Найти в Дзене

«Севастополь» в Севастополе. Часть 2. Добро пожаловать на борт!

«Служить на «Севастополе» и ни разу не быть в Севастополе» — вот мысль, которая грызла меня на протяжении многих лет. И, наконец, догрызла. Так начиналась первая часть этой статьи, опубликованная на канале Бориса Седых, питерского писателя, атомного подводника и парусного штурмана. Загрузившись целой коробкой книг «Проза морской жизни», «Позывной – Питон», «Прочный корпус», «Море на двоих», «Секретный поход» (Борис Седых) и «Не только морские рассказы», «Другой флот» (ваш покорный слуга), отправился я в город-герой Севастополь. А там общался с севастопольцами, дарил книги военно-морским училищам, библиотекам и просто людям, все эти занимательные приключения начал описывать в первой части и продолжаю во второй. Если в морской столице России, Санкт-Петербурге, можно месяцами жить и моря не видеть, с флотскими не общаться, то здесь, в столице черноморской, на флоте основано вообще всё. А море здесь повсюду, благодаря многочисленным бухтам, издавна добавляющим перчинки в городскую логистик
«Служить на «Севастополе» и ни разу не быть в Севастополе» — вот мысль, которая грызла меня на протяжении многих лет. И, наконец, догрызла.

Так начиналась первая часть этой статьи, опубликованная на канале Бориса Седых, питерского писателя, атомного подводника и парусного штурмана. Загрузившись целой коробкой книг «Проза морской жизни», «Позывной – Питон», «Прочный корпус», «Море на двоих», «Секретный поход» (Борис Седых) и «Не только морские рассказы», «Другой флот» (ваш покорный слуга), отправился я в город-герой Севастополь. А там общался с севастопольцами, дарил книги военно-морским училищам, библиотекам и просто людям, все эти занимательные приключения начал описывать в первой части и продолжаю во второй.

Если в морской столице России, Санкт-Петербурге, можно месяцами жить и моря не видеть, с флотскими не общаться, то здесь, в столице черноморской, на флоте основано вообще всё. А море здесь повсюду, благодаря многочисленным бухтам, издавна добавляющим перчинки в городскую логистику. Поэтому, естественно, что корабль с именем «Севастополь» здесь занимает особое место. Это и многочисленные мемориалы, картины, сувениры, и просто детские фантазии.

Речь идёт о линкоре «Севастополь», но в 1956 году после его вывода из эксплуатации город осиротел.

Линкор "Севастополь". Из общего доступа Интернет
Линкор "Севастополь". Из общего доступа Интернет

Поэтому логичным было присвоить это имя новому кораблю, им стал большой противолодочный корабль (позже – ракетный крейсер) «Севастополь» проекта 1134, вступившем в строй в 1969 году, последним из всей четвёрки кораблей этого проекта. Ну а я ступил на его палубу 16 лет спустя, будучи молодым и полным сил, чего уже нельзя было сказать о самом корабле.

Но собака зарылась в том, что «Севастополь» и остальная троица его систершипов, никогда не заходили в Чёрном море! Были приписаны к Северному и Тихоокеанскому флотам, обошли моря и океаны, но Босфора не проходили! И мне это каждый раз приходится объяснять слушателям, понимающе кивающим «А, понятно, ЧФ!», когда я упоминаю службу на «Севастополе».

Более того, и броненосец «Севастополь» (типа "Полтава", 1900–1904) короткую службу свою провёл на Балтике и Тихом океане…

Броненосец "Севастополь", из общего доступа Интернет
Броненосец "Севастополь", из общего доступа Интернет

У города, жизнь которого полностью связана с Военно-Морским флотом и кораблями, никогда (кроме линкорного периода 1943-1956) не было своего домашнего (то есть, базирующегося в городе) корабля. У Владивостока, например, был (РКР «Владивосток» пр. 1134), а у Севастополя не было! И два «Мистраля» (которым внезапно оказалось не суждено вступить в состав ВМФ РФ, а я уже почти договорился попасть на торжественную встречу) должны были стать «Севастополем» и «Владивостоком», но опять – на Тихоокеанском флоте.

Заявляю совершенно уверенно, авторитетно и безапелляционно: город тоскует по своему кораблю! Некоторое время дарил он нерастраченную любовь свою «Москве», сначала – противолодочному крейсеру пр. 1123 (1967–1995), затем ракетному крейсеру пр. 1164 (1995–2022), но втайне мечтал, чтоб стоял на севастопольском рейде на виду у всего города огромный мощный красавец с гордым именем «Севастополь», и моряки с него чтоб танцевали «Севастопольский вальс» тёплыми нежными вечерами на Приморском бульваре, одаряя прекрасных девушек мороженым, ситро и своей ласкою…

Именно поэтому моя фраза «Служил на «Севастополе», но в Севастополе никогда не был» открывала мне все двери и сердца в этом городе.

А многие даже и не знали, что был такой корабль проекта 1134 – ракетный крейсер «Севастополь», хотя имена почти всех кораблей (особенно – «Букарей» - 1134Б) помнят наизусть до сих пор. Поэтому пригодились заранее отпечатанные фотографии моего корабля в виде открыток, которые я дарил, а когда осталась последняя – показывал собеседникам.

