Найти в Дзене
Анастасия Миронова

Тургенев на гонорар за первый очерк полгода жил в Европе, Войнович дебютной повестью кормил семью два года, купил всю мебель и мотоцикл

Подготовила для вас новую рекомендацию к чтению, из литературы последних десятилетий. Той ее части, которая нынче не в моде. Но боюсь, что рекомендации будут слишком частые, читать успевать никто не сможет, в итоге все имена забудутся. Пока отложу. И вообще напишу сегодня коротко, так как и без того хватает текстов про литературу и в основном разделе - когда вам их все успевать читать. Надеюсь, Кантора у нас не каждую неделю будут издавать, потому станем считать форс-мажором. Вообще же, давно хочу предложить для размышления два таких факта. Первый: большая литературная карьера Тургенева началась с публикации в журнале "Современник" очерка "Хорь и Калиныч". Рукопись не пришла туда самотеком: Тургенева, блестяще образованного дворянина из богатейшей семьи, знали новые владельцы журнала Некрасов и Панаев. Они сами попросили написать для них "что-нибудь". Очерк вышел в 1847 году. Аккурат когда Тургенев вновь встретился с Полиной Виардо и кинулся в Европу вслед за ней. Мать у Тургенева бы

Подготовила для вас новую рекомендацию к чтению, из литературы последних десятилетий. Той ее части, которая нынче не в моде. Но боюсь, что рекомендации будут слишком частые, читать успевать никто не сможет, в итоге все имена забудутся. Пока отложу. И вообще напишу сегодня коротко, так как и без того хватает текстов про литературу и в основном разделе - когда вам их все успевать читать. Надеюсь, Кантора у нас не каждую неделю будут издавать, потому станем считать форс-мажором.

Вообще же, давно хочу предложить для размышления два таких факта.

Первый: большая литературная карьера Тургенева началась с публикации в журнале "Современник" очерка "Хорь и Калиныч". Рукопись не пришла туда самотеком: Тургенева, блестяще образованного дворянина из богатейшей семьи, знали новые владельцы журнала Некрасов и Панаев. Они сами попросили написать для них "что-нибудь".

кто узнает авторов и сотрудников журнала "Современник"? / из Википедии
кто узнает авторов и сотрудников журнала "Современник"? / из Википедии

Очерк вышел в 1847 году. Аккурат когда Тургенев вновь встретился с Полиной Виардо и кинулся в Европу вслед за ней. Мать у Тургенева была деспотичная и денег на обретение счастья с "этой цыганкой", как она называла Виардо, не давала. Тургенев, наследник огромного состояния (вздорная мать вскоре начнет его распродавать, чтобы сыновьям ничего не досталось), поехал за границу только с тем, что получил за очерк. Этих денег ему хватило, чтобы несколько месяцев (то ли пять, то ли семь) путешествовать вслед за четой Виардо по европейским столицам, жить в отдельных номерах и даже нанимать квартиры. Потом деньги стали кончаться. Тургенев писал новые очерки, так и кормился.

Я не нашла точных данных о тираже первого "некрасовского" номера "Современника", полагаю, что он бы в пределах 600-900 экз. В 1848 году тираж номера уже достигал 3100 экз.

Это первый факт. Второй. В 1961 году в журнале "Новый мир" вышла повесть Владимира Войновича "Мы здесь живем". Незадолго до этого на Всесоюзном радио состоялась премьера песни на слова Войновича "Четырнадцать минут до старта". После выхода повести и до 1963 года у Войновича не было больших заработков. Могу ошибаться, но, вроде, вообще не было, так как он ушел с должности сценариста на радио.

Так вот, друзья, Войнович два года жил и содержал семью на гонорары от публикации в "Новом мире" и текста песни. Более того, он обставил комнату (жили в коммуналке), даже приобрел иностранную мебельную "стенку", купил мотоцикл, подарил жене с тещей шубы. И, повторяю, два года жил на эти деньги. Об этом он рассказал в книге "Автопортрет. Роман моей жизни".

Сегодня на деньги от литературных заработков живут в России лишь несколько человек. А точнее, большинство из них в России уже не живет, а прогуливает деньги в другом месте. Прозаические публикации в журналах, насколько я знаю, вроде бы, кроме "Юности", не оплачиваются или оплачиваются по кумовству. Я с этим сталкивалась (не скажу, где): когда вообще не читаемые какие-то пожилые авторы, друзья редакторов получали гонорары за не нужные публикации, а авторы со стороны, хоть и с бестселлерами, не получали ничего.

Что касается книг, то в больших издательствах писатель сегодня, если он вообще получает роялти и если не продает книгу сам, имеет с книги 5-30 рублей. С аудиокниги он может получать от издательства даже меньше рубля за скачанный экземпляр. Такие дела.

Профессиональной литературы стало очень мало. Пришла пора литературы совместителей. Которую авторы делают в свободное от работы время. Профессиональным литератором считается сегодня человек, который может зарабатывать в смежных отраслях: публицистикой или критикой. С некоторых пор привилегированными считаются писатели, у которых есть доход от блога.

Почему все тургеневские девушки не только чувственны, но и агрессивно навязчивы в своей любви. Травма великого писателя
Анастасия Миронова28 марта