Давайте сегодня рассмотрим картину «Смерть Дидоны» венецианского мэтра XVIII столетия Джамбаттисты Тьеполо.
На полотне мы видим прекрасную женщину в дорогих золотых одеяниях, возлегающую на горе поленьев, вокруг ее собрались, убитые горем слуги, а напротив несчастной безмолвно стоят двое мужчин: грузный бородач в длинных восточных одеяниях и воин в серебряном шлеме и в красном плаще. Кто эти люди? Почему никто их не замечает?
Перед нами сцена из поэмы «Энеида» древнеримского поэта Верлигия, повествующая о том, как герой Эней вместе с соплеменниками-дарданцами бежит из пылающей Трои, павшей под натиском греков. В пожаре разрушенного града он теряет любимую супругу, выносит на руках старца-отца и выводит малолетнего сына Аскания. Претерпев много опасных приключений, Эней вместе со своим народом оказывается в Карфагене, где правит прекрасная и мудрая царица Дидона (или Элисса). По воле Венеры Дидона влюбляется в Энея и герой отвечает ей взаимностью, но боги велят Энею плыть дальше к Италийским берегам, где ему суждено положить начало славной истории Древнего Рима. Эней прощается с Дидоной и отплывает на кораблях под покровом ночи. Покинутая царица проклинает постылого изменника, униженная и объятая горем, она решается распрощаться с жизнью на погребальном костре, заколов себя клинком.
Воплощение образов героев мифов и легенд, эпических произведений Гомера, Вергилия, Данте на полотнах великих мастеров никогда не являлось простым изображением мифологических сюжетов в историческом антураже, оно всегда несло на себе глубокий смысл, может иногда противоречивый, а иногда и поучительный, как для современников, так и для далеких потомков. Тонким умением передать в графике не только нить повествования, но и наделить героев душой, характером, заставить зрителя сопереживать и соучаствовать в событии, изображенном на картине — все это было подвластно только великим художникам, среди которых был Джамбаттиста Тьеполо.
Перед нами не просто горе оставленной влюбленной женщины, все намного глубже. Давайте вспомним историю многострадальной царицы. Дидона была дочерью царя Тира. В юности она была выдана замуж за жреца культа Геракла Сихея. В браке супругам удалось полюбить друг друга и быть счастливыми. После смерти отца Дидона и Сихей стали царем и царицей, но брат Дидоны — Пигмалион вероломно убил Сихея и скрыл это от Дидоны. Призрак Сихея явился Дидоне во сне и поведал о злодеянии Пигмалиона, он предостерег супругу от опасности и посоветовал бежать из Тира. Собрав вокруг себя верных людей и прихватив царские сокровища, Дидона бежала за море. После долгих скитаний она оказалась на землях царя берберов — Ярба. Вместе с царем она заключила договор на покупку земли, но было одно условие: Дидона должна была взять столько земли, сколько покроет шкура одного быка. Мудрость подсказала Дидоне, как выйти из непростой ситуации. Царица приказала нарезать из бычьей шкуры тонкие ремни и, окружив ими большой гористый участок, основала первую карфагенскую цитадель — Бирсу.
«В эти приплыли места, где теперь ты могучие видишь
Стены, где ныне встает Карфагена новая крепость.
Здесь купили клочок земли, сколько можно одною
Шкурой быка охватить (потому и название Бирса)!
(«Энеида» Вергилий)
Царь Ярб был удивлен и восхищен мудростью Дидоны и просил ее руки. Но свободолюбивая царица отказала Ярбу и стала сама править своим государством, так как она поклялась не вступать более в брак и хранить верность покойному супругу.
Слава о ее мудрости, справедливости и твердости разнеслась далеко за пределами Карфагена. Она оказала царское гостеприимство несчастным скитальцам из Трои и их предводителю Энею. Венера, мать Энея, послала Купидона, чтобы он роковой стрелою, вселил в сердце карфагенской царицы пламя любви и страсти. Дидона и Эней много времени стали проводить вместе. Эней рассказывал о своих приключениях. У них было много общего: оба потеряли в прошлом любимых супругов, оба провели много времени в скитаниях и несли на себе бремя ответственности за свой народ. Эней и Дидона полюбили друг друга и стали неразлучны. Но разнеслась дурная молва, что царица забыла про государственные дела, не вершит больше справедливого суда и не занимается постройкой крепостей, она совсем забыла о подданных в любовных утехах с Энеем. Узнал это царь Ярб, забушевала в нем ревность и обида. Воззвал он к Юпитеру, поклялся, что пойдет войной на Карфаген. Владыка богов нашел его молитвы справедливыми и послал Меркурия образумить Энея и велеть срочно снаряжаться в путь к италийским берегам. Передал Меркурий грозное повеление Энею опечалился герой, но против воли Юпитера пойти не мог. Распрощался он с Дидоной и отплыл.
Горю Дидоны не было конца, страсть и любовь затмили в ее сердце все другие заботы. Она чувствовала себя униженной и обманутой. Дидона сокрушается, что забыла свою клятву памяти Сихею. Из-за дурной безжалостной молвы она потеряла свою славу мудрой и великой царицы. Не может она отправиться за море с Энеем, ни возьмет уж ее в жены дважды отвергнутый Ярб. Всему виной роковая любовь от стрелы Купидона. Дидона желает смерти и приказывает готовить себе погребальный костер.
Давайте рассмотрим композицию картины, на ней правая и левая сторона словно противопоставлены друг другу. В левой части картины художник расположил динамичную группу героев. Приближенные царицы собрались вокруг ее погребального ложа. Все объяты единым чувством горя. За Дидоной мы видим двух безутешных женщин, это кормилица Дидоны – Барка, и младшая сестра Анна. Чуть в отдалении стоят старцы, их лица полны скорби, на переднем плане мальчики пажи, в одеждах эпохи XVIII столетия, с блюдом для жертвенной крови, они, растерянно переглядываясь и прижимаются к алтарю.
