Книга Даниеля Дефо «Жизнь и необычайные, удивительные приключения Робинзона Крузо, моряка из Йорка» вышла в свет весной 1719 года в Лондоне. С тех пор, вот уже более 280 лет, эта книга — самая популярная и самая издаваемая в мире. Считается, что прототипом героя романа Дефо послужил реальный человек — шотландский моряк Александр Селькирк, также попавший на необитаемый остров. Но только ли он один?
Строптивый пират
Александр Селькирк появился на свет в многодетной семье сапожника. Своевольный и необузданный, он рано убежал из дома и в 1703 году поступил матросом на фрегат «Лое Синко Пуэртос», входивший в состав флотилии знаменитого морского разбойника Уильяма Дампира.
В поисках добычи флотилия обогнула южную оконечность Африки, пересекла Индийский океан, побывала у острова Ява и, переплыв Тихий океан, подошла к Южной Америке. Здесь-то и вспыхнула ссора между Селькирком и капитаном корабля.
Селькирк потребовал высадить его на ближайшем берегу. Капитан, желая освободиться от строптивого матроса, охотно выполнил это требование. Более того, приказал снабдить бунтаря некоторыми полезными вещами.
В небольшом матросском сундучке лежала одежда, еда на первое время, фунт табаку, нож, чайник, огниво, топор. Кроме того, Селькирк имел мушкет, порох и пули.
На календаре было 27 октября 1704 года.
Только сойдя на берег, Селькирк понял трагичность своего положения. Он рассчитывал, что высадится на материке, невдалеке от населенных мест, оттуда ему легко будет возвратиться в родную Шотландию. Однако земля, на которой он оказался, была небольшим необитаемым островом Хуан Фернандес. Он лежал в 600 километрах к западу от побережья Чили...
Будучи крепким человеком, Селькирк сумел преодолеть отчаяние, построил жилье, стал охотиться на коз, которые в изобилии водились на острове, а из шкур изготавливал одежду. Он даже начал приручать диких коз и устроил для них загон.
Впрочем, говорить подробно о жизни Александра Селькирка на необитаемом острове — это все равно что пересказывать роман Даниеля Дефо. Вот только финал в истории с Селькирком был совсем другим.
Человек в козьих шкурах
1 февраля 1709 года около острова Хуан Фернандес бросил якорь фрегат «Герцогиня» под командованием капитана Вудса Роджерса. Это было английское пиратское судно, направлявшееся на разбой к берегам Южной Америки.
Команда получила отдых. Матросы разбрелись по острову и вдруг заметили лохматое существо. Его поймали, связали и доставили на корабль.
Капитан Роджерс, вспоминая тот день, писал:
«Некоторое время спустя вернулся баркас с лангустами и с человеком, одетым в козьи шкуры. Он выглядел более диким, чем эти животные. Его звали Александр Селькирк. Когда мы взяли на борт, ему было всего лишь около 30. По воле проведения и благодаря силе молодости он преодолел все трудности своего печального положения и сумел прожить в уединении благополучно и в свое удовольствие...»
Но в удовольствие ли? Селькирк пробыл на необитаемом острове четыре года и пять месяцев. Он почти забыл английский язык, и капитану Роджерсу пришлось снова учить его родной речи.
Два года плавал Селькирк на «Герцогине», став пиратом, как и его спасители. Только в 1711 году он возвратился в Англию, но, как ни странно, тосковал по своему острову и мечтал снова побывать там.
Александр Селькирк умер в 1721 году, в возрасте 42 лет, во время очередного плавания. Спустя 164 года на его родине, в городе Лаго, ему был поставлен памятник...
Считалось, что своего Робинзона Крузо Даниель Дефо списал с Селькирка, бывшего пленника острова Хуан Фернандес. Однако позже появились сомнения в справедливости такого предположения.
Автору знаменитой книги могла быть известна и другая история, случившаяся намного раньше, примерно, в 1540 году, с испанским моряком Педро Серрано. Произошла она в тех же краях, у берегов Чили.
На острове черепах
После кораблекрушения волна выбросила Серрано на безлюдный остров. Но если «владения» Селькирка были настоящим раем, полным дичи, съедобных растений, родников с чистейшей водой, то остров, на который волею судьбы попал Педро Серрано, представлял собой песчаную косу длиной около восьми километров, совершенно пустынную, без единой травинки. Пресной воды здесь тоже не было. Только желтый песок, сухие водоросли да деревянные обломки, выброшенные на берег морем.
Все имущество Серрано состояло из рубашки, штанов и ножа. Разжечь костер было нечем. Правда, стальное лезвие ножа можно было использовать как кресало, а сухие обрывки одежды — как трут, но требовался еще кремень. Но на этой голой косе не было ни единого камня.
Первые дни Серрано питался сырыми креветками и ракушками, которые выкапывал из песка. Будущее не обещало ничего, кроме гибели. Несчастный даже подумывал о самоубийстве.
