождения в снах», я с утра уже стоял на стенке, обелеченный и одухотворённый. Видимо, я был первым посетителем с утра, девушка-билетёрша вызвонила Сергея Леонидович, узнавшего меня с высоты борта. К моей радости, радости его не было предела! «Это вы, опять! Я начал читать книгу, она замечательная, пойдемте, покажу, что не входит в экскурсию!» Вот это удача, вот это польза от литературного труда, не зря не спал ночами!
Мы снова идём жёлтыми коридорами, снова заходим в кают-компанию офицеров, посещаем офицерскую каюту (каюта старпома тут №10, как и у нас на пр. 1134, об этом читайте рассказ «Сгущёнка»), личную каюту экскурсовода, каюту флагмана, кают-компанию мичманов. Заходим в ПЭЖ – пост энергетики и живучести (всё работает, лежат живые журналы для записи служебной информации), ГРЩ – главный распределительный щит (под напряжением, руками не трогать!), штурманскую рубку, на ходовой мостик, сигнальный мостик…
Штурманская рубка. Привет штурману Борису Седых!
Ходовая рубка очень тесная, только-только поместиться Командиру, вахтенному офицеру и рулевому:
Учебная тревога! Корабль экстренно к бою и походу приготовить! Баковым на бак, ютовым на ют. По правому левому борту с кранцами стоять. Отдать кормовой. Якорь поднять. Якорь чист. Гюйс спустить, Флаг перенести. Прямо руль. Обе машины вперёд самый малый. Я ничего не забыл за давностью лет?
Моему собеседнику уже второй раз звонит девушка-билетёрша, докладывает, что ждёт на стенке очередная группа, а мы всё никак не может расстаться, пришлось просить у людей извинения… Я сюда еще вернусь, мне бы только выбрать день!
Современные реалии Севастополя – пустое море, только патрульные катера несут своё дежурство. Над акваторией почти постоянно барражирует флотский вертолёт К-27, а в небе часто слышен звук турбин, и это не гражданские авиалайнеры. На сопочках крутятся антенны радаров. Ближе к вечеру и ночью иногда раздаются раскаты грома, и это не гроза. То короткие очереди из скорострельной пушки «б-р-р, б-р-р», то звук старта ракеты «бам-бззз», а через пару секунд «бух», то просто раскатистый грохот. А перед моей посадкой в электричку до Симферополя высокое голубое небо прочертил тонкий белый инверсионный след от ЗУР. Флот работает, чтоб город жил.
Первая часть этой статьи опубликована на канале Бориса Седых