Мы словно слышим слова Дидоны, которые вкладывает ей в уста Вергилий:
«Хоть неотмщенной умру — но умру желанною смертью.
С моря пускай на огонь глядит дарданец жестокий,
Пусть для него моя смерть зловещим знаменьем будет!»
Только лишь молвила так — и вдруг увидали служанки,
Как поникла она от удара смертельного, кровью…"
натуралистичных деталей, но зрителю понятен весь трагизм ситуации из полутонов. Мы не видим пламени костра, но видим зловещий дым, который уже поднимается из-под ложа и ползет серой дымкой средь колонн, поднимаясь в небо. Тьеполо не показываем нам крови, но мы видим смертельную бледность, которая уже легла на лицо несчастной царицы.
Перед смертным одром несчастной Дидоны стоят две мужские фигуры. Художник нарочно поместил их там, где по тесту «Энеиды» их не могло быть, но именно они являются причиной гибели Дидоны. Эней оставил Дидону по воле богов, а царь Ярб, униженный и отвергнутый дважды жених, который поклялся пойти войной на Карфаген из-за того, что Дидона предпочла Энея ему. Рассмотрим их повнимательней, ведь Тьеполо мастер деталей и текстуры. Ливийский царь Ярб в длинных царских одеждах и окладистой темной бородой. Именно такими изображали царей на древних барельефах. У него грузная фигура восточного правителя, его лицо хмуро, а губы плотно сжаты. Но с какой тонкостью прописаны элементы его одежды, его длинная льняная туника с пышной бахромой, красная бархатная шапочка в темных заплетенных волосах. Рядом с ним стоит Эней, мы видим его лицо только в профиль, но его поза выдает скорбь и сожаление. Его руки опущены на меч. Он безмолвно взирает на горе Дидоны. И здесь мэтр Тьеполо верен своему искусству: на шлеме Энея золотом выгравирован узор, крупными складками лежит на плечах героя алый плащ. Чтобы усилить трагизм события, Тьеполо решил сделать Энея свидетелем гибели возлюбленной. В «Энеиде» герой с борта корабля увидит лишь дым над Карфагеном и странное печальное чувство охватит его. А в Царстве мертвых он будет изумлен, встретив бесплотную тень Дидоны. Он кинется к ней, но мертвая царица уйдет от него даже не взглянув.
Позади объятых горем людей, возвышаются дорические колонны, своды портика поддерживает печальная кариатида, и только лучезарно белая ротонда, на фоне голубого, подернутого дымкой костра неба, словно указывает на восходящее солнце. По тексту поэмы, Дидона в последние свои минуты смотрела на свет появившийся в небе и горько стенала. И мы видим, как белые облака золотятся лучами рассвета и две птицы, устремляются ввысь. Может это знак? Сихей пришел за своей супругой? Когда Эней спустится в Царство мертвых, он узнает, что Дидона погибла и ее душа соединилась с почившим супругом.
Цветовая гамма полотна почти монохромна, она наполнена теплыми переходными оттенками. Наш глаз различает пряно-медовый, нежно-голубой, розовый, немного зеленоватого и кремовые оттенки. Тона сгущаются и становятся более интенсивными в одеяниях Дидоны и Энея. Царица в золотых одеяния, с белой обнаженной грудью и прекрасным, хоть и горестным ликом символизирует все то, от чего отказался Эней, следуя воле богов. Его красный плащ и серебряный шлем отражение его судьбы, сражений и странствий. Она – красота, величие и страсть, он – долг и судьба. Карфаген – владыка Востока и Рим – великая держава Запада. На смертном одре безутешная Дидона клянется, что никогда не будем мира между Карфагеном и Римом.
Тьеполо не раз в своем творчестве обращался к мифологическим, литературным и библейским сюжетам, подчас переставляя акценты событий с второстепенного плана первый или на оборот, переосмысливая роль того или иного персонажа произведения, открывая героя с совсем другой стороны, далекой от его литературной или мифологической традиции. Какими же приемами пользовался метр?
Живопись Джамбаттиста Тьеполо словно впитала в себя атмосферу венецианской культуры и искусств XVIII столетия: театр, опера, маскарады, культура улиц и придворные церемонии. Удивительная театральность полотен художника словно переносит зрителя в лоджию театра, а персонажи картины становятся актерами. Их жесты яркие и выразительные, эмоции настоящие. Мы видим их мимику, читаем их позы, словно слышим их речи, обращенные к друг другу. Тьеполо даже задний план превращает в сценические декорации, служащие для усиления эпичности и торжественности сцен, разыгрывающихся перед зрителем. Мы словно слышим плач Дидоны, стенания ее слуг, потрескивание поленьев костра, хоть огня мы не видим. А в небе кричат птицы, приветствуя восходящее солнце.
Эскиз «Смерть Дидоны находится в экспозиции Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина в Москве. В Музей эскиз поступил в 1928 году, из собрания Юсуповых. Есть предположение, что сам эскиз был приобретён князем Н.Б. Юсуповым во время путешествия по Италии в 1783-1789 гг.
Может поступок Энея и был продиктован богами и боязнью их гнева, и ему пришлось, подавив свои чувства отправиться к италийским берегам, где потом воссияет Великий Рим, но есть исторические персонажи, которые сами обуздывают свои страсти, чтобы прославить свою державу и войти в историю. Переходите по ссылочке и узнаете историю Сципиона Африканского, великого древнеримского полководца на картине Никола Пуссена «Великодушие Сципиона».