Но вдруг он заметил больших черепах, медленно выползавших из моря. Серрано бросился к ним и стал переворачивать на спину. Потом перерезал одной из рептилий горло и утолил жажду кровью.
Мясо черепах, высушенное на жарком солнце, оказалось вкусным и питательным. А панцири пригодились как отличные посудины для сбора дождевой воды. Теперь Серрано не грозили ни жажда, ни голод. И все же он постоянно мечтал об огне.
Огонь позволил бы не только готовить нормальную, горячую, пищу, но дал бы надежду на спасение. Дым от костра мог стать сигналом для кораблей, проходящих мимо острова.
Плавая, Серрано пристально осматривал морское дно. Однажды на довольно большой глубине он заметил то, что искал: камешки. Рискуя утонуть, он нырнул и с трудом, почти задыхаясь, схватил несколько камней. Один из них удалось использовать в качестве кремня. Вскоре на острове заполыхал первый костер — благо топлива здесь было достаточно.
Свой костер Серрано берег столь же тщательно, как это делали первобытные люди. В его рационе появилось жареное и копченое черепашье мясо. Черепах же на острове водилось много, и стадо их, к счастью, не убывало...
Встреча на пустынной косе
Прошло ровно три года с того дня, как злая судьба забросила испанского моряка на безлюдную песчаную косу. За это время он не раз видел паруса проходивших вдали кораблей. Но ни один из них не свернул с курса — возможно, никто не заметил сигналов, которые подавал Серрано.
Надежда сменялась отчаянием.
Но однажды прекрасным утром произошло то, чего Серрано никак не мог ожидать: на своем пустынном острове он увидел… человека! Почти в тот же момент незнакомец поднял глаза и тоже увидел Серрано — обросшего волосами, полуголого, оборванного.
С диким криком мужчина побежал прочь. Бросился бежать и Серрано, громко взывая: «Иисусе, избавь меня от дьявольского наваждения!» Он решил, что на острове появился сам дьявол в человеческом обличье.
Незнакомец, услышав заклинания Серрано, вдруг остановился и закричал: «Брат, брат, не беги от меня! Я такой же христианин, как и ты». Тогда и Серрано пришел в чувство. Они приблизились и обнялись.
Оказалось, что человек (его имя, к сожалению, осталось неизвестным) тоже пережил кораблекрушение и, уцепившись за доску, добрался до острова. Серрано поделился с ним всем, что имел. Всю работу они теперь делали сообща.
Однако настал день, когда дружба вдруг дала трещину, а затем и вообще сменилась враждой. Начались взаимные упреки и драки. Чтобы не убить друг друга, они решили жить отдельно, на разных концах острова, каждый со своим костром. Оба страдали неимоверно.
Можно представить, каким радостным для них был день примирения...
«Вернитесь! Мы — люди»
Уже семь лет находился Педро Серрано на острове. Наконец с одного из проходивших мимо кораблей заметили его дымовой сигнал и отправили к берегу шлюпку. Но едва шлюпка подошла к острову и сидящие в ней моряки увидели две косматые фигуры, похожие на горилл, они со страхом повернули обратно.
Напрасно островитяне кричали: «Вернитесь! Мы — люди! Заберите нас отсюда». Тщетно! И тогда Серрано вместе со своим товарищем по несчастью громко запели молитву. Лодка замедлила ход, а затем и повернула к острову...
Полчаса спустя отшельники были уже на палубе фрегата. Их ощупывали, осматривали. Товарищ Серрано не выдержал волнений и умер — от радости. А Серрано сначала повезли на его родину, в Испанию, затем — в Германию, где представили самому императору Карлу V, который с огромным интересом выслушал его рассказ о приключениях на острове черепах.
Несмотря на все пережитые страдания, какая-то неведомая сила тянула Серрано обратно. Он решил побывать на острове и отправился в плавание к берегам Чили, но по пути скончался...
Можно вспомнить имена других людей, волею судьбы попавших на необитаемые острова. Вот еще один случай.
Англичанин Филипп Аштон попал в плен к пиратам. На острове Роатан в Гондурасском заливе Карибского моря ему удалось бежать.
Остров оказался необитаемым, но вполне подходящим для жизни. Там зрели плоды — виноград, фиги, авокадо, жили дикие свиньи и олени. Но беда заключалась в том, что у Аштона, кроме блузы, штанов и берета, не было ничего, даже обуви. Не было никакого оружия и огня.
Ему пришлось пережить множество опасных приключений, но все же он не погиб. Спустя два года Аштона сняло с острова английское судно.
Какие именно случаи использовал Даниель Дефо при работе над своим романом, теперь уже точно установить невозможно. Сам он никаких воспоминаний на этот счет не оставил. Так что происхождение Робинзона Крузо и его приключений по-прежнему остается тайной.
Геннадий Черненко