Компании с большим автопарком теряют примерно 10% расходов на топливо каждый год из-за махинаций сотрудников, а это может составлять 100-200 тысяч рублей на каждый грузовик, заявил в комментарии РИА Новости директор по продукту IT-решений SKAI (входит в ПАО «МТС») Юрий Висневский.
По его словам, наиболее простой схемой является слив топлива водителем прямо из бака, когда машина стоит без движения. Однако такие случаи быстро выявляются благодаря системам GPS/ГЛОНАСС, которые фиксируют резкое падение уровня топлива в баке.
С развитием телематики мошенники начинают использовать более сложные схемы. Например, они могут заправлять чужие машины своей топливной картой, а затем продавать «лишние» литры за наличные. В таких случаях в чеках может быть указано 500 литров, но в баке окажется только 400. Телематика, сравнив данные о покупке топлива и объем его увеличения в баке, помогает выявить расхождения, пояснил Висневский.
Еще одной продвинутой схемой является слив топлива на ходу, когда водители подключают тонкую трубку к баку, и топливо постепенно уходит во время движения. В таких случаях системы телематики не фиксируют резких изменений уровня топлива, но и эту схему можно выявить, если расход топлива одной из машин постоянно выше нормы.
Когда данные сводятся в удобные дашборды, любые аномалии становятся очевидными, и с помощью телематики можно вовремя обнаружить проблему и сэкономить на топливе. Современные системы также помогают снижать расход топлива, выявляя неэкономичное вождение и обучая водителей.