После ВМУ, библиотек и театра (см. Часть 1) второй моей целью были музеи: Музей Черноморского флота и корабль-музей «Сметливый». В первый попал не с первого раза, у входа толпилась шумная и недисциплинированная толпа детишек в несерьёзных ярко-оранжевых курточках с символикой «Артека» (такой же весёленький автобус припаркован неподалёку) и я не рискнул зайти внутрь. А вот на следующий день, уже выходя из здания музея, увидел чёткий чёрный строй кадет, на вид – младший курс (5- или 6-классники) и невероятно красивая учительница в форме мичмана. Пока она решала оргвопросы, строй, оставленный без надзора, дисциплинированно стоял на месте. И мне очень захотелось зайти в музей вместе с ними!

А со «Сметливым» получилось совсем интересно. Дело в том, что 61-й проект, распространённый в ВМФ СССР, прошёл мимо меня в годы моей службы. Видел их всего несколько раз, а внутри побывать не довелось (хотя на многих кораблях бывал). А между тем, это самый популярный проект среди историков флота и прочих авторов, по нему написано больше, чем про все остальные проекты, вместе взятые. Я знаю, о чём говорю, в своей книге «Другой флот» я писал о нём и изучал все доступные материалы.

Ну и трэвэл-блогеры не обошли "поющий фрегат" стороной, написав массу «обзоров на», главной особенностью которых является полное непонимание души корабля и сетование на высокую, по их мнению, цену билета 500 рублей (в Новороссийске крейсер «Кутузов» побольше, а цена 300). Огорчу вас, ребята: кофе на вынос, бесплатного вай-фая, ларьков с сувенирами и шавермой, а также интерактивных планшетов там нет сейчас, и, уверен, не будет никогда. И ноженьки ваши нужно тренировать, чтоб не уставали они при спуске от Музея ЧФ к причалу. А не ныть в комментах.

Купил билетик, в одиночестве (крупно повезло мне!) дождался выхода предыдущей небольшой группы и был приглашён на борт экскурсоводом. Им оказался Сергей Леонидович Лисовой, пол жизни отдавший кораблю. Моему восторгу не было предела! Корабль сохранён так, словно он только что пришёл «с морей» и снова готов к выходу! Корабельный запах – смесь ароматов соляры, машинного масла, краски и чего-то ещё, звуки работающих механизмов. Тесные коридоры, заполненные плафонами, кабель-трассами, волноводами, средствами БЗЖ (борьбы за живучесть) и прочим, мигом восстановили забытый навык пригибаться и уворачиваться. Люки и трапы, комингсы и двери – мышечная память не подвела спустя почти 40 лет!!! Не хватало только дежурного по кораблю, снующих по срочным делам матросов и команд по «Каштану».

Эти жёлтые коридоры периодически, пару раз в году, приходят ко мне во снах, и тут я наяву попал в свои сны. Друзья мои, часто вам приходилось вот так просто, всего за 500 рублей, попасть в сны, пронзить пространство-время и оказаться в юности? Мне удалось, спасибо экипажу, который состоит всего из 14 контрактников (как только они ухитряются приборку везде шуршать и подкрашивать, не говоря уже о другом обслуживании?) Естественно, книги «Не только морские рассказы» и «Другой флот» я подписал «Экипажу «Сметливого» от экипажа «Севастополя» на память» и подарил от всей души.

Но самое интересное случилось на следующий день. Горя желанием снова испытать это чувство «нахождения в снах», я с утра уже стоял на стенке, обелеченный и одухотворённый. Видимо, я был первым посетителем с утра, девушка-билетёрша вызвонила Сергея Леонидович, узнавшего меня с высоты борта. К моей радости, радости его не было предела! «Это вы, опять! Я начал читать книгу, она замечательная, пойдемте, покажу, что не входит в экскурсию!» Вот это удача, вот это польза от литературного труда, не зря не спал ночами!

Мы снова идём жёлтыми коридорами, снова заходим в кают-компанию офицеров, посещаем офицерскую каюту (каюта старпома тут №10, как и у нас на пр. 1134, об этом читайте рассказ «Сгущёнка»), личную каюту экскурсовода, каюту флагмана, кают-компанию мичманов. Заходим в ПЭЖ – пост энергетики и живучести (всё работает, лежат живые журналы для записи служебной информации), ГРЩ – главный распределительный щит (под напряжением, руками не трогать!), штурманскую рубку, на ходовой мостик, сигнальный мостик…

Штурманская рубка. Привет штурману Борису Седых!

Ходовая рубка очень тесная, только-только поместиться Командиру, вахтенному офицеру и рулевому:

Учебная тревога! Корабль экстренно к бою и походу приготовить! Баковым на бак, ютовым на ют. По правому левому борту с кранцами стоять. Отдать кормовой. Якорь поднять. Якорь чист. Гюйс спустить, Флаг перенести. Прямо руль. Обе машины вперёд самый малый. Я ничего не забыл за давностью лет?

Моему собеседнику уже второй раз звонит девушка-билетёрша, докладывает, что ждёт на стенке очередная группа, а мы всё никак не может расстаться, пришлось просить у людей извинения… Я сюда еще вернусь, мне бы только выбрать день!

Современные реалии Севастополя – пустое море, только патрульные катера несут своё дежурство. Над акваторией почти постоянно барражирует флотский вертолёт К-27, а в небе часто слышен звук турбин, и это не гражданские авиалайнеры. На сопочках крутятся антенны радаров. Ближе к вечеру и ночью иногда раздаются раскаты грома, и это не гроза. То короткие очереди из скорострельной пушки «б-р-р, б-р-р», то звук старта ракеты «бам-бззз», а через пару секунд «бух», то просто раскатистый грохот. А перед моей посадкой в электричку до Симферополя высокое голубое небо прочертил тонкий белый инверсионный след от ЗУР. Флот работает, чтоб город жил.

Первая часть этой статьи опубликована на канале Бориса Седых